Какой должна быть настоящая христианка?

Что такое сексуальная теология

Вопросом христианской сексуальности занимается сексуальная теология. В рамках этого комплекса дисциплин западные богословы и философы религии спорят, для чего Бог создал секс и подарил нам возможность испытывать оргазм, какие сексуальные практики он считает приемлемыми и даже желанными, а какие — греховными и почему же так настойчиво требует целомудрия от некоторых своих последователей. Сексуальная теология в последнее время активно обсуждается в западном мире, преимущественно в протестантских кругах, которые всегда были более открыты к сомнениям и не боялись оспаривать религиозные догматы и двигаться в ногу со временем.

Был ли Христос профеминистом

Конечно, подобные взгляды на секс и удовольствие хоть и кажутся радикальными, но не отменяют консервативных высказываний христиан о браке, разводе и роли женщины в семье. Вполне можно разрешить взгляд на секс как на удовольствие и сохранить при этом традиционные ценности: мол, наслаждайтесь сексом, развивайте свою духовность, познавайте себя — но в браке с четко прописанными гендерными ролями.

Но мир меняется. Всё больше современных христиан (в основном протестантов) не хотят мириться с подобными заявлениями

Рассуждая про феминизм, протестантский теолог Роланд Каро напоминает о важности исторического контекста. Понятное дело, многие высказывания Христа звучат слишком консервативно для нашего времени: он жил две тысячи лет назад — а потому не стоит их буквально и понимать

Например, Христос и вправду был против развода:

Но он запрещал разводиться не потому, что хотел, чтобы люди были несчастливы в браке. Он запрещал развод для того, чтобы дать женщинам больше прав, чем у них было в то время.

Из цитаты видно, что развод в древнем иудейском обществе был простой процедурой: достаточно было дать своей (теперь уже бывшей) жене «разводное письмо» — и отправить ее обратно в семью. Мол, не подошел ваш товар, испортился. Женщины рассматривались исключительно как имущество — дорогие (или не очень) объекты, которыми мужчины обменивались для укрепления социальных связей и обретения власти. Старый Завет пропитан такими взглядами на брак и семью.

Христос же пытается изменить такое потребительское отношение к женщинам. Он постоянно повторяет, что брак заключается на небесах, развод невозможен, жена — одна плоть с мужем. Все его слова сейчас кажутся консервативными и старомодными, но для его современников они звучали очень прогрессивно и феминистично.

Краткая история Христианской Церкви

Она берет свое начало с Пятидесятницы, а продолжается до настоящего времени.

Сошествие Святого Духа

Кто первый принял христианство

Начало христианской общине положено евреями. Именно в Палестине:

  • происходили основные события, земной жизни Основателя христианства;
  • родились, жили Его ученики – Апостолы;
  • совершилось величайшее чудо – Воскресение Христово, а через 40 дней Его Вознесение на небо;
  • родилась Церковь, когда на 50 день по Воскресении на учеников сошел Святой Дух – чтобы пребывать среди верных до конца века, последнего Суда.

Понятно поэтому, что старейшая, самая уважаемая община была именно в Иерусалиме. Здесь же проходили Апостольские соборы, принимавшие важнейшие для Церкви решения.

Значение этой авторитетнейшей общины существенно уменьшилось лишь после того, как 30 августа 70 г. н.э. римские войска полностью разрушили Святой Город.

К этому времени проповедники Христа уже разошлись по всему тогдашнему миру.

Распространение

Мировой религией христианство становится уже при Апостолах, когда первые общины появляются на большей части территории огромной Римской империи – единственной великой державы тогдашнего мира.

Сколько и какие страны приянли христианство

За последующие столетия общины верных появляются по всему миру.

Интересный фактСейчас нет ни одной страны, где не было бы христианской общины.

Какая страна первой признала христианство своей официальной религией?

Это Армения, официально ставшая христианской страной с 301 г.Ее Крещение связано с именами свет. Григория Армянского и царя Тиридата, пришедшего к вере через суровые испытания, но в итоге ставшего ее ревностным проповедником.

В Римской Империи

В течение трех столетий здесь шли гонения на Церковь. Однако в начале IV в. император Константин уверовал во Христа. Подписанный им так называемый Миланский эдикт (313 г.), правда, лишь прекратил 300-летние гонения на Церковь, разрешив христианам молиться, строить храмы. Но эта религия была «одной из многих» на территории империи. А сам Константин принял Крещение лишь незадолго до смерти. Государственной же религией правопреемника древнего Рима – Византии – христианство станет уже после Константина.

Другие страны

Далее христианство стало государственной религией:

  • в Эдессе (сейчас – Урфа); именно для правителя этого города Сам Христос послал Свою первую икону – Нерукотворный Образ, и, по преданию, письмо с благословением; точная дата принятия веры эдессянами не известна, но иногда это государство, а не Армению, именуют первой христианской страной, то есть Крещение приходится на первые годы IV в.;
  • в Иверии (Грузии); она крещена с 326 г. усилиями равноапостольной Нины.

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

На Руси

Датой принятия веры считается 988 г., когда принял Крещение князь Владимир. Однако первые общины христиан появились примерно за четыре десятилетия до этого – тогда крестилась княгиня Ольга (около 957 г.).

Христианство — основание мировой религии

Сколько христиан в мире

За прошедшие 2000 лет небольшая группа учеников «Иисуса из Назарета» стала самой многочисленной религией планеты. Количество чад Христовых сейчас – несколько менее половины ее населения, около 2,4 млрд.

Где и когда зародилось Христианство

Место возникновения религии – древняя земля Палестины, одно из красивейших, совершеннейших творений Божиих. За священной рекой Иордан – совсем небольшая территория, но природа здесь уникально разнообразна. Здесь соседствуют горы, вершины которых покрыты вечными снегами, и плодородные долины, заросли пальм, гранатов, кипарисов, ив – и знойные пустынные пространства.

Голгофа с запада. 1899. Фото Л. Кандаурова. Музей-заповедник В. Д. Поленова

Прямо здесь происходили важнейшие события истории первоначального человечества: может быть, жил, умер прародитель людей Адам (по преданию, он похоронен на горе Голгофа), прошел нелегкую, но полную благодати Божией жизнь праотец Авраам, пасли стада его потомки, а Мертвое море – действительно мертвое, с водой, неспособной поддержать даже малейшую жизнь – хранит память о страшной катастрофе городов Содома и Гоморры, уничтоженных Богом за множество прегрешений. Эту землю Сам Бог обещал Своему народу – иудеям, не просто как место жительства, но – как особое, благодатное место.

Многие приезжающие сюда паломники ощущают ее как особую, близкую к Небу, благословенную. Это верные ощущения.

Время жизни христианской общины ныне отсчитывает гражданский календарь, принятый во многих странах. Он ведет летоисчисление от условной даты Рождества Христова, то есть появления на свет Иисуса, именуемого Христом (Спасителем). Но собственно появление Церкви произошло не 2021 год назад, а все-таки чуть менее 2000, когда Сошествие Святого Духа знаменовало наступление новой эпохи истории людей.

Основатель — Бог

Ведущая мировая религия появилась не только в уникальном месте земли. Столь же необычен Тот, Кто основал ее. Великие религии мира созданы духовными лидерами, пророками, доносившими до людей божественные истины. Но лишь у христиан  Создатель Церкви, ее Глава – есть также Сам Бог, Которому поклоняются, Которого любят в ответ на Его любовь.

«Распятие Христа на Кресте». Художник В. Васнецов, 1902 г

Христианство – единственная религия, исповедующая, что Создатель земли, неба, людей, Сам стал совершенным Человеком, Иисусом. Он прошел человеческую жизнь со всеми ее горестями, болью, бедами, ужас страшной, позорной смерти через Распятие – а затем воскрес, открыв дорогу к Небу, Раю миллионам тех, кто решается доверить Ему себя.

Еще одним чудом стало создание мировой религии из горстки скромных учеников. Ап. Павел писал:

Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем

(2 Кор. 4:6-9).

А все потому, что благовестие христианства, по слову того же Апостола, «не есть человеческое» (Гал.1:11). Итак, христианство – по сути, единственная религия, единственная Церковь, основанная Самим Богом, Им же – поддерживаемая.

Интересный фактВсего чуть более чем за 300 лет – срок, по масштабам истории совсем небольшой – оно без единого выстрела покорило себе тысячи людей Римской империи, а потом – продолжило шествие по миру, неся Истину всем народам земли.

Гомосексуальность и христианство: история заблуждений

Одно из самых больших заблуждений в истории христианства, как считают современные западные теологи, — это история Содома. Даже те, кто далек от христианской веры, уверены: Бог наказал жителей Содома за грех гомосексуальности.

Безусловно, содомляне поступили плохо: они хотели извлечь выгоду из беззащитности чужеземцев и надругаться над ними

Им было неважно, какого пола гости. История Содома — это поучительная история о жестокости сильных над слабыми, о несправедливости, о изнасиловании — но отнюдь не о гомосексуальности

Другой растиражированный библейский отрывок, который любят использовать христианские моралисты, — это цитаты из Левита:

Как замечает Теодор Дженнингс, только в VII–IX веках христианские богословы начали использовать эти отрывки в своих проповедях против гомосексуальности. Подобную «слепоту» можно объяснить тем, что ранее никому и в голову не приходило толковать их так буквально. И хотя изначальный смысл отрывков утерян, да и различные переводы и версии, что дошли до нас, наверняка его исказили, исследователи предполагают, что эти предостережения могли означать:

запрет языческих культов плодородия, которые могли быть распространены до иудаизма. Попросту говоря, эти законы запрещают не гомосексуальный секс, а обряды старых религий (Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century,  John Boswell);

метафорический запрет смешивания различных культур и желания вобрать в себя чужие элементы (отсюда «не ложись как с женщиною» — то есть не подчиняйся, не принимай). Любая новая религия может раствориться в старой, более распространенной, которой всё еще больше доверяют, которая просто стала привычкой. На момент написания Ветхого Завета иудаизм не был главенствующей религией, а значит, был под угрозой. Авторы этих строк хотели оградить новую, пока еще слабую религию от заимствований и влияния других культур.

Чем больше эти строки переводились, переписывались и пересказывались, тем быстрее терялся их первоначальный смысл.

Оргазм как доказательство существования Бога

И мужчины, и женщины наслаждаются сексом. И если раньше христиане рассматривали оргазм как искушение и грех, то современные западные теологи видят в нем доказательство существования Бога.

Но, может, он нужен для того, чтобы женщины хотели заниматься сексом с мужчинами? Философ науки Элизабет Ллойд утверждает, что это не так: статистически женщины редко испытывают оргазм от гетеросексуального проникающего акта. Кроме того, во время мастурбации женщины гораздо быстрее и с меньшими усилиями достигают оргазма, чем при проникающем сексе с партнером. Такое устройство выглядит очень необдуманным решением: если бы эволюция «хотела», чтобы женский оргазм служил только целям размножения и как своего рода «рекламная акция» для проникающего секса с партнером — он работал бы как-то иначе.

Марк Морфард, Роланд Каро и другие современные протестантские теологи считают, что ответом для эволюционной загадки про женский оргазм может быть Бог. Так, Каро доказал, что одни и те же участки мозга активны и во время оргазма, и во время религиозного экстаза. Это подтверждается и личным опытом.

А тот факт, что люди проделали такую духовную эволюцию (от оргазма к религиозному экстазу) лишь подтверждает, что Бог есть — и это он наградил нас такой возможностью.

С подобными заявлениями протестантских теологов, конечно, можно поспорить. Но они хороши уже тем, что подрывают стереотипы и, наконец, рассматривают секс в позитивном свете.

Секс — это не постыдное греховное удовольствие, а способ познания Бога и себя.

Такие обсуждения секса меняют и взгляд на то, зачем он нужен. Если раньше его функция сводилась к деторождению в христианском дискурсе, то теперь он рассматривается и как проявление любви, и как духовная практика. Раз Бог создал оргазм, значит он хотел, чтобы мы занимались сексом не только для продолжения рода, а чтобы мы им наслаждались. Вполне вероятно, что на подобные взгляды повлияли восточные духовные практики, которые стали популярны в XX столетии на Западе. Например, идеи самосовершенствования и наслаждение сексом распространены в неотантре.

Суть, значение и цель христианства

«Бог есть Любовь» – так выражает сущность веры любимый ученик Христа, Апостол Иоанн Богослов. Новое понимание человека как любимого создания Божия, а Господа – как Любящего, прощающего, помогающего – таков вклад христианства в культуру. На этой основе возникают даже явления, казалось бы, прямо с верой не связанные, например:

  • искусство зарождается в недрах богослужения; а основа самовыражения художника – представление о человеке как носителе Образа Божия, которых включает способность к творчеству, созиданию;
  • наука основана на христианском представлении о человеке, как царе, властителе природы.

Наталья Сазонова

Почему христианство эротофобно

Христианство эротофобно. Попросту говоря, христианские теологи боятся говорить о сексе. К таким выводам пришла Маргарет Фарли, современная католическая теологиня, которая выяснила, что негативное отношение к сексу досталось христианству в наследие от античных и римских философов, а также первых христианских богословов.

Увлекаясь сексом, мы хотим управлять тем, что вне нашей власти: желаем взаимности, стремимся нравиться другому и выглядеть сексуально — хотя наша внешность всё равно со временем меняется, как бы мы ни старались. Стоики считали, что секс путает мысли и отвлекает от духовного развития.

Первые христиане переняли этот взгляд на секс как на занятие, которое отдаляет нас от Бога. А еще через несколько столетий заявили, что секс не только потенциально опасен, так как может быть причиной потери контроля, но и сам по своей природе есть зло и грех — всегда, везде и с любым партнером.

Таким взглядам поспособствовал Аврелий Августин, христианский богослов и философ IV–V веков, который в своей автобиографии «Исповедь» честно признался, как сложно ему было себя контролировать в юности и как много сексуальных грехов он тогда совершил. Этот опыт убедил его: похоть — это Божье наказание, а раз любой секс начинается с этого греховного желания (даже тот, что угоден Богу: происходит между мужем и женой и ведет к рождению ребенка), то сексуальная природа человека изначально грешна.

Секс — это напоминание от Бога, что мы всего лишь люди, что мы оступились, что мы наказаны.

Фарли уверена, что даже те позитивные взгляды на секс как на продолжение рода, что особенно часто проповедовали ранние протестанты в XVI–XVII веках, всегда были под властью стереотипа «сексуальные желания опасны, их необходимо контролировать, ведь люди не умеют сдерживаться». А потому людям нужен брак и тщательно прописанные правила сексуальной жизни мужа и жены — всё в целях контроля, всё для того, чтобы люди как можно реже и осторожнее занимались этим грешным и опасным для души занятием.

Средневековый философ и теолог Фома Аквинский допускал секс только в целях продолжения рода. Один из инициаторов Реформации Мартин Лютер считал, что сексуальные отношения между мужем и женой должны строиться на основе веры в Бога, а протестантский теолог Карл Барт, живший в XIX–XX веке, уже допускал сексуальные отношения — если только они находятся в гармонии с духовностью. И хотя о сексе теологи говорили на протяжении всего развития христианства, на нем всегда лежала эта негативная тень греха.

Христианство на протяжении всего своего развития учило: сексуальные желания нам до конца не подвластны.

***

– В энциклопедическом словаре современной
русской цивилизации о владыке Иоанне (Снычеве) сказано, что
его деятельность способствовала росту православного
движения. Как Вы оцениваете деятельность владыки Иоанна? Кто
сейчас является духовником и проповедником России?

– Мы, русские, не знаем ни в чем меры. Прав
был Достоевский, когда говорил о русском: «Слишком широк
человек, я бы его сузил»3. Уж если мы возьмемся хвалить –
расступись земля, начнем ругать – сотрем в порошок. Что
касается поклонников владыки, ну любите вы его и уважайте,
да знайте меру, а то он уже стал духовником России, разве же
так можно? Я его знал, он был, действительно, очень приятным
человеком, искренним христианином, но очень невысоким по
своим интеллектуальным данным. Написал книгу «Самодержавие
духа», где перевернул всю историю, где Иван Грозный с его
опричниной поставлен иже во святых, что непостижимо.
Определенная группа людей пользуется его именем как тараном,
чтобы выступать против иерархии Русской Православной Церкви,
огромными тиражами выпускают газету, бесплатно рассылают ее
повсюду. И это при том, что идет необъявленная, но самая
настоящая война против России. Им очень нужно расколоть
Русскую Церковь, им нужна гражданская война, на это брошены
все силы.

Была такая газета «Русская мысль». На самом
деле там ничего русского не было, газета была еврейская.
Один коресспондент по фамилии Штаркман прямо написал, что
Россия представляет величайшую угрозу безопасности США,
поэтому основная задача в том, чтобы внедрить в России
нерусские философии и религии, включая и католицизм как одну
из мощных международных сил.

Тут не все сказано. Движения, которые
прикрываются то именем одного митрополита, то – другого
духовника, нужно оценивать по их плодам. Они приносят смуту
и ничего доброго не дают душе человеческой. И я советую, не
поддавайтесь вы их рекламе: «Духовник России», да и еще и с
большой буквы.

Приведу пример. В Троице-Сергиевой Лавре,
где находятся мощи одного из величайших святых Русской
Церкви – преподобного Сергия, ни одна икона не мироточила и
не мироточит, а где-нибудь в квартирах и церквях сотни и
тысячи икон мироточат. Зайдите туда и вы сами замироточите.
Почему? Советую об этом подумать.

– Что такое духовное сладострастие и как
различить умиление духовное от душевного?

– Вот человек уже сыт и все же ищет, что бы
ему еще съесть. На пирах Петрония4, например, в качестве
десерта подавали на маленьких золотых тарелочках по два
соловьиных язычка. Что они ощущали, не знаю, но гурманы
тогда были высшей категории, они искали особых наслаждений.
А что ищет тот, кто попал в водоворот, в пучину? Он кричит:
«Спасите!» Священномученик Петр Дамаскин заметил: «Первым
признаком начинающегося здравия души является видение грехов
своих, бесчисленных как песок морской»5.

Вы, наверное, замечали, что нас нельзя
трогать ни с какой стороны: нельзя ругать – мы обижаемся;
нельзя хвалить – начинаем тщеславиться; нельзя, чтобы было
кому-то хорошо, – начинаем завидовать; нельзя садить за стол
со вкусной пищей – мы объедаемся. Ни с одной стороны к
человеку не подступиться, везде он в нарывах, и тем не
менее, он чувствует себя точно по Горькому: «Человек – это
звучит гордо».

Православие говорит о болезнях, которые
сидят в человеке со всех сторон. И первым признаком
начинающегося здоровья является способность увидеть эти
нарывы. Если увижу – начну лечиться, а пока не увижу, буду
другим говорить: «Сам лечись». В болезни человек не ищет
духовных утешений, ищет исцеления, и так бывает рад, когда
хотя бы на носу болячка прошла. Исцеление и приносит ему
наслаждение: каждый, кто тяжело болел, это прекрасно
понимает.

И совсем другое дело, когда пресыщенный
ищет, где бы ему еще вилкой ковырнуть, когда неисцеленный
ищет духовных наслаждений. Он, бедный, не видит, в каком
состоянии болезни находится, его душа уже разлагается, а ему
еще и наслаждения нужны. Это называется – духовное
сладострастие: человек ищет «благодатных переживаний»,
«божественных откровений» и «духовных наслаждений».

Если Христос – Спаситель, то я – погибающий,
а погибающий разве сладострастия ищет? Прокаженный ищет не
наслаждений, а исцеления.

Поэтому тот, кто становится в христианской
жизни на путь искания различных духовных дарований и
переживаний, услаждения в молитве, тот стал на порочный
путь. Этим путем, кстати, шли католические святые.

– В чем разница между радостью духовной и
радостью душевной?

– Когда мы говорим о душевной радости, речь
идет о нервно-психическом аспекте. А духовная – это радость
благодатная.

Главный свод религиозных догматов

Долгое время систематизированного изложения их не существовало. Первые христиане несли языческому миру свой опыт познания Истинного Бога:

Заповеди

Они даны Самим Христом в так называемой Нагорной проповеди.

К. Г. Блох. «Нагорная проповедь». 1877. Масло на меди. Датский музей национальной истории, Фредериксборг.

Ее слова приводят Евангелисты. Их принято именовать Заповедями Блаженства:

«Блаженны нищие духом ибо их есть Царство Небесное

Блаженны плачущие ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»

(Мф. 5:3-11).

В отличие от ветхозаветных, эти заповеди нацелены не на удержание человека от зла («не кради», «не убивай»), а на его возрастание в добре, «блаженстве», то есть счастье. Его основой является полное доверие Богу «нищего духом», то есть просящего помощи Божией христианина. Недаром Христос говорит также

Символ

Для христиан первых веков это было не просто изложение догматов, но исповедание веры, произносимое при Крещении. Оно сформулировано впервые на I Вселенском Соборе IV в., затем дополнялось несколько столетий. Символ, который Церковь знает сейчас, имеет 12 пунктов («членов»):

  • 1 из них – о вере « во Единого Бога Отца, Вседержителя»;
  •  2 – 7 – исповедание веры во Иисуса Христа как Богочеловека, Сына Божия, распятого за людей, воскресшего, «и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых»;
  • 8 – вера во Святого Духа, исходящего от Отца (православное учение);
  • 9 – о единой Церкви;
  • 10 – о едином, единственном Крещении, приобщающем к ней;
  • 11 – исповедание веры во всеобщее Воскресение;
  • 12 – а также веры в будущую жизнь с Богом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: