Техника psdm: как решать сложные проблемы и принимать правильные решения

Управляем людьми

Основной инструмент управления людьми — делегирование. Вы передаете часть задач, дел и полномочий другим людям, чтобы достичь конкретного результата. Так вы учитесь объяснять задание другому человеку, контролировать и принимать результат.

Базовое делегирование. Вы можете делегировать простые бытовые задачи, чтобы сэкономить время для более важных дел:

Профессиональное делегирование. Личные и профессиональные задачи можно делегировать удаленному помощнику:

  1. Заказать билеты на самолет, забронировать отель или записать вас на прием к врачу.
  2. Собрать информацию и подготовить выжимку. Найти потенциальных партнеров или выбрать курсы для обучения.
  3. Сделать рутинную или неинтересную работу. Ответить на комментарии и заявки, подготовить презентацию для выступления.

Вы платите удаленному помощнику за время, которое он потратит на задачу. Например, отправляете тезисы своего выступления и просите подготовить презентацию за три часа. Помощника можно найти через соцсети, знакомых или специальные сервисы — «Профи.ру» или YouDo.

Джона недавно повысили до менеджера. Он полностью погрузился в работу, но быстро понял, что не сможет сделать все сам. На помощь приходит коллега Рэйчел с советами о делегировании

Если вы пишете статьи, можно нанять корректора, который вычитает текст и исправит ошибки. Если ведете соцсети — контент-менеджера, который подготовит черновики постов. Для управления сложными проектами и людьми проектные менеджеры используют систему Agile и канбан-доски. Мы подробно рассказывали о них в статье о навыке бережливого производства.

Экономика образования

Бережливое производство в жизни: как перестать терять время и ресурсы

Чтобы эффективно делегировать:

Делегируйте задачи как можно быстрее. Так исполнителю будет проще спланировать работу, чтобы выполнить задачу вовремя.
Не отдавайте работу, которую должны сделать к последнему сроку. Всегда оставляйте буфер времени для маневра. Например, если результат нужен через неделю, дайте помощнику пять дней.
Понятно объясните: что и когда нужно сделать.
Установите промежуточные сроки, если проект сложный. Это поможет сделать работу качественно и в срок.
Сразу напоминайте о просроченном дедлайне исполнителю

Если этого не сделать, человек может подумать, что это неважно.

Голосовой поиск и голосовые помощники

Распознавание голоса и NLP (нейролингвистическое программирование) у нейросетей достигло той стадии, когда голосовые помощники вполне способны заменить реальных людей или текстовый поиск. Google, Apple и Amazon вкладывают все больше ресурсов в развитие этого направления.

Сегодня мы вполне можем обойтись без текстового поиска: умные колонки и голосовые помощники ищут нужную нам информацию, запускают треки и подкасты, ставят напоминания и набирают номера. Голосовую навигацию используют в управлении беспилотниками, а голосовые чат-боты приходят на смену живым консультантам и операторам колл-центров.

Согласно отчету Google, 27% людей в мире используют голосовые помощники на смартфонах. По данным Adobe Analytics, 47% владельцев умных колонок используют их для поиска, 46% — прослушивания новостей, 34% — чтобы спросить адрес или получить инструкции. Google утверждает, что 62% заказывают с помощью умных колонок товары в сети.

С каждым годом голосовые помощники благодаря ИИ становятся все умнее. В 2013 они могли распознавать 77% произносимых слов, а сегодня — уже 97%. К примеру, когда алгоритм RankBrain от Google встречает новую поисковую фразу, он сам догадывается, что мог искать конкретный пользователь, а затем выдает наиболее подходящие ответы.

В марте Европейский совет по защите данных (EDPB) опубликовал рекомендации по виртуальным голосовым помощникам. В организации обеспокоены тем, какой объем данных они используют и соответствует ли использование этих данных регламенту GDPR. В частности, голосовых помощников все чаще используют для машинного обучения алгоритмов по распознаванию голоса, биометрической идентификации и составления профилей для таргетированной рекламы.

Самая эффективная реабилитация для зависимых по программе 12 шагов в Москве

Программа реабилитации наркозависимых 12 шагов отмечена как самый эффективный и результативный метод борьбы со страшной зависимостью. Впрочем, не только с нарко-, но и с алкогольным пристрастием.

Главная идея, на базе которой основывается реабилитация 12 шагов, заключается в том, что все работы с зависимым человеком направлены на его самоосознание очевидности. То есть того, что человек не в состоянии преодолеть пристрастие самостоятельно и ему нужна квалифицированная помощь без насильственного вмешательства.

Только так можно рассчитывать на выздоровление, поскольку профессионалы своего дела, знают, какими инструментами следует воздействовать на сознание человека, чтобы заставить его кардинально изменить мировоззрение. Разумеется, в хорошем смысле. Без употребления алкоголя или наркотических веществ.

Этапы и сроки лечения

  • Мотивация от 1 дня — 1 мес.
  • Детоксикация от 2 — 10 дней
  • Реабилитация от 3 — 6 мес.
  • Социальная адаптация от 3 — 6 мес.
  • Помощь близким весь курс лечения

Конструктор

Конструктор работает по простому принципу — методист формирует блоки курса, а темы для подробного обсуждения выбирают сами участники. Это своеобразная дженга, когда полностью убрать тот или иной уровень не получится, но в наших силах вытащить отдельные кубики и поэкспериментировать с ними.

Как и в случае с групповым проектом, этот формат позволяет ученикам влиять на программу, подбирать что-то полезное для себя и заодно погружаться в теорию, без которой выбрать практику невозможно.

Для чего подходит

Для преподавания очень объёмных, но непрофильных для конкретной целевой аудитории тем, которые нужно «вложить» в них за короткий срок. Например, курс права для студентов-экономистов (понятно, что за один семестр невозможно изучить всё то, что студенты-юристы проходят за четыре года, поэтому создаётся курс-ликбез по основам).

Конструктор можно использовать и в образовательных учреждениях, и в корпоративном обучении.

Как применяется

Подобный формат я делала несколько лет назад для студентов ИТМО, когда мне предложили прочитать им курс с ёмким названием «Психология». Задача была сложной, поскольку в техническом вузе знаний по психологии даётся минимум, и есть всего одна попытка, чтобы увлечь ребят предметом и не разочаровать их. При этом глубоко погрузиться в тему психологии за 5–6 занятий просто невозможно, поэтому и был задействован конструктор: на лекции я давала студентам теорию, а они на основании этого материала выбирали тему, которую хотели бы изучить подробнее, и предлагали обоснование своего выбора. Те, кто не посещал лекции, не могли повлиять на выбор практической темы — благодаря этому бонусу я получила лучшую посещаемость за все курсы, которые когда-либо вела.

Эта статья подготовлена на основе вебинара «Больше, чем лекция: 6 неклассических способов провести курс», который прошёл на онлайн-площадке «Ра-курс».

обложка: Оля Ежак для Skillbox

Виды артефактов

Артефакты делятся на формальные и неформальные.

Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.

Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.

Зона ответственности заказчика

Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.

Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.

В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.

По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.

Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Составить список процессов или зон ответственности.
  2. Выделить функциональные роли.
  3. Назначить встречу с заказчиком и командой.
  4. Описать матрицу.
  5. Определить несоответствия (опционально).
  6. Проконтролировать выполнение назначенных ролей.

При этом важно соблюдать основные принципы:

  • A должен быть в каждой задаче только один. 
  • R должен быть в каждой задаче, и их может быть несколько.

Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!

Метод двенадцати шагов и анонимные алкоголики

Группы анонимных алкоголиков представляют собой сообщества зависимых от спиртного людей, которые поддерживают друг друга в борьбе с пагубным пристрастием. Здесь нет возрастов, социальных различий и даже имена могут быть вымышленными. Главное – это то, что люди в такой группе по себе знают, как трудно воздерживаться от употребления алкоголя и на сколько важна поддержка окружения.

Программа 12 шагов анонимных алкоголиков подразумевает еженедельные встречи групп, на которых зависимые могут обсудить проблемы, поделиться опытом, получить совет от людей, которые уже избавились от зависимости. Никакой религиозной составляющей в этих собраниях нет, главная вера – это вера в себя и свои силы.

12 шагов анонимных алкоголиков с пояснениями

  1. Признать свою зависимость, как болезнь.
  2. Понять, что необходима помощь со стороны.
  3. Согласиться доверить свою волю и жизнь высшим силам – природе, космосу, Богу. Зависит от того, во что верит человек.
  4. Проанализировать свою нравственною систему и поставить объективную оценку своим моральным качествам.
  5. Выявить корень своих проблем и признать совершенные ошибки.
  6. Быть готовым искоренить свои недостатки и зависимость.
  7. Молиться высшим силам об избавлении от своих проблем.
  8. Раскаяться перед людьми, которым причиняли боль и страдания.
  9. Искупить вину перед окружающими.
  10. Контролировать и анализировать свое поведение и поступки постоянно.
  11. Стремиться жить без искушения.
  12. Помогать новичкам на каждом этапе программы «12 шагов анонимных алкоголиков».

Вакцины на основе матричной РНК

РНК-вакцина — одна из самых передовых разработок в медицине за последние 20 лет. Сейчас есть две вакцины, созданные по этой технологии: Pfizer и Moderna. Обе — против коронавируса.

Обычные — векторные — вакцины содержат ослабленный или неактивный возбудитель вируса. Вакцины на основе мРНК побуждают организм вырабатывать фрагмент белка, содержащийся в возбудителе COVID-19, который тут же атакует иммунная система. В результате возникает сильный иммунитет к вирусу, организм становится устойчивым к заражению.

Матричные (информационные) РНК хороши тем, что их легко модифицировать под любой новый штамм вируса. Их также можно использовать для борьбы с инфекциями (например, малярией), раком, серповидноклеточной анемией, ВИЧ и другими тяжелыми заболеваниями.

ШАГ 7. Подбор гаммы направлений своей темы (дела)

Нащупывающие некой гаммы направлений – важный этап развития личности. На старте трудно понять и найти одно свое конкретное дело, поэтому нужно создать некий веер из таких дел.

Успешность применения такого метода мы можем увидеть на примере великих ученых. Например, Роберт Броун, открывший всего миру броуновское движение, был ботаником, исследователем орхидей, и в результате наблюдения за ними сделал великое открытие

На этом этапе важно не упустить возможность для развития: наблюдая пыльцу, открыть фундаментальный принцип физики

Важно советоваться с наставником или наставниками при личном контакте. Грамотный наставник за 10 минут общения может помочь отсечь лишнее, понять то, на что у вас уйдут годы

Не стоит пугаться ни трудного характера наставника, ни расстояния, если он лучший и вы всей душой хотите с ним работать.

Этапы проекта

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.

Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.

Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.

Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.

Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.

ШАГ 8. Формирование целевых навыков «под дело» и поиск со-системника (ов)

После определения направления нужно начать формировать навыки для реализации своей идеи. В момент формирования навыков происходит также и изучение новой информации, формирование багажа знаний.

Интуитивная классификация массива информации:

Информация, которая поступает на вход, должна быть определенным образом поделена. Также следует учиться отделять шелуху от истинного знания.

  • Авторы 2 уровня: то, что сказал автор, хорошо бы знать, но не обязательно.
  • Авторы 3, 4 уровня (Аристотель, Рассел, Станиславский, Гиппиус): то, что нужно не только знать, но и перечитывать.
  • Типовые мифы и глупости: «интеллектуальные болезни» своей профессии.
  • Типовые ошибки в теме/деле: профессия еще только складывается, а ошибки уже есть.
  • Факты: основные факты, закономерности профессии, запоминаемые наизусть.
  • Приемы/эвристики/инварианты: если хотите быть специалистом высокого уровня – наизусть.
  • Закономерности.
  • Вопросы: нерешенные вопросы, которые необходимо записывать. По мере продвижения по своему делу постепенно выгорают – через месяцы, иногда через годы.
  • Гипотезы: вопросы, у которых нет решения, и ответы ищете вы.

На этапе формирования проекта будет полезным найти со-системника – единомышленника, помощника, партнера, который будет помогать вам, а вы будете помогать ему. Оба человека берут на себя добровольные обязательства. Идеально, если человек интуитивно чувствует с вами связь. С остальными требуется заключать письменные соглашения, так как обещания забываются.

GPT-3

На сегодняшний день самая совершенная нейросеть на базе NLP (то есть, алгоритмов распознавания текста) — GPT-3. Это нейросеть-трансформер, которая способна генерировать связные ответы в диалоге с человеком. Объем используемых ей данных и параметров в 100 раз превосходит предыдущее поколение — GPT-2.

Однако даже самые продвинутые трансформеры, обученные на огромных массивах данных не понимают смысла слов и фраз, которые они генерируют. Для их обучения нужны огромные массивы данных и вычислительные ресурсы, которые, в свою очередь, оставляют большой углеродный след. Еще одна проблема — несовершенство датасетов для обучения нейронных сетей: тексты в интернете часто содержат искажения, манипуляции и откровенные фейки.

Индустрия 4.0

«Заходит в бар Илон Маск»: нейросеть GPT-3 научили рассказывать анекдоты

Одно из самых перспективных направлений в развитии ИИ и нейросетей — это расширение диапазона восприятия. Сейчас алгоритмы умеют распознавать изображения, лица, отпечатки пальцев, звуки и голос. Они также умеют говорить и генерировать изображения и видео, имитируя наше восприятие разных органов чувств. Ученые MIT отмечают: чтобы приблизиться к человеку ИИ не хватает эмоционального интеллекта и чувств. В отличие от ИИ, человек умеет не только обрабатывать информацию и выдавать готовые решения, но и учитывать контекст, множество внешних и внутренних факторов, а главное — действовать в условиях неопределенности и меняющейся среды. Например, алгоритм AlphaGo от компании DeepMind способен обыграть чемпиона мира по го и шахматам, но все еще не может расширить свою стратегию за пределы доски.

Пока что даже самые продвинутые алгоритмы, включая GPT-3, находятся лишь на пути к этому. Сейчас перед разработчиками стоит задача создать мультимодальные системы, которые бы объединили распознавание текста и сенсорное восприятие для обработки информации и поиска решений.

Индустрия 4.0

На что способна нейросеть GPT-3

12 шагов: в чем заключается?

Суть 12-шаговай программы заключается не в медицинских процедурах, а в духовной практике. Именно поэтому методику нельзя рассматривать как универсальное средство – к каждому конкретному пациенту требуется индивидуальный подход, но основополагающие принципы реабилитационной системы являются общими для всех. Следует понимать, что выздоровление потребует времени, этот процесс довольно долгий и далеко не всегда простой.

Цель 12 шагов реабилитации – научить человека честно смотреть на себя и свою жизнь, брать ответственность за собственные поступки, не вредить себе и окружающим людям. Курс помогает побороть психологическую зависимость, которая гораздо сильнее физической тяги. Главный смысл практики заключается в пробуждении у пациента его лучших качеств, а успех реабилитации зависит только от его желания восстановиться и вернуться к полноценной жизни.

Суть реабилитации заключается в объединении людей, имеющих общую проблему, в группу. Работа в группе позволяет проще и эффективнее преодолеть слабости, побороть заболевание и ускорить процесс восстановления. Общаясь между собой на собраниях, участники группы делятся опытом, переживаниями, обсуждают причины алкогольной зависимости друг друга. Группы составляются из новичков и тех, кто уже имеет определенные успехи в борьбе с алкоголизмом и может дать новеньким мотивацию, полезный совет, необходимую поддержку.

Как научиться уделать больше внимания деталям?

Если вы не обладаете какими-либо из описанных характеристик или навыков, не волнуйтесь. Вы можете развить свои навыки детализации.

Несколько советов:

  • Создавайте план для каждой задачи
  • Всегда делайте подробные заметки
  • Избегайте многозадачности
  • Придерживайтесь порядка на рабочем столе
  • Делайте перерывы, чтобы следить за своими успехами

Создание плана поможет вам не сбиться с пути к достижению успеха в определенном деле. Соблюдение расписания дел даст вам время и возможность уделять больше внимания мелким деталям.

В начале каждого рабочего дня составляйте ежедневный список дел, включающий все задачи, которые вам нужно выполнить. Если вам нужно выполнить особенно сложную задачу, создайте список, включающий каждый шаг процесса. Время от времени просматривайте этот список, чтобы не пропустить ни одного шага.

Наряду с планом помогает научиться стать более внимательным, если вы будете делать подробные заметки. Когда руководитель дает вам проект для завершения, задавайте много вопросов и записывайте ответы.

Ведение подробных заметок позволяет вам быстро анализировать важные детали, вместо того, чтобы часто перепроверять электронную почту или рабочие документы.

Люди, склонные обращать внимание на детали, редко выполняют несколько задач одновременно, поскольку это замедляет их работу. Если вы хотите научиться обращать внимание на каждую деталь, каждый раз сосредотачивайтесь только на одной задаче. Проект, над которым вы сейчас работаете, требует вашего полного внимания. Чтобы стать более внимательным к деталям, содержите свое рабочее место или пространство в чистоте и порядке. Люди, склонные видеть детали, как правило, обладают хорошими организаторскими способностями

Чтобы стать более внимательным к деталям, содержите свое рабочее место или пространство в чистоте и порядке. Люди, склонные видеть детали, как правило, обладают хорошими организаторскими способностями.

Это позволяет им работать эффективно, не пропуская шаги или детали. Избегайте беспорядка и храните документы, используя удобную для вас систему. Если вы работаете на компьютере, держите рабочий стол и файловую систему организованными. Разместите документы в папках с четкими метками.

Чтобы стать более внимательным к деталям, вам также потребуется время от времени делать перерывы. Если вы часто торопитесь с проектами, вы можете упускать важные детали.

Иногда останавливайтесь, чтобы проследить за своим прогрессом и результатами. Определите, находитесь ли вы по-прежнему на правильном пути или вам нужно пересмотреть свои методы.

Главное — не результат!

Екатерина Сибирцева, руководитель Управления образования Администрации города Екатеринбурга, победитель второй степени Всероссийского конкурса «Директор школы — 2012».

Екатерина Сибирцева

Конкурс «Директор школы», где мне довелось принимать участие в 2012 году, стал для меня поворотным моментом в профессиональном развитии. На тот момент мой стаж работы в должности директора был не очень большим — всего четыре года. За это время, конечно, были освоены основные методы управления, получено второе высшее по менеджменту, изучены тонны нормативных документов и выучены все необходимые аббревиатуры… Но не было какого-то качественного скачка в собственном профессиональном развитии. Мне нужно было взглянуть на себя со стороны, выйти за пределы привычной обстановки, бросить себе вызов, если хотите…

Первое, что меня поразило, когда я приехала на конкурс в холодном ноябре 2012-го, это та теплота и душевность, с которой нас встретили организаторы. Казалось, все они знают нас много лет и только и ждали, что мы приедем в столицу. Прекрасные условия, в которых проходил конкурс, невероятно комфортная, в чем-то камерная, но очень профессионально насыщенная, атмосфера произвели на меня огромное впечатление. Я очень рада, что такая дружеская обстановка сохраняется и по сей день, несмотря на рост нашего профессионального конкурсного сообщества, у организаторов на всех хватает времени, энергии и душевных сил. Не знаю, как они это делают…

Огромные возможности для профессионального общения и обмена опытом бесконечно обогащают управленческую практику. У каждого участника можно многому научиться и с каждым можно поделиться своим опытом. Это такой профессиональный драйв! И здорово, что идея конкурса живет и распространяется все шире. Возникают новые форматы взаимодействия и профессионального общения. Я счастлива, что площадкой для первой «Зимней школы» директоров стал Екатеринбург. Это знак доверия и высокой оценки образовательного и управленческого потенциала нашего города. Думаю, мы оправдали ожидания и хорошо поработали — шесть екатеринбургских директоров в финале 2017 года!

Я бесконечно благодарна судьбе за то, что в моей жизни есть конкурс и люди, его создающие

Еще раз подчеркну, что самое важное — то профессиональное «послевкусие», которое остается с нами по окончании конкурсных дней. И каждый участник уносит с собой понимание необходимости изменений и профессионального роста, осознание собственного управленческого потенциала, рефлексию всех своих, как модно говорить сегодня, soft skills

И ощущение, что ты не один. Что рядом с тобой есть руководители, которые думают так же. Что выход есть всегда, и всегда существуют возможности для роста и развития.За свою недолгую историю конкурс «Директор школы» не просто стал событием в российском образовании. Он реально меняет нашу жизнь к лучшему, формирует сообщество неравнодушных и готовых расти и развиваться руководителей. Я убеждена, что изменения в школе начинаются с директора. И всероссийский конкурс помогает формировать новое поколение руководителей, адекватных современным вызовам. Хочу пожелать Константину Михайловичу Ушакову и всей команде конкурса успехов, энергии, оптимизма, здоровья. Вы уже запустили «вирус» конкурсного движения, объединив общей идеей руководителей из самых разных уголков страны. И я искренне надеюсь, что конкурс станет драйвером масштабных позитивных изменений в системе образования!

Как комплексный подход помогает решать проблемы

Мы живем в VUCA-мире — мире ускоряющихся изменений, в котором компании и целые отрасли трансформируются быстрее, чем раньше. Например, CEO General Motors Мэри Барра считает, что автомобильная индустрия изменится сильнее в последующие пять-десять лет, чем за предыдущие 50 лет. Такой мир становится стрессовым фоном для всех людей и выводит на первый план личностные особенности, которые либо помогают, либо мешают решать сложные проблемы. 

Психотерапевт Андрей Курпатов о том, как помочь мозгу обучаться и принимать решения

По личностной характеристике человека можно предсказать, как он будет решать проблемы и принимать решения. Например, экстраверсия отрицательно связана с качеством решений, но положительно влияет на их внедрение в практику. Высокая импульсивность связана с ошибочными решениями, склонностью к рискованному и необдуманному поведению, хотя часто прикрывается ширмой «надо уметь думать на ходу».

Специалист управляет самим собой и задачами, которыми занимается. Чем выше он поднимается по организационной иерархии, тем более комплексные задачи встречает и тем важнее развитые навыки решения сложных проблем. Лидерские и стратегические компетенции становятся важнее предметных. Теперь он управляет «портфелями» проектов, решает трансформационные задачи и повышает стоимость бизнеса в целом. Для этого нужны долгосрочное видение, умение вести переговоры и решать сложные проблемы.

Именно поэтому при исследовании РППР нам требуется комплексный подход, который не ограничен лишь когнитивным аспектом — что человек способен делать, а включает в себя оценку личностных характеристик — к чему человек склонен и поведенческий аспект — что человек умеет делать на практике.

Управляем собой

Представьте рутину в виде проектов. Проект — это задача, которую нельзя решить за один подход. Любой проект можно разбить на задачи, а их тоже рассмотреть как проекты. Представьте свои текущие дела в виде проектов с целью и сроками. Например, разложите ремонт в квартире на несколько задач. Подберите материалы, купите их или закажите доставку. Найдите подрядчика или сделайте все сами. Подумайте, как оптимизировать проект и решить задачи оптимальным путем.

Автор книги «Сделайте это завтра» Марк Форстер разделяет проекты на два типа: продолжительные и организационные. Чтобы сделать продолжительный проект, нужно выполнять похожие действия длительное время. Например, учить испанский язык или играть на гитаре. Форстер предлагает превратить их в ежедневную привычку и выделить время в расписании.

Организационные проекты состоят из серии разных действий, которые приведут к определенной цели. Например, рекламная кампания или запуск сайта. Такие проекты лучше разбить на задачи и добавить в список дел на завтра.

Делайте постепенно. Форстер уверен, что худший вариант поведения — метаться между слишком большим количеством задач и предлагает делать дела по очереди. В ресторане вы физически не сможете съесть больше одного основного блюда. С задачами нужно поступать так же. Установите правило: работать только над одной задачей.

Чтобы оценить умение выполнять задачи по очереди, возьмите лист бумаги и составьте список дел, которые вы когда-нибудь хотели бы сделать. Запишите такие дела, до которых руки никак не доходят.

Выберите одну небольшую задачу из списка и примите два решения:

  1. Пообещайте себе, что сосредоточьтесь на выполнении этой задачи, пока не закончите ее.
  2. Не занимайтесь другими делами, пока не завершите первое.

Обучение как проект. Продуманный план помогает учиться и расти. Представьте свое образование в виде большого проекта с небольшими этапами. Для такого проекта в Бюро Артема Горбунова придумали метафору иллюзии альпиниста.

Представьте высокий пик и альпиниста, который мечтает его покорить. Он уверен, что это самая высокая вершина. За несколько метров до пика альпинист чувствует, что уже все узнал и смысла идти дальше нет, поэтому поворачивает назад. Такой альпинист не узнает, что эта вершина — совсем не великая. Это подножие более высокой горы, а за ней другие. План обучения помогает видеть несколько высоких вершин и превращать свое образование в проект.

Согласно концепции, специалист, который поддается иллюзии альпиниста, прекращает расти. Он не узнает, что его ждет дальше

Пусть вершинами будут ключевые этапы обучения. Для каждого придумайте цель и поставьте сроки. Спланируйте покорение каждой вершины как проект: подберите источники и найдите людей, которые помогут развить нужные навыки. Например, вы хотите стать арт-директором. Этапами может быть профессиональный рост: новичок → дизайнер → старший дизайнер → арт-директор. Для этого вам потребуются книги, курсы, наставники и коллеги на каждом этапе. Такой путь может быть долгим, но он того стоит.

Преимущества лечения и реабилитации по программе 12 шагов

На сегодняшний день программа реабилитации алкоголиков 12 шагов является чуть ли ни единственной панацеей в борьбе с зависимостями.

Практика этого метода одобрена специалистами всех мировых стран и признана наиболее эффективной, независимо от степени тяжести состояния пациента.

Многие, кто прошел реабилитацию 12 шагов Москве признают, что даже кодирование от алкоголизма не способно полностью заставить зависимого добровольно отказаться от спиртного или наркотиков. И только благодаря этой программе им удалось вернуться к нормальному ритму жизни без нервных срывов и надорванного здоровья. 

Что такое принятие решений и решение проблем

Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь: по разным оценкам только относительно еды их количество доходит до 225 в день. Решения часто оказываются неудачными, нам приходится работать с их последствиями и принимать новые решения. По данным Росстата за 2019 год, в России на 1 000 браков пришлось 653 развода, а за последние 15 лет индустрия сведения татуировок выросла на 440%.

Неэффективные, неуместные, необоснованные решения в бизнесе и управлении встречаются не реже, чем в бытовых ситуациях. Пять лет назад Мировой Экономический Форум в Давосе сделал прогноз, какие компетенции будут определять профессионала будущего в 2020 году. Сейчас это будущее уже наступило. Компетенции, связанные с принятием решений, остаются в ТОП-10 самых важных навыков, а решение сложных проблем занимает лидирующую позицию.

Прогноз 2016 года о самых востребованных навыках будущего — в 2020 году

(Фото: World Economic Forum)

Решение проблем и принятие решений часто смешивают или используют как синонимы. Корректно их разделять, при этом рассматривать в одном «семействе» компетенций РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making).

К PSDM обычно относят:

  • Системное мышление.
  • Стратегическое мышление.
  • Критический анализ информации.
  • Осознанность в принятии решений.
  • Взаимодействие со стейкхолдерами.
  • Креативный подход к решению проблем.
  • Лидерство в условиях неопределенности.
  • Стимулирование организационных изменений.

Большинство компаний, которые я консультирую, добавляют хотя бы два-три навыка из этого списка в модели корпоративных компетенций или эталонные профили должности. При этом чем выше управленческая позиция, тем серьезнее требования бизнеса и меняющегося ландшафта к уровню этих компетенций. Здесь есть две новости: хорошая и не очень.

Хорошая новость в том, что научные сообщества давно изучают PSDM с разных сторон. Например, Ариэль Рубинштейн развил концепцию Герберта Саймона о нашей ограниченной рациональности и рассмотрел наши решения в русле институциональной экономики и теории игр. Психологи-когнитивисты Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2002 году и Амос Тверски описали, как мы ищем «короткие» пути в решении сложных задач, но попадаем в ловушки и предубеждения. А социолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» объяснил, почему большой выбор затрудняет принятие решений и приводит к ощущению неудовлетворенности.

Новость, которая не очень. Ни исследовательское, ни бизнес-сообщество до сих пор не решили, что именно считать решением: взгляды на природу решений разные, а единого определения — нет.

3. Многозадачность ≠ Грамотное распределение времени и сил

Умение работать в режиме многозадачности — один из самых популярных навыков, которые запрашивают работодатели, а соискатели указывают в резюме. Кажется, что этот навык действительно хорош: с ним мы можем оперативно закрывать входящие задачи, переключаясь и параллеля рабочие процессы.Но вопреки легенде о Юлии Цезаре, делавшем 3 дела одновременно, человеческий мозг способен эффективно выполнять только одну задачу за один отрезок времени. Это касается и работы в офисе в окружении переговаривающихся коллег: это не так продуктивно, как возможность решать задачу сосредоточенно, сидя в личном кабинете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: