Урок рисования портрета

Как нарисовать лицо с натуры

Красивый рисунок получится если рисовать с натуры, при этом объект должен длительное время находиться в неподвижной позе. Оптимальным вариантом будет рисование автопортрета, при этом художнику не придется отвлекаться от творческого процесса, выполняя все шаги поэтапно:

очерчивается лицо и делаются разметки на эскизе, где должны находиться все основные элементы, такие как нос, глаза, губы и уши; все парные элементы необходимо рисовать сразу, и начинать рекомендуется с глаз, это поможет правильно рассчитать положение бровей и ушей; если на портрете изображается девушка можно после прорисовки основных деталей приступать к рисованию волос или прически; когда все элементы портрета скомпонованы важно внести необходимые коррективы для придания изображению портретного сходства; на финальном этапе рисования портрета все элементы четко прорисовываются или растушевываются, для завершения композиции.

Рисование автопортрета помогает научиться придавать рисунку портретное сходство и внимательно относиться к деталям. Даже для опытных художников не лишним будет проверить пропорциональность размещения всех элементов и не забывать, что автопортрет похож на отражение в зеркале, которое лучше использовать для рисования.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами

Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов

Как нарисовать волосы карандашом.

Рисование волосы я начинаю с того, что намечаю, как ложатся пряди, где у них тёмные места, где светлые, где волосы отражают свет. Как правило здесь подключается 0.5мм карандаш, потому что сильной деталировки я в волосах не делаю. Исключение составляют выбившиеся из прядей единичные волосы и растрепавшиеся прядки.

Затем я штрихую, периодически меняю силу нажима и угол наклона, чтобы волосы выглядели разнообразней. При рисовании волос не делайте движений карандашом «взад-вперёд», штрихуйте только в одном направлении, допустим сверху-вниз, так меньше шансов что волосы будут сильно разниться в тоне и сильно выделяться на фоне остальных. Иногда меняйте угол наклона, потому что волосы не лежать настолько ровно.

Когда со светлыми частями волос покончено, можете добавлять более тёмные волосы, но не забывайте иногда оставлять между ними небольшие пространства, так волосы не будут выглядеть однотонной массой и вы сможете выделять отдельные пряди, которые лежат под другими прядями, или же наоборот, над ними. И так продолжая, у вас скорее всего получится рисовать волосы, не тратя при этом слишком много усилий и времени. Для того чтобы высветлить некоторые волосы используйте клячку, сомнув её, чтобы она была достаточно плоской,тонкой для выделения волос.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы нарисуем лицо человека. Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Читайте следующий материал и попробуйте нарисовать лицо поэтапно.

Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников.

Как известно, чтобы человек был похож на себя в портрете, нужно правильно передавать пропорции лица. От этого зависит узнаваемость рисунка и передача характера. Но прежде чем ставить такие серьезные задачи, начинающим художникам нужно сначала научиться правильно рисовать голову человека. В помощь начинающим создаются различные методики и схемы. В академическом рисунке студенты оттачивают мастерство в рисунке гипсовой головы, изучают пластическую анатомию. Без этих навыков овладеть мастерством не получится. И не существует таких «чудо-техник», в которых человек с первого раза мастерски нарисует портрет. Однако, в помощь начинающим я хочу предложить простую схему, которая поможет на начальном этапе обучения. В этой схеме рисунка головы заключены несколько простых принципов, которые помогут понять суть. Если начинающий художник научится их применять в рисунке, то никогда не возникнет вопрос: «С чего начинать рисовать портрет или гипсовую голову?». Рисовать голову человека будет значительно проще и начинающие будут чуствовать себя намного увереннее. Итак, что необходимо усвоить?

Как правильно рисовать портреты карандашом?

Чтобы правильно начинать учится рисовать портрет, необходимо для начала выбрать специальную бумагу, которая подойдет для наброска карандашом. Она обладает пористой структурой и на нее штрихи ложатся лучше. А карандаш стоит подобрать мягкий, если он будет твердый, тогда будут оставаться на бумаге следы после удаления ненужного штриха. В нашей студии вы сможете обучиться искусству рисования на профессиональном уровне, и вам предоставят все необходимые инструменты и оборудования для работы.

Для начала стоит ознакомиться с пропорциями головы человека. Если сразу взглянуть на лицо, кажется, что глаза расположены в верхней части головы, но это совсем не так, они располагаются посередине, а ощущение неправильного расположения создает перегруженность другими деталями. Чтобы правильно изобразить все элементы, необходимо на чистом листе бумаги прочертить несколько линий вертикальную и горизонтальную. По горизонтальной линии будет располагаться глаза, а по вертикальной нос.

Самый простой путь

Начать с небольших предметов, которые есть в ближайшем доступе дома или в помещении, где вы находитесь, они должны быть простой формы, с читающейся материальностью и фактурой (дерево, стекло, гипс, керамика, металл, ткань и т д ), без сильных декоративных изысков, усложняющих считывание формы. Например, это могут быть:

  • кружки, стаканы, кувшины, графины, солонки
  • лампы, торшеры, ночники
  • ботинки, сумки, пеналы, книги
  • предметы интерьера, драпировки
  • коробочки и емкости разных форм и размеров
  • батарейки, наушники, плейер, телефон, планшет
  • ручки, карандаши, кисти, мелки и другие графические материалы
  • пуговицы, нитки, ножницы, наперстки
  • тюбики разных видов и форм,
  • овощи и фрукты
  • природные материалы (шишки, желуди, каштаны, листья, веточки, цветы и др)
  • и т д.

Если составить свой такой список и повесить где-то на видном месте, периодически пополняя, то, при появлении кусочка свободного времени, не придется долго думать, что же порисовать, достаточно будет пройтись по списку взглядом и то, что откликнется больше всего, тому и повезло

Советы

Целенаправленно выбирать важное и второстепенное в натуре, расставлять акценты
Не зарываться в деталях.
Вначале лучше выбирать для набросков контрастные предметы (контрастные к фону и между собой), освещенные сбоку, чтобы более четко читалась форма, дальше можно переходить к более сближенным вариантам.
Если рисовать на улице, то первое время для набросков предпочтительнее брать небольшие формы: стволы, отдельные фрагменты деревьев, веток, цветов и т д.
В рисовании пейзажа в первую очередь нужно обращать внимание на большие формы, их соотношение, пропорции и тон.

Людей удобно рисовать в кафе, парке, общественном транспорте. Очень хорошее освещение для рисования человека в метро + временной ресурс ограничен, что для быстрого наброска только плюс
А если совсем туго с натурой, всегда можно воспользоваться зеркалом и нарисовать себя.

Дракон

Это мифическое очень сильное и мускулистое существо, способное летать, и поэтому его изображение должно быть пронизано определенной грацией и легкостью.

Алгоритм создания изображения дракона:

  • Схематично, стараясь соблюдать пропорции, в тонких линиях следует наметить скелет исполина.
  • Отталкиваясь от схемы скелета и узловых суставов, прорисовать очертания корпуса и конечностей.

  • Нарисовать голову летающего ящера, наметить очертания шеи.
  • Изобразить чешую на шее летающего монстра.
  • Обрисовать крылья.
  • Нарисовать могучие ноги и придать объемность крыльям.
  • Убрать все вспомогательные линии и изобразить мелкую чешую на теле исполина.

Портрет аниме

С портретами обычных людей разобрались, теперь, давайте узнаем, как можно нарисовать лицо человека аниме карандашом. Если вы любите смотреть аниме и мечтаете научиться рисовать лица своих любимых персонажей, то этот урок рисования именно для вас. Мы будем рисовать лицо ручкой, но для первых проб лучше взять простой карандаш. Ведь в случае допущения ошибки вы его можете стереть резинкой.

Рисуем лицо аниме:

На листе ставим одну отметку вверху листа, а вторую практически в самом низу. По центру отметок проводим вертикальный отрезок, чтобы соединить эти два участка. На вертикали, делаем ещё одну отметку, чтобы на этом месте в дальнейшем изобразить глаза. Вокруг этой точки выводим ещё четыре отметки.
Теперь, соединяем все крайние точки, чтобы получить овальный силуэт лица

Во время этого, важно не забыть, что нижний участок немного заострённый. В середине наброска начинаем рисовать глаза, над длинным горизонтальным отрезком.

Далее, окружностями в глазах показываем зрачки

Над глазами выводим брови. На нижней точке, начинаем выводить носик. Опускаемся немного ниже носа и приступаем к наброску губ. Ниже губ намечаем подбородок.
Затем, дорисовываем уши, детализируем их и приступаем к прорисовыванию волос. В верхней стороне контура головы выводим чёлку. Середине зарисовываем множеством линий в одном направлении. Как нарисовать портрет человека, узнали, теперь нужно закончить его.

Начиная от верхнего центра наброска по направлению вниз выводим силуэт волос. В этом же направлении изображаем много линий. Нарисовав левую сторону головы с волосами, начинаем от верхней точки выводить волосы справа. Делать это нужно идентичным способом, как и сливой частью.

В середине глаз закрашиваем периметр. Вокруг закрашенного участка, штрихуем периметр по всему кругу, чтобы достичь более выразительного взгляда. Наводим веки над глазами и заканчиваем рисовать губы.

Вот и нарисован портрет аниме. Работа тоже несложная, но новичкам лучше следовать нашему инструктажу и выполнять те же действия, тогда работа получится не хуже, чем у нас.

Инструменты.

Бумага
.

Я использую бумагу Daler Rowney’s Bristol Board 250g/m2
— именно ту, что на изображении, только размеры варьируются. Она достаточно плотная и гладкая, чтобы штриховка на ней выглядела мягче.

Карандаши
.

Мне попался карандаш Rotring, незнаю, хорош он или плох по сравнению с другими, но меня устраивает. Использую карандаши с грифелями толщиной 0.35мм
(основная работа над портретом выполнена им), 0.5мм
(обычно использую для прорисовки волос, недетальной, потому что с этим справляется 0.35мм карандаш) и 0.7мм
карандаш.

Электрический ластик
.

Гораздо чище стирает, нежели обычный ластик, да и более аккуратно смотрится. Мой выбор пал на Derwent Electric Eraser
.

Клячка.

Пользуюсь клячкой от Faber-Castell
. Очень полезный инструмент, благодаря тому, что принимает любую нужную вам форму. Обычно использую для выделения бликов в глазах, высветления некоторых прядей волос и прочей тонкой работы.

Растушевка
.

Представляет собой заострённую с обоих концов палочку из бумаги разной толщины, обычно используется в тех местах, где нужно смягчить тон.

Делаем набросок портрета

Первое, что важно – сделать небольшой эскиз. Начертите овал лица, контуры волос, пометьте линии глаз, носа, подбородка, бровей и губ

Сделайте предварительные замеры и обозначьте их на будущем рисунке

После, соблюдая пропорции (можно узнать в анатомическом атласе) и обращая внимание на особенности оригинала – изобразите на подготовленных линиях основные черты (глаза, губы и т.д.). Обозначьте плоскости слегка заштриховав разные участки лица и сделав дополнительные линии

Особенно важно участь нос и скулы. Вырисовываем детали

Вырисовываем детали

Если набросок получился слишком ярким – осветлите его с помощью клячи. Сейчас необходимо изобразить черты более реалистичными и округлыми. Так, чтобы было похоже на оригинал.

Приступаем к штриховке

Предварительно сотрите все ненужные линии. Основная задача художника на этом шаге – нанести правильно свет и тень соответственно заштриховывая карандашом все участки. Тогда портрет получится объемным и реалистичным. Начинайте с темных зон для того, чтобы в результате лицо не оказалось затемненным. В конце прорисуйте еще раз некоторые детали. Дополнительно высветлите места бликов, надбровных дуг и соответственно затемните тени.

Несколько советов

  • Многим сложно рисовать нос. Распределите правильно направление света и тени. Стандартное лицо имеет просвет на кончике и тень ближе к носовым дугам.
  • Для того, чтобы глаза на рисунке выглядели реалистично – не оставляйте не закрашенными белки глаз. На них тоже падает тень в некоторых местах.
  • Не забывайте вырисовывать уши (если они видны). Это очень важная часть портрета.
  • Старайтесь рисовать мелкими аккуратными штришками. Не превращайте портрет в мазню, которая образуется с помощью резинки.

Детали

Лишь после указанных шагов можно постепенно переходить к проработке деталей, уточнять контуры, постепенно набирать тон в тенях.

Не забывайте сверять пропорции! Проработку мелких деталей, таких, как ресницы, отдельные волоски в в бровях, блики на губах, оставьте напоследок.  

Рисуя, изучайте форму головы, разбивайте ее на условные плоскости – это поможет вам понять, почему свет именно так отражается от них, а тень именно так падает. Чтобы нарисованные глаза не «выпячивались», нужно уметь посадить их в глазницу. Не забывайте, что у глаза есть веки, «облегающие» его, а над глазом есть надбровная дуга, от которой на него падает тень.  

Свет на волосах распределен по-разному, поэтому и тон на них нужно распределять соответственно, а не штриховать их с одинаковым нажимом и частотой. Недостаточно лишь нанести на них блики, на них есть и свет, и густая тень, и средний тон. Если вам сложно их найти, прищурьтесь, и тоновое распределение станет более очевидно. Этот прием поможет для определения светотени по всей голове.

Если в процессе вы видите, что сходства с моделью нет – значит, серьезно нарушены пропорции. Вернитесь к построениюи заново замерьте все соотношения. Найдя ошибки, аккуратно поправьте их, и продолжайте работу. Удачи!

Рисование лица по памяти

По памяти рисовать портрет очень сложно, ведь воспроизводя поэтапно все части можно утратить перспективу и реалистичность изображения. При этом даже опытные художники следуют определенной процедуре, что помогает придать портрету реалистичности и сохранить целостность изображения:

лист бумаги прочерчивается легкими линиями, отмечающими разные зоны лица и помогающими воспроизвести все элементы с композиционной целостностью; на лице отмечаются контуры глаз, с прорисовкой века, зрачков и ресниц, их необходимо рисовать симметрично от нарисованной прямой разделительной черты; нос легко нарисовать изобразив на бумаге эскиз, похожий на кеглю, в процессе прорисовки крыльев носа ему придаются более точные и детальные очертания; когда на портрете уже проступили основные черты лица можно приниматься за изображение губ, как и другие элементы важно начать с эскиза, прорисовывая детали; даже если на портрете уши будут крыты под прической или предметами одежды, лучше наметить из пририсовав к лицу очертания каплевидной формы; такой простой на первый взгляд как брови стоит рисовать в последнюю очередь, и постараться не ошибиться с их размерами, формой и расположением над глазами.

После выполнения эскиза четко очерчивается лицо и можно приступать к прорисовке волос и других деталей портрета. Даже если человек умеет рисовать и имеет определенные художественные навыки начинать лучше с простых эскизов, постепенно усложняя свою задачу.

Рассмотрим подробнее нескольких автопортретов знаменитых художников:

Диего Веласкес и его «Менины».  В переводе с французского название картины можно читать, как «Фрейлины». Художник изобразил на картине портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, их пятилетней дочери, фрейлин, придворных карликов и даже охранника.

Интересный факт: портрет короля и королевы представляет собой отражение в зеркале, висящем на дальней стене. Сам Веласкес изображён слева у мольберта.

Рембрандт, «Автопортрет с женой Саскией». Один из известнейших художников золотого века голландской живописи изобразил себя пышно одетым женихом. Он держит на руках свою супругу, также облачённую в дорогой старинный наряд. Картина пропитана торжеством любви и семейного счастья.

Эдгар Дега, «Автопортрет с приветствием»

Эдгара Дега часто называют «живописцем танцовщиц».  На автопортрете он изобразил себя важной персоной: снисходительный взгляд, хороший костюм, цилиндр в руках

Ван Гог. За всю свою жизнь Дега написал более 30 автопортретов. «Автопортрет с перевязанным ухом» является одним из самых известных, как и сама история «отрезанного уха» — самая распространённая теория говорит о том, что Ван Гог рассорился со своим другом Полем Гогеном и, фонтанируя эмоциями, отрезал себе ухо.

Пабло Пикассо, «Автопортрет с палитрой». По мнению экспертов, Пикассо изображал себя в  невозмутимой и уверенной позе, о чём говорит сжатый кулак и массивность фигуры. Это связывают с тем, что в то время (прим. 1901 год) Пикассо имел вес в художественной среде Парижа.

Сальвадор Дали. Хорошо известно, что Сальвадор Дали имел потрясающе высокую самооценку и никогда не терял веры в то, что делает. Это относилось не только к творчеству, но и к самой его личности. Дали написал множество автопортретов, самым известным из которых стал «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Форма лица здесь расплывчатая, и черты почти не узнаваемы, только усы говорят зрителю о том, кто перед ним.

Леонардо да Винчи. Сохранился лишь один его автопортрет, пожалуй, самый известный: он изображён в виде старца с длинными волосами и длинной седой головой.

Фрида Кало. Её истории стала широко известна после выхода одноименного фильма с Сальмой Хайек в главной роли. Она была талантливой художницей, которой приходилось прятаться в тени своего супруга Диего Ривера. Брак был несчастным, Фрида – глубоко раненой, одинокой и очень творческой натурой. Автопортреты были основой её творчества. «Я пишу себя, потому что провожу много времени в одиночестве и знаю эту тему лучше всего» – говорила она.

В её арсенале более 55 автопортретов. Её идеи зашифрованы в символах, которые она писала рядом со своим изображением: она опиралась на национальные традиции и мифологию.

 

За автопортреты русских художников отвечали: В. Перов, А.Венецианов, И. Крамской, И.Репин, И.Грабарь и многие другие.

Как рисовать портреты

Перед рисованием целой головы неплохо бы потренироваться в рисовании отдельных ее частей: носа, глаз, ушей, рта. Изучите, из каких они состоят плоскостей, как на них падает свет, как они отбрасывают тени. Если у вас нет возможности рисовать с натуры – воспользуйтесь хотя бы зеркалом, порисуйте свои части лица с разных ракурсов. Разные формы носов, губ и т.д. изучите хотя бы по фотографиям. Полистайте книги по анатомии для художников, изучите размещенные в них схемы.

С чего начать?

1. Приступая к портрету, всегда начинайте с общего наброска. При рисовании контуров голову нужно максимально обобщить, разглядев в ней простые геометрические формы.

2. Найдите место для всех частей вашей композиции: расположите на листе не только голову и прическу, но и шею, плечи. Если что-то не помещается, или композиция не гармонична – переделывайте, пока не будете удовлетворены результатом. Композиция должна настолько удачной, чтобы вам не приходилось менять ее в процессе. Но не нужно много подтирать ластиком, ведь он портит бумагу, а вам еще рисовать и рисовать. Лучше рисуйте нежными тонкими линиями, а стирайте только при крайней необходимости.

3. Набросав общие контуры, переходите к построению. Как правильно разбивать лицо на для верного соблюдения пропорций, мы уже разбирали в статье «Шпаргалка: пропорции лица при фронтальном ракурсе».

Правила построения, разумеется, на самом деле сложнее, и их мы еще будем разбирать в будущем, но для новичка сгодится и упрощенный вариант.

Когда лист закомпонован, а части лица и прически намечены, можно переходить к распределению общих теней. Определите источник света и условно поделите вашу голову на свет и тень. Прорабатывать лучше равномерно всю композицию. Не стоит с самого начала подробно прорисовывать глаза или прическу. Есть художники, которые следуют именно такому методу, но и для опытного творца он остается спорным, а уж для новичка и вовсе не подходит.

Экспериментируйте и пробуйте разные выражения

После того, как вы сделали автопортрет, запечатлевая интенсивный взгляд, который так часто встречается среди автопортретов, попробуйте изменить свое выражение лица. Художники эпохи Возрождения, в частности Рембрандт, исследовали и стали достаточно искусными в представлении множества различных выражений человеческого лица, и он сделал много автопортретов, в которых он изучал свои собственные выражения.

Согласно музейным заметкам из Рейксмузеума в Амстердаме, Нидерланды, о изображении, показанном выше, Рембрандт экспериментировал в начале своей живописной карьеры: «Даже будучи неопытным молодым художником Рембрандтом, он не уклонялся от экспериментов. Здесь свет скользит по его правому краю. щека, в то время как остальная часть его лица скрыта в тени. Требуется некоторое время, чтобы понять, что художник пристально смотрит на нас. Используя кончик своей кисти, Рембрандт делал царапины на все еще влажной краске, чтобы подчеркнуть завитки его растрепанные волосы. «

Рисовать автопортрет — это идеальное место, чтобы попробовать экспериментировать с различными техниками рисования и цветовой палитрой, поэтому вытащите зеркало и попробуйте. Вам нечего терять.

Особенности изображения человеческого лица

Каждый человек индивидуален, и чтобы нарисовать его лицо, потребуется определенный уровень мастерства и внимания к деталям. Используя несколько простых рекомендаций можно освоить технику портретного рисования эскизов, после чего можно приступать к работе с красками любых типов:

перед рисованием, лицо необходимо условно разделить на три части (лоб, нос и подбородок) и детально прорисовывать каждую часть; каждый портрет должен передавать определенную эмоцию, в этом случае рисование основывается на прорисовке деталей; портретной схожести будет добиться легче если уделять в процессе рисования мелким деталям и индивидуальным чертам лица; ошибки исправлять намного сложнее чем их не допускать, поэтому все эскизы рисуются тонкими и едва видными линиями; при выполнении однообразной и монотонной работы человеческие глаза устают, поэтому при рисовании портрета важно делать перерывы.

Научиться рисовать не занимаясь практикой невозможно, поэтому необходимо не сдаваться и смело идти к своей цели. Каждый следующий урок можно посвящать прорисовке отдельных деталей лица, после этого можно практиковаться в объединении всех элементов на портрете и переходить к рисованию портрета.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

ХОД УРОКА

1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. (2-3 минуты).

2) Изучение нового материала (20 минут).

Ребята, начнем наш урок с загадки.

Вот мольберт, а вот треножник — Напиши меня, художник, Если вышла не похоже, Не печалься, ну и что же. Красный глаз над синим ухом, Все равно не падай духом, Значит, поработал мало, Начинай свой труд с начала. (Портрет)

Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий.

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные мертвые лица Закрыты решетками, словно темницы. Иные, как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошек ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот!

А вы никогда не задумывались над тем, что люди должны быть очень похожи друг на друга. Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо по вертикали делится примерно на три равные части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30 человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас. Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и постараемся увидеть многообразие и неповторимость черт и их сочетаний.

А) Беседа о жанре портрета.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета — сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало.

Наблюдательный глаз художника в мимике лица, в выражении глаз в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. И для этого они общаются с портретируемым, изучают его особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне.

Поэтому разные портреты даже одного человека могут быть у раз­ных художников и похожи, и непохожи (ведь каждый передает еще и особенности автора портрета: определенный колорит, технику живописи).

Слово портрет означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека («portrait» — изображение).

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи у современных им художников-портретистов и передавали их из поколения в поколение (как мы передаем альбомы с семейными фотографиями). Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.

Портрет ребенка можно выполнить по схеме предложенной ниже:

Учитывая советы от опытных художников по пропорциям, детальной прорисовке и штриховке, вы тоже сможете успешно рисовать разных людей в профиль, анфас и полуоборот. Рисуйте, тренируйтесь, приходите на занятия в школу рисования “Аквамарин” и с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше!

Первое, что нужно сделать — это нарисовать овал ГОЛОВЫ
, не овал лица и не вскрытую черепную коробку, а именно голову ПОЛНОСТЬЮ. Если быть точнее, голова похожа на перевернутое яйцо.

Делим длину всей головы на две равные части.
Проводим горизонтальную линию. На этой линии мы будем рисовать глаза, но чуть позже. Сначала найдем расположение всех остальных деталей.

Длину лица делим на три равные части
. Первая линия, как я и сказала — начало волос, вторая-брови, третья -край носа.

На линии глаз, той что находится ровно по середине ГОЛОВЫ, рисуем глаза

Обратите внимание, расстояние между глаз равно длине одного глаза

Рисуем нос.
С длиной мы уже определились, осталось определиться с шириной. Обычно, ширина крыльев носа равна расстоянию между глаз. Не забывайте проверять симметричность лица т.е. замерять расстояние от правой и левой части до линии по середине.

Недостатки – ключ к оригинальности объекта

Объекты рисунка должны быть оригинальными, а не просто узнаваемыми

«Кроме того, что объект должен легко читаться он должен быть уникальным в своем роде», – считает фон Рюден. Странности и несовершенства добавляют рисунку оригинальности. На нем возникает некая история, которую зритель может для себя открыть.

На рисунке выше вы видите три разные моркови. Первая морковь – это то, что нам сразу же приходит на ум при мысли о предмете. Второй пример – реалистичное изображение моркови с детализированными бугорками и складками, которые вызывают интерес. В третьем примере фон Рюден пошел дальше и изобразил непривычный нам образ моркови. «Используйте особенности объектов и превращайте обычные предметы в нечто фантастическое», – говорит Тим.

Один из главных секретов поэтапного рисования портрета карандашом

Один из главных секретов опытных художников заключается в том, что они начинают делать изображения от целого к частному, то есть постепенно двигаясь от простого к сложному. В то время как новички предпочитают сразу в деталях прорисовывать рот, нос, глаза и другие части лица человека.

Таким образом, первый наш несложный, но очень важный, совет сводится к тому, что сначала нужно нарисовать портрет так, чтобы изображаемое вами лицо имело неясные очертания, как будто человек находится в тумане.

На следующем этапе работы воображаемая дымка будет постепенно исчезать, и черты лица будут становиться все отчетливее, это мы будем их уже детально прорисовывать.

Также в начальный раздел нашей статьи мы добавим еще одну ценную информацию. Не секрет, что человека на портрете можно изобразить в трех ракурсах – в профиле, анфас и полуобороте (видно три четверти лица).

С какого ракурса лучше начинать работу новичку портретной живописи? Эксперты школы рисования “Аквамарин” советуют начинать пробы карандаша с профиля, а затем переходить на полуоборот лица. Когда и такая техника будет освоена, можно будет браться и за самое сложное изображать лицо человека в анфас.

При этом доказано, что человека проще рисовать с фотографии, чем с натуры. И тут тоже нужно подумать о своих силах. Чтобы получить прекрасный результат в итоге, и хорошо разобраться с тем, как рисовать портрет карандашом поэтапно, разумнее двигаться по принципу от простого к сложному, то есть сначала научиться рисовать лицо человека с фотографии или другого изображения, а уже потом переходить на натуру.

Делаем основу для портрета карандашом

Основой или каркасом портрета является овал головы, а также точки, показывающие месторасположение носа, глаз, подбородка, ушей и так далее. И в самом начале работы такие контуры нужно разметить.

В качестве примера предлагаем рассмотреть портрет симпатичной девушки, который идет как иллюстрация к данной статье. Давайте проанализируем, какая у нее форма головы? Круглая или яйцевидная? А может голова у нее овальной формы с квадратным подбородком?

После того, как мы проанализируем форму головы объекта, изобразим ее на бумаге. Это будет круг или овал. Затем на такой основе необходимо расположить точки, указывающие на местонахождение глаз, рта, ушей и так далее.

Если вы рисуете портрет с фотографии, то просто вооружитесь линейкой, и сначала наметьте ориентировочную высоту и ширину головы, а потом измерьте остальные параметры лица и укажите их точками на наброске.

Если вы рисуете конкретное лицо с натуры, то протяните руку в сторону модели и на карандаше визуально, примерно отмерьте расстояния от одной точки до другой, а потом пропорционально и с нужным масштабированием переносите отрезки на бумагу.

Так, сначала нужно будет отметить ориентировочное расстояние между макушкой головы и подбородком, потом ширину лица, а затем и остальные точки, показывающие уже большую детализацию элементов.

Из анатомических особенностей вам сообщим, что обычно ширина головы равняется трем четвертям ее высоты. Это стандарт, от которого всегда возможны отклонения в 1-2 сантиметра. Но формула дана для того, чтобы вы тщательно проверили соотношение указанных вами на бумаге размеров.

Для работы лучше использовать карандаш НВ. Необходимо стремиться, чтобы очертания лица на начальной стадии были едва заметными, легкими и нежными.

Не торопитесь. Мы так созданы, что каждый человек индивидуален, и вам нужно уловить и правильно отразить уникальные черты лица на бумаге. Если вы необоснованно много оставили места для изображения носа, то в итоге он будет раздутым, как у хрюшки, а если у вас осталось мало места на лице под глаза, то они тоже будут по-поросячьи маленькими. А ведь мы обидеть никого не хотим.

На каждом этапе сверяйте основу портрета с оригиналом. Замечайте особенности лица. Может быть это будет крупный нос или широкие скулы, а может быть маленький ротик и большие глаза. При желании разобраться, как рисовать портрет карандашом поэтапно, данные моменты очень важны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: