Как перестать бояться неудачи
- Потренируйтесь. Сходите на пробный экзамен и понаблюдайте за своим состоянием и эмоциями. Обсудите с близкими взрослыми, что вы почувствовали, как удалось совладать со своими эмоциями.
- Рассмотрите все возможные варианты. Представьте самый ужасный исход, когда вы сдали на «двойки» все экзамены. Что скажут родители, как вы переживёте эту неприятность, чем будете заниматься следующий год, кто вам поможет достичь новых целей. Пофантазируйте, что будет если не хватит чуть-чуть и вы пойдете в более слабый вуз или на платное отделение в вуз мечты.
Заранее поговорите с родителями, чтобы знать их мнение. Готовы ли они оплачивать ваше обучение полностью или частично. Поддержат ли вас в случае полного провала на экзаменах, на какую помощь вы можете рассчитывать?
Прокрутите в своём воображении несколько траекторий. Представьте разные сценарии своей жизнь и будьте готовы к тому, что сбудется не самый желанный. Что бы ни произошло, вы всё равно сможете добиться успеха и прожить счастливую жизнь.
Нет таких ошибок, которые невозможно исправить. После ЕГЭ жизнь будет продолжаться независимо от результатов. Что бы ни случилось на экзамене, катастрофы не будет.
Определите план тренировки
После регистрации на сайте рекомендуем пройти все типы необходимых тестов в режиме экзамена, с ограничением во времени. Это поможет определить ваши «слабые» места. Именно на этот тип тестов необходимо оставить больше времени на подготовку и на закрепление полученных навыков.
Для этого выберите для прохождения по одному тесту каждого типа базового (начального) уровня.
Самая главная ваша задача — это понимание, а не запоминание.
Для подготовки к одному типу тестов необходимо пройти как минимум:
- по 3 теста каждого вида в режиме тренировки — без ограничения по времени, с возможностью посмотреть правильные ответы с объяснением решения;
- 1 тест каждого вида в режиме экзамена — с ограничением по времени без возможности посмотреть правильный ответ.
Например, логические тесты представлены четырьмя видами тестов: на лишний элемент, логическую последовательность (найти недостающий элемент) в виде матрицы, ряда, на принадлежность группе. То есть всего необходимо пройти как минимум 16 тестов. В среднем в одном тесте по 15-20 вопросов, всего около 240 вопросов.
Рекомендуем не перескакивать с одного типа теста на другой. Если вы решаете тесты на лишний элемент, то решите все запланированные 3 теста этого вида в режиме тренировки. Потом закрепите результат, пройдя этот тест в режиме экзамена. И только потом переходите к работе со следующим видом теста.
С более подробными рекомендациями и инструкциями по подготовке для каждого типа и конкретного вида теста вы сможете ознакомится при подготовке в личном кабинете пользователя HRLider.
Что входит во внеплановую проверку Роспотребнадзора
Служба охватывает множество сегментов коммерческой деятельности, в том числе компетенцию СанЭпидемСтанции. Чаще всего проверки затрагивают заведения общественного питания: рестораны, кафе, бары, столовые, а также производственные предприятия, выпускающие продовольственные товары.
В сферу обязанностей службы входят:
- проверка соответствия нормам закона о защите прав потребителей;
- аудит гигиенической и социальной среды на предприятии;
- санитарно-эпидемиологические тесты;
- проверка аттестации работников, имеющих доступ к продуктам питания;
- анализ соблюдения требований об энергосбережении.
Проверка может быть инициирована по разным причинам. Во-первых, при поступлении жалобы. Ее может подготовить потребитель или организация. Основанием для жалобы являются реализация продукции с истекшим сроком годности, неправильное хранение, обработка с нарушениями правил и пр. Во-вторых, на основании предписания. Оно формируется при условии, что ранее проведенная проверка службой выявила различные нарушения. Предписание обязывает компанию устранить их в течение указанного срока. Внеплановая проверка в этом случае направлена на определение факта устранения нарушений и подтверждения.
Подсчет баллов в OPQ32
Каждое утверждение привязано к шкале компетенции. Утверждение «Большую часть времени я чувствую себя расслабленным» соответствует компетенции Волнительности, утверждение «Я люблю планировать будущее» относится к компетенции Планирования, а утверждение «Конкурс выявляет лучшее во мне» относится к компетенции Конкурентность.
Утверждение, которое вы выбираете как наиболее соответствующее вам, дает два балла по привязанной к утверждению шкале компетенции.
Утверждение, которое вы выбираете как менее всего вам приемлемое, дает по его шкале ноль баллов, а оставшееся невыбранным утверждение, добавляет один балл к соответствующей шкале.
В приведенном выше примере шкала компетенции Планирования получает два балла, шкала Волнительности получает один балл, а шкала компетенции Конкурентность получает ноль баллов.
Чем выше оценка, полученная вами по шкале той или иной компетенции, тем более доминирующим является это качество вашей личности.
Некоторые личностные опросники, например Leaderchart от компании HT Lab, имеют полярные шкалы компетенций. Например, такие как:
- Замкнутость – Общительность
- Пассивность – Активность и др.
Соответственно, чем меньше кандидат наберет баллов по шкале Общительность, тем ближе он будет к максимуму по шкале Замкнутость.
OPQ32 имеет однополюсную шкалу по которой можно набрать максимальный балл.
Не забудьте об отдыхе и правильном питании
При подготовке плана тренировки учитывайте ваши личные особенности режима дня (жаворонок или сова).
Максимально отключитесь от всех социальных сетей, выключите мессенджеры, телевизор, музыку. Попросите близких не отвлекать вас бытовыми делами.
Проходите подготовку в спокойной обстановке, в чистой рабочей зоне, с необходимым набором инструментов: бумага, ручки, калькулятор, маркер.
Заложите время на 5-минутные перерывы между каждым пройденным тестом для небольшой разминки (растяжка, медитация) или перекуса (для этого идеальны орехи, творог, цельнозерновой хлеб, сыр и яйца). Не злоупотребляйте кофе и энергетиками.
Не пропускайте полноценный завтрак, обед и ужин. Если в обычном режиме дня пропуск еды не окажет значительное влияние на ваше самочувствие, то при такой подготовке организму требуется постоянная «дозаправка» углеводами, белками и жирами для поддержания работоспособности. Не переедайте, иначе вас будет клонить ко сну, и режим тренировки может быть сбит.
Обеспечьте себе полноценный 7-8 часовой ночной сон. Ведь сон — главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Лучше ложится спать не позднее 23 часов, чтобы организм смог отдохнуть. Перед сном желательно совершить прогулку на свежем воздухе.
Утром можно воспользоваться природными энергетиками — экстрактом элеутерококка и женьшеня. Если нет противопоказаний, перед сном за 30 минут положите под язык таблетку глицина.
3 важные составляющие того, как грамотно подготовиться к госам
Ни одни методические рекомендации для подготовки ответа на госэкзамене не смогут вас предостеречь от провала. Все, что вам необходимо – обеспечить себя тремя самыми важными составляющими успеха:
Материалы обучения. К пятому курсу вы, наверняка, успели обрасти связями. И старшекурсники обязательно поделятся с вами (скорее всего за символическую плату) конспектами лекций и семинарских занятий. Не пренебрегайте ими, даже если у вас все есть. Высока вероятность, что в других источниках информация будет систематизирована гораздо понятнее и удобнее, чем у вас. Впрочем, если информации все же нет, не расстраивайтесь. Есть надежные источники, где можно за небольшую плату найти уже готовые ответы на все вопросы к государственным экзаменам. Для некоторых это самый удобный способ подготовки, ведь не приходится собирать информацию по крупицам в разных местах – ее предоставят всю и сразу, хорошо систематизированную и исчерпывающую. А это сэкономит немало времени и сил.
Время. С этим параметром гораздо сложнее, ведь именно его у студентов никогда нет (особенно у выпускников). Семья, работа, поиски места прохождения практики, хорошо оплачиваемого места – все это заставляет учащихся тратить все свободное время не на подготовку, а на решение насущных вопросов. Здесь главная задача – научиться планировать время. Решив эту проблему сейчас, вы сделаете себе одолжение, ведь на работе это умение ой как пригодится.
Психологический настрой
Очень важно мысленно подготовиться к этому серьезному событию. И здесь помогут те же советы, что и при подготовке к защите диплома
Приятный внешний вид, собранность, свежая голова, спокойствие – всего этого можно добиться тренировками. Но начинать их нужно задолго до экзамена, а не накануне перед ГОСом.
Часто студенты впадают в ступор, даже если отлично подготовились и знают ответ на вопрос. Все дело в страхе перед публикой или ответственностью, которая возлагается на него.
Как подготовиться к посткоитальному тесту (пробе Шуварского, пробе на совместимость)?
В число рекомендуемых подготовительных исследований для посткоитального теста входят:
- тест на овуляцию;
- спермограмма;
- MAR-тест (при плохих результатах спермограммы).
Тест на овуляциюовуляция произошлабазальную температуруСпермограммаиногда сразу после сдачи биологического материалаMAR-тестmixed agglutination reactionВ число общих рекомендаций перед посткоитальным тестом входят:
- воздержание от половой жизни за 2 — 3 дня до теста;
- воздержание от мастурбации (мужчинам) за 2 — 3 дня до теста;
- полный отказ от любых видов контрацептивов;
- полный отказ от вагинальных форм лекарственных средств.
не тампон!!!
О чем спрашивать учеников, когда вам нужна обратная связь
Обратная связь может помочь вам улучшить несколько аспектов вашего онлайн-курса, будь то ваша платформа, контент или даже маркетинг.
Просить искреннюю обратную связь и давать ее для большинства может стать раздражающим фактором. Даже если вы опытный инструктор, это может вызывать у вас трудности. С другой стороны, нет ничего более ценного, чем получение конструктивной критики от людей, которые посещают ваши онлайн-курсы.
Независимо от того, какой метод вы выберете, возьмите следующие вопросы в качестве примеров, чтобы адаптировать их к своей ситуации:
- Общие вопросы по курсу
Эти вопросы помогут вам выяснить, каковы общие впечатления ученика с начала и до конца обучения. Хотя они кажутся более общими, думайте о них как о разминке. Например, попросите учеников назвать 3 прилагательных, которые приходят в голову, когда они думают о курсе.
Этот тип информации помогает инструкторам уточнить свое маркетинговое предложение и в результате привлечь новых учеников.
- Вопросы по содержанию курса
Самая большая область улучшения – это содержание вашего курса. Ваши ученики предлагают уникальное понимание, поэтому оно должно быть вашим основным фокусом, особенно если у вас мало времени или вы хотите провести более короткий опрос.
Просто убедитесь, что вы охватили все аспекты, связанные с курсом, такие как структура, логическая последовательность, дополнительные материалы и, конечно же, качество вашего основного контента.
- Как бы вы оценили качество визуальных эффектов (изображений, видео)?
- Насколько легко или сложно было понять основные понятия?
- Какие темы вы хотели бы изучить более подробно?
- Вы «гуглили»/исследовали дополнительно какие-то темы во время прохождения курса? Почему?
- Как бы вы оценили курс с точки зрения структуры (логичный, простой, запутанный)?
- Как бы вы описали тесты с точки зрения разнообразия вопросов и охватываемых тем?
- Вы пропустили какие-то уроки/темы? Почему?
- Вопросы о результатах обучения
Результаты обучения – это то, как мы измеряем успех курса
И хотя вы, вероятно, сможете оценить их с помощью онлайн-тестов или других видов оценивания, очень важно знать, что учащиеся думают о конечном результате. . Если цель онлайн-курса состоит в том, чтобы привести ученика из пункта А в пункт Б, вам нужно знать, достиг ли он этого, в какой степени, и оценить, как курс может быть улучшен, чтобы помочь другим в будущем
Если цель онлайн-курса состоит в том, чтобы привести ученика из пункта А в пункт Б, вам нужно знать, достиг ли он этого, в какой степени, и оценить, как курс может быть улучшен, чтобы помочь другим в будущем.
- Применили ли вы что-нибудь из того, чему научились? Если да, то что, если нет, то почему?
- Насколько вы уверены в применении того, что узнали?
- Что было самым полезным из того, что вы узнали?
- Может быть, этот курс заставил вас по-другому взглянуть на определенную тему?
- Назовите одну тему, о которой вы ничего не знали.
4. Вопросы о взаимодействии учеников с курсом
Эти вопросы не являются важными, но они могут помочь вам лучше понять, как учащиеся взаимодействуют с вашим курсом и с другими учениками. Это может помочь вам улучшить их общее впечатление или оценить, насколько эффективными были ваши усилия, чтобы сделать его более полезным. Это также способ выяснить, есть ли какие-либо препятствия для обучения, такие как загруженный график или трудности с доступом к курсу на мобильном устройстве.
- Общались ли вы с другими учениками (обменивались ресурсами, идеями)? Почему да или почему нет?
- Что вы думаете об элементах геймификации (баллы, награды, рейтинг лидеров)?
- Как курс вписался в ваше недельное расписание?
- Как бы вы оценили опыт использования на мобильных устройствах?
- Были ли моменты, когда вы чувствовали разочарование? Почему?
Если вы проводите интервью, то можете использовать все эти вопросы и многие другие. Если вы создаете опрос для вашего онлайн-курса, используйте 5-6 вопросов, которые вы считаете актуальными, в зависимости от того, что вам нужно улучшить больше всего.
Просто помните, что обратная связь – это подарок, но она также требует некоторой работы, и в конце концов ваша работа – задавать соответствующие вопросы, чтобы учащиеся могли помочь вам в ответ.
Самостоятельная подготовка: кривая обучения
Кривая обучения — это графическое представление изменения скорости обучения в конкретной деятельности, в данном случае, такой как самостоятельная подготовка к тестам на интеллект. Кривая отрицательно ускоряется, что означает, что дальнейшая практика тестов улучшает их решение, но с постепенным уменьшением эффективности. То есть процесс обычно показывает быстрое улучшение при начале практики, за которым, с дополнительной практикой, следует меньшее улучшение. Кривая обучения демонстрирует, что выполнение тестов на интеллект улучшается и ускоряется с практикой тестов в Интернете.
Практика — залог успеха
Обучение может быть определено как изменение поведения в результате опыта, то есть практики. Практика — это деятельность, которая приводит к приобретению новых навыков. Например, практикуя онлайн-тесты на интеллект, вы постоянно сталкиваетесь с новыми заданиями и незнакомыми вопросами, что повышает вашу компетентность и, в конечном итоге, приводит к выполнению задания. Самостоятельная практика всегда была центральной темой, представляющей интерес для исследователей, заинтересованных в изучении обучения.
Интересно рассмотреть результаты прохождения тестов у новичков и экспертов. Новички делают много ошибок, тогда как эксперты делают только случайные ошибки. Важным элементом практики тестов на интеллект является то, что он предлагает вам учиться на собственных ошибках. При начале практики новички делают ошибки, а затем исправляют их, что в ходе тренировочных сессий снижает вероятность ошибок. То есть, изменение частоты ошибок и, следовательно, кривой обучения, как было установлено, является результатом количества практики (Ohlsson, 1996). Также было обнаружено, что практика должна быть специфичной для самой задачи. Это утверждение вполне соответствует практике психометрических тестов онлайн. Его часто называют специфичностью задач методов (Ohlsson, 1996). Кроме того, исследования показали, что опыт редко переносится из одной задачи в другую.
Обнаружение ошибок и самостоятельное обучение на них также требует практической работы, такой как практика тестов онлайн. Вы должны знать о своих ошибках, чтобы учиться на них
Связь между важностью вашей работы по подготовке к тестам и конечным результатом — получением работы — очевидна. Для того чтобы вы (или новичок в какой-либо деятельности) могли проверить свою работу, им необходимо провести тренировочные занятия, результаты которых покажут вам, допустили ли вы (и где именно) ошибку или нет
Эта способность к обнаружению ошибок в тестировании позволяет контролировать практику, обратную связь и оценку.
Самостоятельная подготовка — единственный доступный и эффективный способ быстро понять стратегии решения тестов на интеллект и научиться решать их быстро и точно. Гарантируйте себе успех — подготовьтесь!
Научный подход к самостоятельной подготовке по решению тестов на интеллект
Практика, при которой вы сами регулируете свои усилия — это очень позитивная вещь, поскольку в большинстве случаев именно самостоятельная подготовка является залогом успеха в учебной и рабочей деятельности (по данным исследований Corno et al., 2002). Соответственно высокие результаты по тестам на интеллект также зависят от самостоятельного обучения (т.е., нарабатываются практикой онлайн). Вопрос в следующем: насколько самостоятельная подготовка возможна для вас?
С точки зрения работы мозга самостоятельное обучение основывается на взаимодействии между вами (вашими личными убеждениями о прошлом и будущем успехе, т.е. самоэффективности), вашим поведением (например, практикой тестов) и окружающей средой (растущими успехами практики тестов). Самостоятельная подготовка определяется вашим типом мышления, стратегическими действиями (планирование, мониторинг и оценка личного прогресса по отношению к стандарту или цели) и вашей мотивацией к обучению. Все эти факторы и умственные способности связаны с успехом в тестах на интеллект, и вы можете улучшить эти возможности, решая тесты онлайн.
Подготовка к ОГЭ за год
Число ребят, набирающих на госэкзаменах высокие баллы, растёт с каждым годом — усиливается конкуренция. Чем лучше вы подготовитесь к ОГЭ, тем больше шансов на успех.
1. Определитесь с предметами
ОГЭ состоит из двух обязательных и двух предметов на выбор.
В обязательном порядке сдают русский язык (устно и письменно) и математику. Дисциплины на выбор:
- физика,
- химия,
- биология,
- география,
- обществознание,
- история,
- информатика,
- литература,
- иностранные языки.
В топе девятиклассников — обществознание и география. Их сдают чаще всего, потому что считают лёгкими. Но это заблуждение. Так, ОГЭ по обществознанию включает в себя вопросы по праву и экономике, на которые не получится ответить исходя из «житейского опыта», а по географии необходимо уметь работать с картой и графиками.
Для чего вы сдаёте ОГЭ? Если ваша цель — вуз, определитесь с ним и сдавайте дисциплины, которые потребуются для поступления. Основной госэкзамен в девятом классе — прекрасная возможно прорепетировать ЕГЭ.
<<Форма демодоступа>>
Если вы планируете получить среднее профессиональное образование, выясните, какие предметы нужны для поступления в выбранный вами колледж или техникум, и выбирайте их при подготовке к ОГЭ.
Учитывайте также степень своей подготовленности. Чем лучше вы знаете предмет, тем проще будет на экзамене.
2. Определите слабые стороны
Страшилки про ОГЭ передаются из класса в класс. Гуманитарии трепещут перед математикой, технари хватаются за голову от русского. Но не стоит полагаться на слухи и даже на текущую оценку по предмету. На госэкзамене проверяются знания и навыки, полученные за все девять классов.
Темы и нововведения ОГЭ можно узнать из классификаторов, ежегодно публикуемых на сайте ФИПИ. Там же вы найдёте демоверсии работ предыдущих лет. Прорешайте их, чтобы понять, по каким дисциплинам вам потребуется помощь, а по каким сможете подготовиться к ОГЭ самостоятельно.
3. Выберите способ подготовки
ОГЭ — не самый сложный экзамен в мире, и любому школьнику по силам подготовиться к нему самостоятельно. Однако помощь специалистов может пригодиться, когда есть пробелы в знаниях.
<<Блок перелинковки>>
Если вам нужно тесное общение с преподавателем, вам подойдёт занятия с репетиторами. Но предметника, хорошо разбирающегося в специфике ОГЭ, найти довольно трудно, да и стоить это будет недёшево. Недостаток подготовительных курсов офлайн-формата в том, что придётся тратить время и деньги ещё и на дорогу. В то время как онлайн-подготовка к ОГЭ позволяет прокачивать знания не выходя из дома.
В «Домашней школе Фоксфорда» специализированную подготовку к основному государственному экзамену можно начать уже в восьмом классе. Ученики могут выстраивать индивидуальные образовательные маршруты и добавлять туда курсы подготовки к ОГЭ. Но главное — иметь крепкую базу по школьной программе.
Курсы «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» по школьной программе помогут вам подойти к экзамену во всеоружии. Выберите предмет, который хотите подтянуть, и целую неделю занимайтесь бесплатно.
Подача опроса
Внешний вид опроса не менее важен, чем его смысловое наполнение. Визуальная подача напрямую влияет на желание пользователей пройти тест.
Из теории когнитивной нагрузки мы знаем, что снизить «атаку» на мозг можно с помощью использования разных каналов передачи информации. То есть если мы говорим об опросах, следует «упаковывать» вопросы в разные форматы. Пусть сначала пользователи оценят какое-то явление по десятибалльной шкале, после — выберут ответ из предложенных, потом — ответят на открытый вопрос. Иными словами, миксуйте типы вопросов в одном опросе.
К каждому вопросу следует подбирать подходящее по смыслу изображение. Картинка должна дополнять вопрос, подсказывать, в чем его смысл, и таким образом помогать «разгрузить» мозг. Использовать изображения можно и к ответам.
Пример изображений к ответам из нашего опроса
В опросах мы активно используем элементы геймификации. Наше исследование показало, что опросы с внедренными в них игровыми механиками нравятся 87% пользователей, в то время как «традиционные» — всего 9%.
Из элементов, которые зарекомендовали себя лучше всего, можно назвать прогресс-бар. Это индикатор, показывающий, на сколько вопросов уже даны ответы, а на сколько — еще нет. По нашим наблюдениям, пользователи чаще доходят до конца опроса, если знают, на сколько еще вопросов нужно ответить.
Пример прогресс-бара
Еще одна эффективная игровая механика — ползунки. Она идеально подходит для шкальных вопросов. Пользователь передвигает ползунок от 0 к 10 баллам, и в этот момент меняется изображение над вопросом. К примеру, смайлик преображается из плачущего в смеющегося.
Пример ползунка
Чтобы сделать прохождение опроса интереснее, мы предлагаем оценить какое-то явление в звездах. Рейтинг (как мы сами его называем) — это по сути еще один вариант оформления шкального вопроса — альтернатива ползункам.
Пример рейтинга
Предметная подготовка
Математика. К математике я готовился в школе и на онлайн-курсах. В школе мы в основном решали задачи части B, на курсах разбирали задания части B и С. Математику я сдал на 72 балла.
Русский язык. К русскому языку я в основном готовился в школе, там мы с 10-го класса решали задания ЕГЭ. Иногда я смотрел видео на ютьюбе по темам, которые не понял, и решал некоторые задания дополнительно. Русский язык я сдал на 85 баллов.
Информатика. Я был единственным в классе, кто сдавал ЕГЭ по информатике, поэтому к ней я готовился самостоятельно или на курсах в «Фоксфорде». В школе у меня раз в неделю была одна консультация по подготовке к ЕГЭ, на которой мы решали задачи первой части ЕГЭ. На курсах по информатике и программированию я слушал лекции и решал домашние задания.
Но основная моя подготовка к ЕГЭ шла самостоятельно с нуля. Я решал задания с сайта Константина Полякова. Это хороший ресурс для подготовки к ЕГЭ по информатике. Иногда я решал варианты «СтатГрада». Их варианты заданий для подготовки к ЕГЭ сложнее и скорее нужны для более глубокого понимания предмета, чем для отработки экзаменационных задач. Информатику я сдал на 88 баллов.
В итоге теперь я могу с уверенностью отвечать на вопрос:— Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и сдать выбранные предметы на приличные баллы?— За два года — можно, хотя это и непросто.
Почему возникают сложности с подготовкой к зачёту
Самый идеальный способ сдавать зачёты на отлично — это готовиться к ним заранее. Для этого «праведные» студенты не пропускают ни одного занятия, старательно пишут конспекты, перечитывают их на досуге, изучают литературу из дополнительных списков, а за неделю до зачётов повторяют весь материал, используя методические рекомендации для подготовки.
Но, как всё идеальное, такой способ практически не встречается в природе, а большинство студентов живут по принципу: «До зачёта вечность либо один день». Почему так происходит? Потому что на одного прилежного студента — минимум пять спринтеров.
Спринтеры — это молодые люди, которые предпочитают встречаться с друзьями и заниматься своими увлечениями вместо того, чтобы тратить время на учёбу и подготовку к зачётам и экзаменам. Зато среди них много уникумов, которые несмотря на несерьёзное отношение к учёбе во время семестра, умудряются подготовить и сдать даже дифзачёты на высокий балл.
На спринтеров хорошо действуют дедлайны, превращая их из ленивых котов в героев учёбыПсихологи объясняют такую работоспособность высоким выбросом адреналина. Зачёты и экзамены — это сильный стресс для нашего организма, во время которого в кровь выбрасывается большое количество этого гормона. Он заставляет все системы работать в авральном режиме, усиливает концентрацию и позволяет быстро выучивать сложный и объёмный материал.