Как поднять самооценку девушке
Чтобы повысить самомнение, научитесь любить себя. Для этого определите собственные достоинства и каждый день напоминайте себе о них, особенно в моменты, когда чувствуете неуверенность.
Красивая одежда поможет быстрее повысить самооценку. Чтобы почувствовать, как придать себе уверенности и повысить самооценку с помощью гардероба, подберите собственный стиль
При этом руководствуйтесь своим вкусом и ощущениями — важно, чтобы вы ощущали физический и психологический комфорт в новой одежде. Не пытайтесь копировать чей-либо стиль
Занятия спортом помогут обрести уверенность, ведь регулярные тренировки сделают фигуру стройной и позволят чувствовать себя здоровой и энергичной
Важно, чтобы выбранная физическая нагрузка нравилась. Сбалансированный рацион поможет дополнить эффект от спорта, поскольку подарит лёгкость в теле и улучшит настроение
Не забывайте следить за личной гигиеной. Одежда всегда должна быть чистой, выглаженной и аккуратной. Регулярно мойте голову и расчёсывайте волосы, ведь девушке с неопрятной причёской не получится чувствовать себя красивой.
Научитесь нормально реагировать на похвалу и комплименты. Никогда не отрицайте хороших слов, сказанных в ваш адрес — лучше отвечайте на них благодарностью.
Найдите сверстников с общими интересами, ведь общение с ними пойдёт на пользу вашей самооценке. Постарайтесь подружиться с позитивными и уверенными в себе девочками, которые смогут оценить вас по достоинству.
Какая самооценка у моего ребенка
Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?
Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.
Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.
В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.
Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)
Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.
Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)
Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:
- размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
- окружение «я» пустыми ячейками;
- окружение «я» животными или неодушевленными предметами.
В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.
Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)
Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.
Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.
Виды самооценки у ребенка
Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:
- Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
- Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.
Синдром отличника как проявление заниженной самооценки
Как повысить самооценку ребенку? 4 способа
Помочь ребенку с низкой и неадекватной самооценкой можно. И главную роль тут играют именно родители, ведь ребенок опирается на их мнение и поведение в любом возрасте, даже подростковом.
Способ 1. Не завышайте требования к ребенку
Очень часто мы ожидаем или даже требуем от ребенка выполнения наших собственных желаний. Мы хотим, чтобы он жил и действовал “правильно”, хотел “правильных” вещей и т.п.
Однако часто это входит в противоречие с истинными желаниями и возможностями ребенка. Если мы при этом начинаем его оценивать, да еще и сравнивать с другими — его самооценка под угрозой.
Вот как родители могут повысить самооценку ребенка. Старайтесь не оценивать, а слушать ребенка. Почитать о том, как это правильно можно, например в книге М.Розенберга “Язык жизни”. Научиться избегать импульсивности в общении и помочь это делать ребенку можно при помощи книги Ю.Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”. Эти советы помогут и разрешать конфликты в повседневном общении, добиться повышения самооценки ребенка и понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.
Способ 2. Не сравнивайте ребенка с другими
Иногда родители хотят подстегнуть мотивацию ребенка, сравнивая его со сверстниками или одноклассниками. Вот, мол, Вася может, а ты нет. Мы хотим, чтобы ребенок старался добиться большего, и с некоторыми детьми это работает. Если их эмоциональный драйвер — конкуренция. Но у ребенка, который настроен на сотрудничество, от такого наоборот опускаются руки. Никогда не сравнивайте такого ребенка с другими!
Детям, которых не вдохновляет борьба и соперничество, лучше формировать адекватную самооценку через мягкие навыки. Для начала стоит пройти тест на сильные и потенциальные зоны роста. Затем при помощи наставника можно формировать связи отдельных навыков и профессиональных сфер, точек приложения сил для раскрытия и развития личности. Так постепенно ребенок вовлечется в осмысленную деятельность и почувствует себя уверенно, а его самооценка повысится.
Способ 3. Хвалите детей
Как можно хвалить и при этом не оценивать? На самом деле, лучше просто заменить оценочную похвалу, типа “молодец”, на проговаривание успеха и своих эмоций. Если ребенок чего-то добился, это нужно отметить, сказать, как вы рады, что у него получилось. Даже если это мелочь, типа домашки, или пятерки по сложному предмету в школе, подчеркните, что вы видите, что он взял себя в руки, довел дело до конца, хотя еще вчера ему это не удавалось.
Отмечайте то, что важно самому подростку. В этом возрасте сами по себе учебные успехи детей не интересуют
Их интересует место в обществе, мнение ровесников, перспективы будущего. Показывайте ребенку, что вы в нем уверены, что видите его текущие достижения, видите, как он растет и взрослеет, — все говорит о том, что он будет успешно справляться со взрослой жизнью. Именно так и повышается самооценка ребенка — вместо с ростом уверенности в собственном будущем.
Способ 4. Не делайте замечания детям при посторонних
Поскольку детей в подростковом возрасте волнует, как они выглядят в глазах окружающих, любые замечания воспринимаются очень болезненно и приводит к низкой самооценке. С точки зрения ребенка любая критика, отношения “как к маленькому” серьезно подрывает его авторитет, вызывает насмешки, заставляет стесняться и стыдиться и снижает самооценку. Берегите репутацию ребенка в этот хрупкий период, какими бы надуманными ни казались его страхи. Просто примите как данность эту особенность и не провоцируйте конфликт и рост неуверенности у ребенка.
Желание сделать замечание часто вызвано ощущением, что подростки игнорируют взрослых. На самом деле, подростковая отстраненность от вас или реальности — это запуск внутренних сложных процессов. Ребенок пытается понять кто он, где его границы и опоры, хотя со стороны это выглядит как “лень”, “необщительность” или равнодушие и безразличие. Будьте бережны к ребенку, когда он формирует свою самооценку.
Увлеките подростка спортом
В подростковом возрасте тело сильно меняется. Многие дети набирают вес, становятся неуклюжими, сутулятся, страдают от прыщей. Сложно при этом оставаться довольным своей внешностью. Кроме того, большую часть времени подростки проводят сидя: то за партой, то за компьютером. Энергия не направляется в нужное русло, и дети, не зная, что с ней делать, становятся агрессивными или капризными.
Чтобы привести самооценку и чувства в порядок, подростку следует регулярно заниматься спортом. Это не только укрепит тело и повысит выносливость, но и снимет напряжение, поможет обрести уверенность в себе.
Роль родителей в формировании личности подростка
Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность
Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться. Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом
Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое. Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.
Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться — вот что нужно несовершеннолетним.
Особенности самооценки подростка
Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.
Общение с единомышленниками способствует повышению самооценки подростка
Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.
Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.
Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:
Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать
Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.
Признаки низкой самооценки подростка
Это набор признаков, которые исследователи обнаружили, что обычно происходит с подростками, у которых есть проблемы, связанные с низкой самооценкой.
Девочка подросток с опущенной вниз головой
Ходит с опущенной головой
Один из наиболее заметных признаков низкой самооценки — это когда подросток ходит повсюду с опущенной головой и подбородком, упирающимся в верхнюю часть груди. Это физическое выражение стыда и смущения. Подростки с низкой самооценкой часто чувствуют, что они хотят спрятаться и пройти через общественные ситуации незамеченными.
Не смотрит в глаза, когда разговаривает
Подростки, которые чувствуют свою неуверенность, испытывают трудности поддерживать зрительный контакт с другими при общении. Они избегают установления контакта, поскольку они предполагают что другие смотрят на них теми же глазами, что и они сами.
Мальчик подросток прикрывает рот двумя руками
Говорит о себе плохо
Язык,
используемый подростками, часто передает то, во что они верят, особенно это
касается того, как они говорят о себе. Подростки, которые обычно называют себя
безнадежными или никчемными.
В мальчика подростка тычут пальцами другие подростки
Часто дразнят других детей, а также участвуют в сплетнях
Подростки, которые плохо относятся к себе, часто стремятся быть негативными по отношению к другим. Обычно это защитный механизм. Часто подростки наиболее критично относятся к тем, кто проявляет похожие качества, которые им не нравятся. В других случаях просто заставить себя чувствовать или выглядеть лучше, заставляя других выглядеть хуже.
Злоупотребляет физическими контактами или избегает его
Нет ничего более личного, чем наши физическое тело. Подростки, которые чувствуют себя неуверенными, жаждут самоутверждения, могут стремиться найти его физически. Желание физического прикосновения от других подпитывается глубоким чувством стремления к принятию и соединению.
Ведёт себя вызывающе
Когда подростки чувствуют, что они не являются ценными или стоящими они могут хотеть внимания
Один из способов привлечь внимание — действовать так, чтобы люди заметили
Мальчик подросток показывает деньги
Чрезмерное хвастовство собой, своими достижениями или внешним видом
Один из способов борьбы с глубоким чувством собственной неуверенности — попытка убедить себя и других в том, что это не так. Подростки, которые постоянно говорят о том, насколько они хороши, или как хорошо они выглядят, пытаются убедить других людей и, самое главное, себя, что они ценны.
Мальчик подросток широко открыл рот
Говорит слишком громко и агрессивно
Когда подросток чувствует себя неуверенным, он может поверить, что все остальные тоже считают его незначительным. Чтобы компенсировать эти чувства незначительности, подростки будут пытаться вербально доминировать в общении как средство поиска внимания и признания. К сожалению, это часто приводит к увеличению уровня личного неприятия со стороны других.
Девочка прикрыла лицо обеими руками
Избегает социальных ситуаций
Если
подросток чувствует, что его не любят, он избегает ситуаций, которые укрепляют
это убеждение. Подростковые личности, у которых мало друзей или слабая связь со
сверстниками, обычно имеют довольно низкую самооценку. Отношения со
сверстниками являются важным компонентом того, как подростки развивают
самооценку.
Мальчик подросток обнимает взрослого
Постоянно извиняется
Извинения часто ассоциируются с чувством вины если подросток считает, что он все время ошибается или не соответствует ожиданиям, он будет чувствовать вину за неудачу. Чем более виноватыми они себя чувствуют, тем им хуже. Постоянное извинение происходит от чрезмерного чувства вины, которое может испытывать подросток.
Девочка легла на диван
Мощное средство как повысить самооценку подростка
Самооценка и внутренняя независимость
Мало кто из подростков не пробовал курить. И мне тоже мальчишки, которых я уважал предлагали сигарету. Но это как говорится «не прокатило». Помню, как сказал своим друзьям, что мне вполне достаточно вдохнуть сигаретный дым, чтобы понять, что это такое и нет нужды затягиваться сигаретой. Конечно, в какой-то мере на это повлияло и то что мои родители никогда не курили.
В итоге, у меня «хватило духу» и даже было чем возразить моим друзьям.
Первый фактор: Результаты и достижения
Все дело в том, что уже с 6 класса в мою жизнь вошли регулярные самостоятельные тренировки. С начало это были занятия на турнике. Начиналось все с простого подтягивания, которое привело к сложному выходу или перевороту. Кстати, как научиться подтягиваться с нуля и для чего это нужно можно прочесть здесь.
Например, выход силой на правую руку дался довольно легко, а вот для подъема с переворотом пришлось с недельку усиленно потрудиться. Но каково было первое ощущение от своих достижений? Если ты поставил цель и достиг, значит ты чего-то стоишь! С этого и начинается индивидуальной личностный рост. И это путь к самореализации!
В итоге одобрение твоих сверстников уходит на второй план, а личное самоуважение растет. А значит происходит становление адекватной самооценки подростка.
Такие занятия позволяют ставить небольшие цели и достигать их. Наблюдать свой прогресс и радоваться своим успехам. Приобретать ловкость и силовые навыки. Для этого нужно завести свой первый ежедневник или тетрадь и там отмечать свои результаты, которые будут вас мотивировать к систематическим занятиям.
Более того, физические упражнения под силу как парням, так и девушкам
И не важно какие у вас умственные способности, потому что это не математика и даже не иностранный язык. Можно выбрать простые упражнения, которые вам по силам
И с каждой неделей наращивать количество повторений и подходов.
Пример, простого, но очень эффективного упражнения – прямые или боковые скручивания, отжимания (в том числи с колен для девочек) или приседания. В этом блоге каждый начинающий может подобрать подходящую для себя физическую активность и освоить разнообразные упражнения.
Помню, как в течении нескольких недель осваивал мостик и как месяцами мне не давался шпагат. А как было интересно ходить на руках!
Второй фактор: Внутреннее удовлетворение
Попробуйте и через несколько недель регулярных тренировок, вы обязательно испытаете настоящий кайф. Его еще называют «кайф бегуна». С этого момента при интенсивной физической нагрузке в вашем мозге будут регулярно вырабатываться эндорфины. А эндорфины – это не что иное как гормоны радости и удовольствия. Так как по своему действию на организм эти вещества схожи с опиатами (слабыми наркотическими веществами).
Таким образом, у вас появляется хорошее настроение не только от своих достижений, но просто от того, что вы позанимались. И это не только настроение и эмоциональный подъем, но и внутренняя удовлетворенность. Да, да, не взирая на все остальное появляется удовлетворенность жизнью!
Поэтому, неудивительно, что психологи советуют мальчикам и девочкам, испытывающим в подростковом возрасте гормональный шторм, физическую активность. Ведь именно упражнения позволяют стабилизировать настроение и эмоциональное состояние, бросаемых в крайности подростков.
Третий фактор: Ваш преображенный внешний вид
Но есть еще и третий фактор влияния упражнений на самооценку. И это то как привлекательно меняется ваш вид, ваша фигура, осанка, выправка, стройность. Вы все больше начинаете нравиться себе, когда смотрите в зеркало. И в этом тоже заслуга упражнений и ваша победа.
Еще более эффективным будет влияние упражнений, если вы будете тренироваться в кругу своих друзей. Другими словами, найдите себе единомышленников, предложите другим ребятам заниматься фитнесом или ходить в тренажерку. Или же познакомьтесь в клубе с хорошими ребятами.
Упражнения для повышения самооценки
Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.
- Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
- Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.
«Звезда квартиры»
Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.
Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.
Какая самооценка у моего ребенка
Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?
Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.
Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.
В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.
Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)
Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.
Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)
Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:
- размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
- окружение «я» пустыми ячейками;
- окружение «я» животными или неодушевленными предметами.
В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.
Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)
Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.
Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.
Какие факторы способствуют снижению самооценки у подростков?
Самооценка является одной из составляющей самосознания. Но оценивать себя подросток начинает не сразу, а постепенно — в виду того, что не обладает достаточными знаниями о себе и окружающем мире. Так, только к двум годам ребенок начинает понимать, что он личность, затем происходит определение его вкусов, некоторых черт характера. В последующем начинают формироваться межличностные связи с социумом, сначала в детском саду, а потом в младшей школе.
Постепенно начинают оформляться базовые стандарты и стереотипы, исходя из тех же правил общения в образовательном учреждении и отношений в семье. К 12 годам ребенок уже обладает достаточным жизненным опытом для вынесения суждений в некоторых аспектах внешней жизни. И наконец, наступает период, когда уже подросток, стремиться познать не только внешний мир, сколько самого себя, а также определить свое место во Вселенной.
Процесс формирования самосознания оканчивается, все базовые знания получены, и юный гражданин пытается путем самооценки определить свои способности к дальнейшему существованию. Но, несмотря на определенный багаж знаний, адекватно оценить свои достоинства подросток не может, мешает ряд факторов, которые окрашивают его ожидания в темные тона.
Так, низкая самооценка у подростков может быть вызвана следующими причинами:
- Внешность. К 14 годам мало кто из подростков соответствует эталону красоты. Худощавое тело, проблемная кожа либо же отсутствие груди и скобки для исправления прикуса зубов явно не красят. Именно так формируется комплекс неполноценности.
- Темперамент. Быть активными могут не все, кто-то, обладая меланхоличным психотипом, предпочитает наблюдать со стороны и считает себя ущербным, потому что не умеет при общении вовремя вставить удачную шутку.
- Интеллект. Пребывая в подростковом возрасте, дети могут себя по большей части проявить только в учебе. Поэтому, если ребенок банально не успевает по всем предметам, он чувствует себя глупым, а значит неполноценным.
- Материальный достаток. Дети еще не зарабатывают денег, но уже способны оценить преимущества обеспеченных родителей. Для некоторых подростков невозможность похвастаться последней моделью телефона, на фоне более удачливых одноклассников может выступить основанием для понижения самооценки.
- Коллективизм. Дети в подростковом возрасте только ищут свое место, поэтому наиболее комфортно они себя чувствуют именно в кругу своих сверстников, а не в одиночестве. Если по какой-либо причине, одноклассники их не воспринимают, более того травят, самооценка падает очень низко.
- Взаимоотношения с родителями. Отсутствие похвалы, постоянная критика и пренебрежение интересами ведут подростка к выводу, что его не любят, а значит он ущербный.
- Завышенные стандарты. У многих подростков есть их личный эталон. Но равняются они, как правило, на известных личностей, о характере которых ничего не известно, зато о достоинствах, весьма приукрашенных, говорят все. Естественно дети не могут соперничать с медийной личностью, поэтому чувствуют себя слабыми, глупыми, некрасивыми и неполноценными.
Важно: Низкая самооценка не всегда формируется в связи с вышеперечисленными причинами. Зачастую подросток чувствует себя ущербным потому, что не способен адекватно оценивать способности и видеть свою личность в перспективе