Консервация гидроциклов: гpамотному анабиозу

Консервация катера и подготовка катера к зиме

Когда на смену теплым дням приходят холода, для большинства из нас это время, когда мы должны подготовить катера к зиме. А потом начинается мучительно-долгое ожидание весны, теплой погоды и следующего сезона.

Запись на зимнее ТО по телефону 8-911-701-1111. Выезд по СПб и ЛО.

Катера, яхты, гидроциклы, а также подвесные двигатели.

Mercruiser, Volvo Penta, MAN, Cummins, Detroit, Caterpillar.

Принятие защитных мер гарантирует, что ваш катер будет готов к возвращению на воду через несколько месяцев простоя. Подготовка лодки к зиме на самом деле только кажется сложным процессом, на самом деле это не так. Вот перечень шагов, которые помогут вам сохранить катер или яхту в надлежащем состоянии на период зимней спячки. А для тех немногих счастливчиков, что имеют возможность стоять на воде в зимние месяцы, можно пропустить несколько приведенных ниже советов и подготовить катер к зимней стоянке на воде.

Часть 1. Внешний вид

  1. 1. Тщательно вымойте двигатель и корпус катера. Удалите все пятна, грязь и любой посторонний мусор.
  2. 2. Покройте катер и окрашенную поверхность двигателя новым слоем воскового покрытия.
  3. 3. Укройте катер чтобы во время консервации в него не попадала вода.
  4. 4. Снимите винт, и проверьте его на предмет повреждений. Сейчас самое время для технического обслуживания или замены винта, никак не в начале следующего сезона.
  5. 5. Очистите гребной вал и примените защитное покрытие смазкой.
  6. 6. Если вы оставляете катер в воде, установите устройство для удаления льда.

Часть 2. Интерьер

7. Установите осушитель в каютах и прилегающих областях, чтобы предотвратить рост плесени.
8. Убедитесь, что трюм катера чистый и сухой.
9. После того как катер был вытащен из воды удалите пробку сливного отверстия в трюме и запомните, куда положили её

Рекомендуется положить пробку рядом с рулевым колесом или на другое видное место, на которое вы обязательно обратите внимание весной, чтобы не забыть установить пробку на место.

Часть 3. Электричество

  1. 10. Проверьте и отремонтируйте все электрические провода и контакты. Убедитесь, что ничего не было повреждено во время использования в этом сезоне.
  2. 11. Снимите аккумулятор(ы) и храните в прохладном сухом месте. Подключите аккумулятор к устройствам подзарядки и заряжайте приблизительно один раз в месяц.

Часть 4. Двигатель

  1. 12. Замените масло двигателя (при желании) и редуктра (рекомендуется как минимум проверить масло на наличие эмульсии). Это необходимо делать на прогретом двигателе, после чего двигатель нужно запустить, чтобы свежее масло распространилось по всем деталям.
  2. 13. Замените масляные фильтры. Проверте топливный фильтр на наличие воды, при необходимости замените.
  3. 14. Если на ходу имелась вибрация имеет смысл проверить соосность мотора-колонки, целостность гребного вала.
  4. 15. Прогоните антифриз через блок двигателя и коллекторы при одноконтурной системе, при двухконтурной не забудьте проверить плотность антифриза.
  5. 16. Осушите резервуар топливного пароотделителя с помощью сливного винта.
  6. 17. На карбюраторных подвесных двигателях, процедите поплавковую камеру карбюратора.
  7. 18. На стационарных двигателях проверьте и при необходимости замените жикости в системах трима, транцевых плит и гидрусилителя.
  8. 19. Предохраните двигатель, распылив антизапотевающую жидкость в каждом карбюраторе или горлышке дросселя.
  9. 20. Отсоедините шланги от насоса забортной воды.
  10. 21. Замените свечи зажигания и распылите антизапотевающую жидкость в каждом порту свечей зажигания.
  11. 22. Смажьте все необходимые детали катера и двигателя.
  12. 23. Примените смазку на всех внешних фитингах двигателя.
  13. 24. Примените защитное антикоррозийное покрытие на внешних частях двигателя.
  14. 25. Проверьте двигатель на предмет ослабленных, поврежденных или отсутствующих креплений. Затяните крепления или проведите необходимый ремонт.

Часть 5. Топливная система

  1. 26. Заполните стационарные топливные баки топливом, во избежание образования конденсата.
  2. 27. Добавьте необходимое количество топливного стабилизатора в топливный бак.
  3. 28. Снимите портативные топливные баки и оставьте в безопасном, хорошо проветриваемом помещении. Осушите пластиковые емкости. Осушите прилагаемые к топливной системе шланги.

Часть 6. Прицеп для перевозки лодки

  1. 29. Поместите прицеп на поддерживающих блоках так, чтобы оказать дополнительную поддержку раме и разгрузить колеса. Поднимите нос катера выше кормы, чтобы способствовать сливу дождевой воды и снега.
  2. 30. Снимите колеса прицепа, очистите и забейте смазку в подшипники колес. Установите колеса обратно.

6). Законсервируйте шины на зимний период

Хранение шин еще один важный штрих в наших советах. Если оставить мотоцикл на подставке и он простоит долгое время на одном и том же месте, то сами покрышки продавятся в месте контакта с поверхностью на которой стоял мотоцикл. Чтобы этого не произошло, существуют два варианта. Первый, необходимо купить специальные подставки под переднее и заднее колеса. Второй, предпочтительный вариант, надо снять колеса и отнести их домой, а далее хранить их дома но только в лежачем положении. При этом, сам мотоцикл без колес требуется поставить таким образом, чтобы его подвеска не разгружалась полностью и ноги вилки не выходили полностью из штанов. Это предотвратит возможные проблемы с подвеской в будущем.

Подготовка к зимнему хранению в 10 шагов

Наступление первых холодов предвещает множество волнительных событий в жизни каждого жителя нашей страны, будь то новогодние праздники или зимний отдых и спорт в компании друзей и близких. Для владельцев катеров и яхт зимний период особенный вдвойне, ведь при быстро меняющихся погодных условиях средней полосы необходимо тщательно соблюдать правила ухода за любимой лодкой.

Консервация на зимний период и проведение своевременного технического обслуживания — залог безупречной работы судна в новом сезоне и лучший способ продления его эксплуатационного срока службы. В зависимости от климатических условий и технических возможностей, есть варианты зимнего хранения под открытым небом, под навесом или в эллинге. Последний вариант наиболее безопасен и позволяет уже на ранних стадиях начать ремонт и подготовку к спуску на воду. В эллинге яхты быстрее высыхают, и это улучшает их техническое состояние.

Для подготовки лодки к зимнему хранению следует предпринять несколько шагов.

Смените масло

Вода и кислоты могут подвергнуть двигатель коррозии. Смените фильтр и продуйте его сильной струей воздуха, чтобы там не осталось никакой воды. Затем залейте новое масло.

Залейте свежий антифриз

Слейте старый антифриз и залейте свежий. Убедитесь, что выбрали антифриз, соответствующий спецификации производителя. Он не даст частям двигателя замерзнуть и защитит их от коррозии.

Используйте консервационное масло

Заставьте двигатель вращаться, не заводя его, и пока он вращается, распылите консервационное масло в карбюратор или через отверстие свечи зажигания, в зависимости от того, какой способ рекомендован в вашей инструкции по эксплуатации. Это защитит вращающиеся части двигателя во время зимних морозов.

Снимите ремни привода

Долгое время находясь в натянутом положении, ремни привода могут треснуть под нагрузкой. Ослабьте или полностью удалите их перед зимовкой.

Смажьте механизм рулевого управления

Смазывание механизмов управления и контроля обеспечивает их плавный ход в начале нового сезона. Убедитесь, что все места сочленения хорошо пропитаны водоотталкивающей смазкой.

Позаботьтесь об аккумуляторе

Не позволяйте вашему аккумулятору за зиму полностью разрядиться. Отсоедините аккумулятор и наполните его доверху дистиллированной водой. Время от времени подзаряжайте аккумулятор, чтобы он был в полной боевой готовности, когда вы вновь спустите лодку на воду.

Запечатайте отверстие выхлопа

На яхте со стационарным двигателем запечатайте выхлопные отверстия. У некоторых лодок выхлопные отверстия достаточно большие, чтобы в ваш двигатель могли пробраться животные-вредители. Для герметизации отверстий можно использовать клейкую ленту.

Позаботьтесь об интерьере

Снимите электронику — она чувствительна к холоду и влажности. Любые органические материалы, включая кожу, парусину или ткань любого типа, должны быть сняты, так как избыточная влажность может привести к появлению плесени и гниению.

Вымойте и навощите лодку

Хорошенько вымойте лодку снаружи и изнутри. Покройте корпус воском

Воск предотвратит появление ржавчины, что особенно важно, если вы собираетесь хранить лодку снаружи. Чехол защитит лодку от грязи, пыли и плесени

Для экономии сил и времени можно доверить уход за лодкой профессионалам. Такой сервис сегодня предлагают все крупные марины. Например, у крупнейшего российского яхтенного холдинга Burevestnik Group имеется отдельная структура, занимающаяся сервисным обслуживанием яхт — «Морские инженеры». Механики очистят и смажут металлические детали, промоют и заполнят качественным антифризом на основе пищевого пропиленгликоля системы водоснабжения и канализации, проведут полное техническое обслуживание двигателя и генератора. Данный способ подготовки к зимнему хранению идеально подойдет как опытным «морским волкам», так и людям, имеющим не очень большой опыт судовладения, а профессиональная помощь станет залогом долгой и надежной работы Вашей любимой лодки.

Регистрация гидроцикла

Гидроцикл необходимо зарегистрировать в течение 10 дней с момента покупки.

Для этого надо обратиться в ГИМС и предоставить пакет документов:

  1. Заявление.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Товарный чек на оплату.
  4. Инструкцию по эксплуатации.
  5. Паспорт владельца.
  6. Копию квитанции об оплате государственной пошлины в размере 1100 р.


В течение 10 дней с момента покупки необходимо зарегистрировать гидроцикл

Ежегодно за гидроскутер необходимо оплачивать транспортный налог, величина которого зависит от мощности двигателя. Также предстоит регулярно проходить технические осмотры.

Регистрационный номер

Номерной знак гидробайка должен:

  • состоять из 11 буквенных и цифровых символов;
  • быть нанесенным на борт судна;
  • содержать изображение Российского флага.

Существует стандарт на высоту символов номера — 15 см. Если конструкция скутера не позволяет нанести знаки такой высоты на борт, размер их может быть уменьшен. Об этом делается запись в реестре маломерных судов и в судовом билете.

Стоимость оформления

Стоимость получения прав складывается из нескольких составляющих:

  • стоимость обучения;
  • стоимость прохождения медицинской комиссии;
  • государственная пошлина за оформление.


Необходимо регулярно проходить технические осмотры техникиЦена обучения колеблется от 2 500 до 18 000 рублей и зависит от:

  • региона;
  • формы обучения: очно или заочно;
  • района плавания;
  • групповых или индивидуальных занятий.

Размер государственной пошлины за оформление прав составляет 1300 рублей.

ТЕНТЫ, ПАРУСА, ТАКЕЛАЖ

Паруса и тенты судов, эксплуатировавшихся на море, необходимо прополоскать достаточным количеством пресной воды для обессоливания, а при наличии загрязнений, в особенности грибковых пятен, вымыть с применением моющих средств. Тщательно просушите изделия из ткани, не оставляйте их на зиму даже слегка влажными во избежание образования грибковых пятен.
Грибок во влажной среде развивается даже на синтетике, имеет свойство разрушать нитки и ткань и очень сложно удаляется. Прополоскать пресной водой полезно также тросы, блоки и иные детали такелажа. Резьбовые соединения необходимо разобрать, очистить, промыть от соли, высушить и заново смазать консистентной смазкой (хороша водостойкая белая тефлоновая смазка).Обессолить, почистить и заново смазать надо также механизмы шкотовых и якорных лебедок, закрутки, иные устройства. Во избежание появления коррозионных пятен и разрушений, не рекомендуется хранить под открытым небом алюминиевый рангоут в соприкосновении с деталями из нержавеющей стали и в особенности заворачивать  их на время хранения в плёнку, под которой, при хранении на улице, неизбежно образуется конденсат, усиливающий коррозию алюминия. Для предотвращения коррозионных разрушений от влаги полезно обработать алюминиевые детали и нержавеющие тросы специальным консервантом «Alu-Protect».

Какие могут возникнуть трудности при расконсервации.

При осуществляемой процедуре расконсервации лодочного двигателя, может возникать ситуация с отсутствием запуска (абсолютно полным, причем) мотора. В данном случае, паниковать нисколько не нужно – необходимо лишь определить причину этой проблемы, которая может проявляться в недостаточно качественной подаче используемого топлива либо некоей неисправности ранее работающих свечей. Иногда достаточно всего лишь заменить свечи (прокаливать их не рекомендуется – экономия такая может плохо сказаться на качестве функционирования двигателя либо привести к поломке его).

Проблематичная подача горючего также может быть вызвана неисправностью некоторых элементов карбюратора. Во избежание в будущем различных проблем, необходимо при консервации предварительно стараться добавлять в топливо либо стабилизатор, либо присадки, которые предназначаться должны именно для Вашего мотора и быть действительно оригинальными.

Источник

Как влияет грязь и песок

Нет, наверное, более коварного и страшного врага для резиновой лодки, чем песок, который работает как натуральный наждак. Это, по сути, абразивный материал, который истирает соприкасающиеся поверхности лодки. За одну поездку на песчаный пляж или волжскую косу ничего, конечно, страшного не произойдёт, но со временем можно заметить заметные потёртости на боках лодки. На этих участках, ставших более тонкими, могут образоваться микроскопические отверстия, через которые будет травить воздух. А впоследствии могут наступить и более негативные изменения.

Кроме песка отрицательную роль играет различная грязь. Это могут быть водоросли определенного вида, илистые отложения, которые затем отмываются очень плохо и нередко словно въедаются в прорезиненную ткань. Особенно заметно сказываются на состоянии лодки преющие коряги. К числу таких негативных моментов можно отнести и прилипшую чешую. Высыхая, она очень плохо отделяется от корпуса лодки. Кроме того, что чешуя отрицательно влияет на состояние прорезиненной ткани, она ещё и создаёт в лодке неприятный запах. Ни в коем случае не рекомендуется сушить на солнце грязную лодку, покрытую песком, илистыми отложениями и чешуёй. Вся эта вредная и въедливая масса начнёт на солнце превращаться в корку, а под ней уже наступят процессы, которые можно назвать необратимыми. По старым пятнам на бортах лодки сразу видно, как она эксплуатировалась и обслуживалась.

Советую прочитать:

Как заклеить резиновую лодку

Где можно кататься на гидроцикле в Подмосковье и Санкт-Петербурге

С каждым днем катание на водных мотоциклах приобретает все большую популярность. Появляется большое количество центров, где можно взять такое средство передвижения напрокат

Здесь важно придерживаться правил безопасности

В Подмосковье

На берегу Пироговского и Клязьменского водохранилища располагается несколько пунктов проката и аренды водных мотоциклов. Например, деревня Сорокино – зона отдыха бухта Радости. Здесь предлагается часовая групповая прогулка, одиночные поездки от 10 минут. При этом предоставляется современная экипировка, средства безопасности. В услуги входят дополнительные буксируемые аттракционы.

Гидроциклы можно заказать для различных корпоративных мероприятий. В зависимости от моделей скутеров, стоимость аренды составляет 6500-8000 рублей за час.

В Санкт-Петербурге

Большинство прокатных пунктов здесь располагаются за городом на побережье Финского залива или рядом с живописными озерами. Отдельные точки аренды водных мотоциклов находятся в пределах города на Морской набережной. Благодаря такому расположению, можно насладиться городскими пейзажами прямо с поверхности воды.

За 45 минут катания придется заплатить 2000 рублей. Перед началом арендатора ждет детальный инструктаж.

Здесь большое внимание уделяется безопасности – работает группа профессиональных спасателей. Таким образом, в обеих российских столицах можно сполна насладиться эмоциями от прогулок на водных скутерах, не говоря уже о морских курортах

Таким образом, в обеих российских столицах можно сполна насладиться эмоциями от прогулок на водных скутерах, не говоря уже о морских курортах.

Расконсервация лодочного мотора после зимы.

Многие владельцы лодок задаются вопросом, как правильно расконсервировать лодочный мотор после зимы. Лодочный мотор после зимнего перерыва, на самом деле, расконсервировать не так уж и трудно, если он эксплуатировался и хранился так, как нужно (из-за этого, зачастую, и возникают трудности).

После того, как все действия будут последовательно выполнены, просто удаляйте смазку, после чего – промойте редукторный корпус. При выполнении данного действия, лучше всего использовать обыкновенный бензин и смотреть на состояние подшипников

Очень важно менять заржавевшие подшипники, смазывать крыльчатку и помпу водяную

Общая подготовка

подготовка автомобиля к зиме

Подготовку автомобиля к зимней эксплуатации нужно совместить с плановым техническим обслуживанием автомашины или периодическим техническим осмотром, что позволит сэкономить средства и обойтись однократными демонтажными работами. В перечень работ следует включить следующие осмотровые и профилактические работы:

  • осмотр и регулировка тормозной система с целью установки одновременного и одинакового усилия торможения колёс, замена тормозной жидкости;
  • монтаж зимней марки шин на всех 4-х колёсах с достаточной высотой рисунка протектора, проверка и установка номинального давления в шинах, определённого для зимнего периода;
  • проверка ёмкости аккумулятора, при необходимости следует заменить аккумулятор;
  • проверка работоспособности системы зажигания, генератора и реле-регулятора;
  • ремонт лобового стекла в пределах зоны обзора водителя;
  • проверка исправности и регулировка основных фар, установка противотуманных фар;
  • проверка и обслуживание стеклоочистителей и омывателей стекла, заливка незамерзающей жидкости в бачок омывателя;
  • проверка и обслуживание подвесной системы и рулевого управления;
  • промывка картера и замена масла на зимнюю марку;
  • при возможности установить подогреватель, который значительно облегчит запуск двигателя после ночёвки на стоянке в зимнюю стужу.

Неисправные фары, стеклоочистители, трещины на лобовом стекле в условиях снегопада или тумана значительно ухудшают видимость дороги и препятствий, что также неблагоприятно влияет на безопасность управления. Таким образом, безопасность вождения автомобиля в зимних условиях во многом зависит от тщательной подготовки машины в предсезонный период.

Консервация мотоцикла на зиму от А до Я

Большинство мотоциклистов с подозрением относится к зимовке байка в холодных помещениях или на улице. Но бывает и так, что выбирать не приходится и в ожидании сезона придется остановиться в холодном помещении. На самом деле, при соблюдении всех мероприятий по консервации мотоцикла, ему не будет страшен холодный гараж и зимовка пройдет без последствий

Поэтому внимание, господа мотоциклисты

Материалы и инструменты, которые понадобятся для консервации байка:

  • смазка на основе силикона;
  • обычная смазка (например, WD-40);
  • цепная смазка;
  • моторное масло;
  • тряпичная ветошь;
  • бензин;
  • насос.

1. Подготовка

Предварительно следует поставить байк на подножку, под нее подложить крепкую устойчивую деревянную дощечку. Под переднее колесо тоже. Только проверьте достаточно ли устойчиво стоит байк. Аккумулятор лучше снять и отнести в теплое место, где он будет храниться всю зиму. Учитывая то, что места он занимает немного, подойдет и квартира.

2. Мойка

Перед началом дальнейших работ с мотоциклом, его необходимо вымыть. И не просто протереть, а добраться до всех закутков и не оставить на байке ни капли грязи, особенно в труднодоступных местах. Можно использовать специализированные моющие вещества или более простые средства, но без едкой химии. После того как ваш конь очищен, его следует обязательно просушить. Поможет в этом любая чистая ветошь.

3. Продувка

После того как мотоцикл полностью высохнет, необходимо продуть сжатым воздухом все электрические разъемы и соединения. Это очистит их от собранной за сезон пыли предотвратит замыкание.

4. Колеса

Насосом или компрессором необходимо накачать каждую камеру в шинах до 3,5 кг/с. Это поможет предотвратить растрескивание резины во время морозов.

5. Смазка резиновых деталей

На этом этапе нам понадобится силиконовая смазка. Не стоит брать самую дешевую, она может оказаться низкого качества. Используйте только проверенные марки.

С особой тщательностью и вниманием следует обработать все резиновые детали байка силиконовой смазкой. Шины будет достаточно обработать только по бокам. И не забудьте про манифулды – их нужно щедро смазать

Обязательно покройте слоем силиконового синтетика и седло, так как на нем чаще всего образовываются трещины

И не забудьте про манифулды – их нужно щедро смазать. Обязательно покройте слоем силиконового синтетика и седло, так как на нем чаще всего образовываются трещины.

6. Смазка цепи

Цепной механизм также как другие системы требует тщательной обработки. Поэтому его необходимо покрыть толстым слоем специализированной цепной смазки, предварительно тщательно очистив.

7. Замена масла

Поле сезона стоит поменять масло. Учитывая то, что после зимовки масло нужно будет снова заменить можно использовать вариант немного дешевле.

8. Свечи и цилиндры

Свечи зажигания следует выкрутить. В каждое гнездо цилиндра нужно влить не менее 5 кубиков наиболее подходящего моторного масла, после чего свечи можно вкручивать обратно.

9. Прогон

Дальше следует залить полный бак бензина, завести двигатель, прогреть его и хорошо прогазовать. Масло обработает внутренние металлические стенки, что защитит их от коррозии.

10. Смазка хромированных деталей

Для защиты корпуса мотоцикла нужно обработать все металлические детали смазкой или специализированным консервантом.

11. Заглушки

Сделать тряпичные заглушки и вставить их в выхлопные трубы. Это поможет уменьшить образование конденсата.

На этом консервацию можно считать оконченной. Осталось только накрыть мотоцикл чехлом от пыли и ждать, когда сойдет лед с дорог. Законсервированный мотоцикл необязательно греть или прокатывать зимой. Если вы провели все необходимые мероприятия, то весной ваш конь должен завестись с полуоборота и сверкать как новенький.

Видео:

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Пожалуй,  единственный  компонент электрической системы судна, который может быть серьезно поврежден зимой, это аккумуляторные батареи. Главный враг аккумулятора зимой    –   недостаточный   заряд.   Электролит   слабо   заряженного аккумулятора  имеет  низкую  плотность  и  может  замерзнуть в сильный мороз, вызвав повреждение пластин и корпуса аккумулятора. Наоборот, будучи полностью заряженными, современные кислотные аккумуляторы прекрасно переносят зимнее
хранение. Таким образом, если убрать аккумулятор в тепло нет возможности, для подготовки батареи к хранению ее следует полностью зарядить и, для предотвращения повышенного саморазряда, очистить наружную поверхность от загрязнений. Периодическая подзарядка аккумуляторов (один раз в 1-1,5 месяца) еще больше увеличит их шансы на успешную зимовку. Помните, что   данная   рекомендация   относится  только  к  кислотно-свинцовым аккумуляторам  (большинство  используемых  на  лодках  аккумуляторов), щелочные аккумуляторы должны храниться в разряженном состоянии.

Особенности ТС

Водяной мотоцикл – транспортное средство, развивающее большую скорость, а еще техника передвигается по воде, а эта среда сама по себе считается опасной. Водить технику без соответствующего разрешения нельзя. При этом марка и мощность не имеет значения, а также не важна цель передвижения на водном мотоцикле.

При получении прав имеет значение акватория, именно этот аспект определяется спецификой водоема. Права на гидроцикл выдаются для морей, рек и озер. Морские документы считаются самыми профессиональными. Именно в открытом море много опасностей, поэтому здесь необходим серьезный опыт.

Эта спортивная техника представляет собой самоходные водные лыжи. Технически этот вид транспорта оборудован сиденьем для водителя и пассажиров, рулевой колонкой и электрическим стартером.

Современные водные лыжи оборудованы по мотоциклетному типу, но управление кнопочное. Для подъема на борт предусмотрены поручни и ступеньки. Кроме спортивных агрегатов, сегодня существуют специальные конструкции для отдыха. Водные мотоциклы используются в силовых структурах.

Необходимый пакет документов

На права на водный мотоцикл изначально подготавливаются необходимые бумаги. Основной список в таблице далее:

Паспорт гражданина РФ Копия 1 шт.
Медицинская справка Оригинал 1 шт.
Заявление Оригинал 1 шт.
Фотографии 3*4 Оригинал 4 шт.
Квитанция Оригинал 1 шт..

Получение прав возможно после прохождения специальных курсов. На водителя морского мотоцикла обучают в специальных учреждениях. Для удобства обучающихся созданы две формы: очная или заочная, продолжительностью 4 или 6 недель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: