Как подготовить пуанты

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.

Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз.
С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

Балет является особой формой классических танцев. Танцоры, которые занимаются балетом, выглядят стройными, а иногда может показаться, что если подует сильный ветер, то их может просто сдуть. На самом же деле, за стройностью скрываются коды упорных тренировок, труд и большая сила спины, ног, рук. Зачастую у танцоров ноги сильнее, чем у спортсменов, поскольку они работают на выносливость, а не на увеличение веса. Но балерины не сразу могут стоять на пуантах. Сначала будут упорные тренировки. Они привыкают к болям и мозолям на ногах. Если вы будете постоянно заниматься на пуантах, то вскоре произойдет деформация пальцев и стопы. Это профессиональная болезнь танцоров балета.

Если вы не можете встать на пяточек, то этому есть 2 объяснения: либо ваши ноги или лодыжки плохо разработаны, либо пуанты слишком мягкие, неправильно разбиты, или же плохо разработаны. Вот вам несколько советов, которые помогут решить эти проблемы.

  1. Итак, если у вас проблема с ногами, тогда перед тем как стать на пятачок необходимо хорошенько поработать. Об этом лучше поговорите с профессионалами, чтобы не навредить себе.
  2. Если же проблема в пуантах, к примеру, жесткая подошва и она не прогибается по стопе, то ее необходимо обработать. Если же пуанты мягкие или сломана подошва, то лучше замените их.
  3. Как разбить пуанты: Выверните наизнанку пятку туфли, чтобы была видна подошва. Затем наденьте (если пользуетесь вкладышами, то вместе с ними). Поставьте ногу на пальцы (немножко надавите, но только не переносите весь вес). На стопе вы должны найти точку, в которой заканчивается подъем и начинается пятка. Эту же точку найдите на пуантах. После этого нужно снять туфлю, упереть ее в пол, и аккуратно согнуть в данной точке. Остальная подошва при этом должна оставаться прямой. Если вы будете разминать таким методом, то пуанты будут лучше поддерживать стопу и дольше служить.

Советы

  • Чтобы продлить пуантам жизнь, после каждого занятия вытаскивайте вкладыши для пальцев из них. Они могут храниться внизу в сумочке или в отдельном сетчатом мешочке.
  • Сделайте пуанты удобными для себя. Но не расстраивайтесь, если эта ваша первая пара, ваш хореограф поможет вам! Не ожидайте, что пуанты будут удобными, как правило в них больно танцевать первые одну две недели!
  • После каждого занятия, вынимайте обувь из мешочка и подвешивайте их, чтобы они просохли. Так они не будут портиться и прослужат дольше.
  • Со временем, процесс подготовки обуви станет системным и персональным. У каждого танцора свой собственный способ. По мере того как вы будете развиваться, пробуйте экспериментировать!
  • Нить для квилтинга или зубная нить отлично подходят для пришивания лент.
  • Если ваш хореограф дает рекомендации отличные от приведенных выше, прислушайтесь к нему! Он знает ваши ноги лучше, чем кто-либо другой.
  • Приложите эластичную резинку длиной около 2.5 см в туфли под шнурком. Прошейте снизу, сверху, по сторонам и под завязками около «коробочки”. Это сделает обувь более плотной и уменьшит шансы, что ленты развяжутся.
  • Если во время танца у вас спадают пятки, попробуйте не надевать носки под пуанты. Кожа не скользит так как носки и сцепление с обувью будет лучше. Если вы должны одевать колготки, натрите слегка пятки канифолью или смочите их водой. Двойное пересечение эластичной резинки вшитой в задник также поможет удержать вашу пятку в балетных туфлях.
  • Чтобы ленты не болтались, можете использовать одну длинную ленту вместо двух. Пропустите ленту под ногой крест накрест и пришейте под шнурком с обеих сторон. Это хорошо экономит время.
  • Не берите слишком розовые ленты/резинки. Тогда зрители будут смотреть на ваши ленты/резинки вместо вас. Основное правило — туфли и ленты должны соответствовать цвету ваших ног.
  • Вы можете применить все эти советы и к полупуантам, если приделаете ленты и/или резинки к вашей обуви.
  • Если обувь скользкая для вас, поскребите подошву скребком, или сделайте зарубки бритвенным ножом. Отрежьте сатин на кончике пальца.
  • Вы должны иметь хорошую танцевальную подготовку и достаточно сильные лодыжки, чтобы использовать пуанты.

Риски для здоровья и профилактика травм

Танцы на пуантах по-разному нагружают ступни и, таким образом, потенциально могут вызвать травмы, если танцор не планирует заранее и не принимает во внимание проблемы со здоровьем и безопасностью. Травмы могут быть вызваны неправильной техникой, неправильно подобранными пуантами, а также отсутствием эффективной амортизации и аксессуаров

Некоторые виды травм можно предотвратить, соблюдая правильную технику, например: правильное положение верхней части тела, поддержание прямых колен, когда это необходимо, удерживание веса тела в центре над коробкой обуви и избегание . Проблемы, связанные с техникой, могут быть легко решены с помощью надлежащего обучения и личного общения с инструктором по танцам для улучшения техники танцора.

Травм из-за смещения пальцев часто можно избежать, отрегулировав их положение с . Синяк ногтя на пальце ноги может быть вызван сильным давлением на поверхность ногтя. Обычно это предотвращается коротко подстриженными ногтями на ногах, обматыванием пальцев ног лентой, использованием прокладок или их комбинаций. Синяки также могут возникать на кончиках пальцев ног, особенно без использования прокладки. Крайне не рекомендуется танцевать на пуантах без набивки.

Работа с пуантами может вызвать трение между пальцами ног и внутренней частью футляра пуанта. Это трение под высоким давлением значительной части веса тела танцора может привести к натиранию и образованию пузырей . Это часто смягчается с помощью овечьей шерсти или для пальцев ног, обертывания ленты вокруг пальцев ног или использования гелевых подушечек, которые могут соответствовать любой проблемной области. Выбор между тканью и гелем, гелем, только тканью, шерстью и т. Д. Для подушечек пальцев ног — это личное предпочтение каждого танцора, но каждый стиль имеет свои преимущества.

Другие внешние травмы включают порезы, вызванные прокалыванием ногтями соседних пальцев. Этого можно избежать, подстригая ногти на ногах и гладко подпиливая их. Кроме того, на подошвах и по бокам стопы могут образовываться мозоли , которые могут расколоться. Этому может помочь использование гелевых подушечек на определенных проблемных участках или использование подушечек вокруг пальцев ног. Вросшие ногти могут быть результатом неподходящей обуви.

Другие распространенные травмы:

  • Деформации, такие как бурсит , бурсит и молоткообразные пальцы ног
  • Воспаления, такие как бурсит и сесамоидит.
  • Пятка танцора (подошвенный фасциит), стягивание сухожилия подъема, вызывающее дискомфорт в подъеме и пятке.
  • Вывихнутые лодыжки
  • Стресс-переломы
  • Ахиллес тендинит и разгибателей тендинит

Как подготовить туфельки

Когда-то было такое выражение, как «разбить» пуанты. Нижняя часть (коробочка), изготавливалась из очень жёсткого клея. И бедняжки балерины натирали пальцы.

Таким образом в рекомендациях, как подготовить пуанты, изначально говорилось о том, что их требовалось «разбить». В нынешнее время, коробочка делается из специального клея, который сразу принимает форму стопы. Все, что требуется, это слегка размять деталь руками.

Однако, если она у вас жестковатая, осторожно прогните пяточную часть. Также можно сделать несколько релеве, другими словами, поднимитесь на полупальцы

Следующим этапом является пришивание резинки. Оптимальным выбором будет ширина от 1,5 до 2 см.

Изначально, перед подготовкой пуантов к работе, следует надеть их и отмерить нужную длину резинки, которая должна быть в меру упругой, чтобы не пережимать сосуды.

Дальше отступаем от заднего шва по 2,5 см в обе стороны, так как именно тут должна находиться резинка.

Пришивать её следует специальными нитками. Для получения крепкой резинки лучше сделать несколько швов.

Ещё одним секретом по подготовке будет правильное пришивание атласной ленточки. Для этого следует купить 2,5 м ленты, которая подходит по цвету и поделить ее на четыре части.

  1. Сгибаем пятку пуанта несколько раз по направлению к носку и отмеряем эту зону карандашом — это и будет местом пришивания ленты.
  2. Подвёртываем ленточку на 1 см и прикалываем её к туфельке.
  3. Делаем по несколько перекатов на полупальцы, чтобы удостовериться, что данная наметка подходит подъёму стопы.
  4. Пришиваем ленту маленькими стежками, стараясь максимально захватить прокладку и внутреннюю ткань.
  5. Проделываем манипуляции как с правым, так и с левым пуантами.
  6. Когда ленты уже пришиты, надеваем туфельки для регулировки шнурков. Тянем аккуратно за них и пробуем пройтись на полупальцах. Пуанты не должны топорщиться.

Убедившись, что все сидит правильно, затягиваем шнурки и завязываем. Отрезаем кончики на уровне большого пальца, это поможет отрегулировать их, если будет такая необходимость.Проделав такие манипуляции, следует пройтись на пуантах, прислушиваясь к личным ощущениям.

Если чувствуется боль, можно ослабить ленточки, ведь если ваши туфельки вам неудобны, то танцевать в них вы не сможете.

Главное не только подготовить пуанты, но и сохранять их бережно. Жизнь их очень коротенькая, однако и на её таком маленьком протяжении следует правильно за ними ухаживать. Необходимо обязательно просушивать их после танца, вынимать вкладыши для пальцев и хранить их в сеточных чехлах.

Тренировка

Артист балета выполняет упражнения barre

Предпосылки

Хотя возраст не обязательно является обязательным условием, многие учащиеся балета не начинают танцевать на пуантах раньше, чем примерно в 12–14 лет, потому что кости стопы часто становятся слишком мягкими до этого возраста и в таких случаях возникают серьезные и необратимые травмы стопы. может возникнуть в результате слишком раннего начала работы на пуантах. Длинные кости стопы начинают затвердевать в возрасте от 8 до 14 лет, танец на пуантах до того, как кости затвердеют, может привести к травмам и переломам пластин роста, которые приводят к деформации стопы.

Исключения могут быть сделаны, если врач определил, что ступни танцора достаточно окостенели , и нередко танцоры начинают работу на пуантах уже в девятилетнем возрасте. Часто танцевальные студии требуют, чтобы их танцоры сделали рентген их ног и попросили врача проверить, готовы ли ступни танцора к работе на пуантах.

Другой ключевой определяющий фактор — сила в ногах, ступнях, лодыжках и корпусе. Без сильных лодыжек, ступней и ног танцоры могут пораниться на пуантах или будут слишком слабы, чтобы оставаться на пуантах в течение всего упражнения. Сильная сила корпуса гарантирует, что танцор сохраняет свой центр, и предотвращает перекатывание ног во время танца на пуантах.

В противном случае учащиеся балета, как правило, готовы приступить к работе на пуантах после того, как они овладеют основами балетной техники и танцуют в течение нескольких лет. Например, перед обучением работе на пуантах танцор должен быть в состоянии поддерживать явку во время выполнения центральных комбинаций, удерживать правильную балетную позицию с прямой спиной и хорошей стрелкой, правильно подтягиваться в ногах и надежно балансировать в релеве, перпендикулярном пол.

Подготовка (занятия перед пуантами)

Подготовка к работе на пуантах — это постепенный процесс, который начинается с упражнений на штанге, направленных на развитие необходимой силы в лодыжках, ступнях, ногах и корпусе, часто известный как занятия перед пуантами. Эти упражнения могут варьироваться в зависимости от предпочтений учителя и, если применимо, от учебного плана метода . Первые упражнения на штанге обычно — это релеве и шаппе . Когда ученик чувствует себя комфортно при выполнении этих шагов на обеих ногах и достаточно силен, вводятся шаги, заканчивающиеся на одной стопе en pointe, такие как pas de bourrée и retiré.

Во время каждой учебной сессии ученик будет переходить к упражнениям по центру после завершения работы со штангой. Эти упражнения подчеркивают различные аспекты балетной техники, такие как: поворот , указание пальцев ног и использование балетной техники на пуантах.

Танцовщицы обычно берут пуанты в течение года, прежде чем им разрешат получить пуанты. Тем не менее, на усмотрение инструктора по танцам остается определить, достаточно ли одного года перед пуантами или танцору нужно больше времени для подготовки.

С какого возраста можно заниматься балетом и критерии приема

Разные хореографические студии предъявляют различные требования к возрасту детей. Но учитывая особенности физического и психологического развития, начинать заниматься балетом и девочкам, и мальчикам рекомендуется не раньше 3-х лет. Оптимальным возрастом считается 4 года. Но и слишком затягивать не стоит, поскольку, чем младше ребенок, тем легче ему будет даваться обучение, растяжка, так как связки сохраняют высокую эластичность, а суставы подвижность. При этом в любительские студии балета, на долю которых приходится 99% от всех имеющихся, принимают всех желающих, которым по состоянию здоровья можно заниматься балетом. В таких студиях ведется прием на курс классической хореографии, что в целом означает то же, что и балет. На таких занятиях дети осваивают основы, учатся работать у станка, развивают гибкость и комплексно физически развиваются.

Если возникает желание профессионально заниматься балетом, в 8—10 лет следует обратиться в специализированное балетное училище. Но в этом случае важен не только возраст, но и соответствие ребенка ряду требований. В такой ситуации также следует проходить отбор как можно раньше, т. е. с 8—10 лет. При наборе детей в класс преподавательская комиссия будет оценивать:

  • пропорции тела – предпочтительным является долихоморфный тип (узкое туловище, плечи и таз при относительно длинных руках и ногах);
  • осанку – в норме все 4 физиологических изгиба выражены умеренно, а правая и левая стороны тела симметричны;
  • величину подъема стопы, так как от этого зависит возможность создать законченную линию ноги в танце, а также способность поддерживать равновесие (плоскостопие является существенным недостатком для танцора);
  • выворотность ног или способность развернуть бедра, голени и стопы наружу – очень важный показатель для артистов балета, так как при недостаточной выворотности движения будут смотреться скованными и неуклюжими (на него влияют особенности строения тазобедренного сустава и ног);
  • гибкость – один из главных критериев для балета, так как показывает пластичность тела, от чего зависит выразительность танца (зависит от гибкости позвоночника и способности ребенка отклониться назад и вперед);
  • высоту балетного шага – способность поднять ногу в выворотном положении и выпрямленную в коленном суставе в сторону на 90° и более (зависит от подвижности тазобедренных суставов и выворотности ног);
  • высоту прыжка – от нее зависит легкость, воздушность, полетность танца, а качество прыжка определяется силой мышц, согласованностью работы всех частей тела;
  • координация движений и музыкально-ритмическая координация, т. е. умение согласовать движения частей тела под музыку;
  • темперамент – предпочтение отдается сангвиникам и флегматикам;
  • устойчивость.

Таким образом, с 3-х лет можно начинать заниматься в любительских студиях классического танца и, если у ребенка есть данные и желание связать свою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность с балетом, в 8—10 лет стоит пройти кастинг в профессиональное балетное училище. Некоторые из них набирают детей только с 10-ти лет, другие же имеют так называемые подготовительные классы, куда принимаются желающие с 8-ми лет. Этим и обусловлен разброс в возрасте. Но в любом случае перед началом занятий следует пройти комплексное медицинское обследование, чтобы оценить состояние здоровья ребенка и определить, нет ли у него противопоказаний для работы в хореографических студиях.

Нередко профессиональные балетмейстеры рекомендуют с 3-х лет отдать ребенка не только на классическую хореографию, но и на художественную гимнастику. Это поможет добиться нужного для поступления в хореографическое училище уровня растяжки и пластики.

Научиться стоять на пуантах: реально или нет?

Человеку без профессиональной подготовки встать на носочки бывает трудно. Если за плечами опыт посещения студии художественной гимнастики с многочасовым стоянием на носках или академического танца – шансы на благополучный результат возрастают. Но есть нюансы.

  • Повышается нагрузка на связки голеностопного и коленного сустава, позвоночника в поясничном отделе, возможно развитие варикозного расширения вен.
  • В пуантах непрофессионалу легко получить растяжение или разрыв связок или мышц, на нормальной ходьбе или дальнейшей танцевальной карьере может быть поставлен крест.
  • Учителя академического танца не разделяют желания девушек самостоятельно изучать балет, даже пользуясь видеоуроками. Идеальный вариант – посещение балетной студии с опытным преподавателем. Он подберет комплекс упражнений, учитывая физиологические особенности конкретного ученика.

Как стоять на пуантах? Нужны тренировки!

Танцы на пальцах

– Вы мечтали стать балериной в детстве? Как давно работаете в Большом театре? 

– Мне было 10 лет, когда я связала свою жизнь с балетом. В Большом театре я работаю уже четвертый год.   

С раннего детства я занималась художественной гимнастикой и тогда о балете ничего не слышала. Но запомнила, как наш педагог рассказывала про хореографическую гимназию-колледж, в которой можно многому научиться.

Когда я была в четвертом классе, к нам на занятия пришли люди, которые искали потенциальных учеников для этого колледжа. Они заметили мои способности. Я сказала родителям, что хочу попробовать поступить, но они сначала не поняли, почему я хочу бросить гимнастику. Ведь они учили меня, что нужно доводить дело до конца, развивать силу воли, не сдаваться, когда трудно. Но я ясно ощущала, что больше не хочу заниматься гимнастикой и готова пробовать себя в чем-то новом.

Благодаря отличным данным я поступила в колледж, и там узнала про балет. Для меня всё было огромным открытием: пуанты, пачка… Первое время я не могла поверить, что танцевать нужно на пальцах! Думала: как? Это же невозможно! Фантастика! Но начала учиться и поняла, что к чему. Мне всё время было интересно, и за 8 лет учёбы я очень полюбила балет.

– Как проходит ваш день балерины?

– В неделю у нас шесть рабочих дней – со вторника по воскресенье. На отдых у нас есть полтора дня в неделю. Стандартный рабочий день состоит из двух вызовов: утреннего – с 10 до 14 и вечернего – с 18 до 21.

Каждое утро начинается с часового балетного классического урока. Это неизменно, даже когда вызов к 16.00. Первый час всегда занимает класс – или урок, как мы его называем. Классический урок состоит из разогрева, определенных упражнений у станка. Затем – на середине зала, дальше – прыжки. В женском классе могут быть ещё упражнения в пальцевой обуви.

После урока у нас репетиции. В зависимости от предстоящих спектаклей по репертуару можем репетировать от одного до трех спектаклей. Балетных спектаклей у нас от трех до четырех в неделю, но между ними можем участвовать и в некоторых операх.

– Расскажите об одежде балерины и пуантах. Правда ли, что сейчас пуанты стали делать из удобного материала, более мягкого?

– В рабочей репетиционной одежде у нас много разнообразия. Есть стандартный вариант: балетный купальник, трико, шифоновая юбка на запах или шорты. В целом каждый выбирает для себя то, в чем чувствует себя комфортно – в рамках балетной одежды, разумеется. Также у нас есть специальная одежда для разогрева, различные комбинезоны, кофточки, штаны и «разогревочная» обувь. Её называют по-разному: валенки, чуни, сапожки, тапочки.

Статья по теме

Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?

Пуанты, или, как мы их называем между собой, «пальцы», сейчас действительно изготавливаются из других материалов. Стельки и коробочки пуантов сделаны из термопластических эластомеров – синтетических материалов, обладающих прочностью и гибкостью.

Внутренняя поверхность пуантов выполнена с использованием пенополиуретана, который обеспечивает более высокий комфорт и поглощает шум, снижает силу удара при прыжке.

Жёсткость стельки можно выбрать в зависимости от подъёма и силы стопы балерины. Дополнительно мы приобретаем специальные удобные вкладыши в пуанты, а свои потенциальные места мозолей на стопах заранее заклеиваем пластырями. Танцевать балет теперь не так болезненно, как раньше.

Особенности детского балета в разном возрасте

Прочно укоренившееся в представлении многих людей мнение, что классическая хореография это изнурительная работа у станка, хотя и обосновано, но все же не полно. Каждое занятие строится по определенному плану, в который включается разминка, основная часть и заминка. Наиболее насыщенной является основная часть. Она, безусловно, включает работу у станка, но также подразумевает выполнение ряда других упражнений, в том числе в центре зала и партере (на полу). Они направлены на:

  • общую физическую подготовку;
  • растяжку;
  • улучшение координации движений;
  • развитие выносливости;
  • развитие артистизма, музыкальности, чувства ритма и т. д.

Поэтому балет не ограничивается экзерсисом у станка, а предполагает целостную программу, направленную на комплексное развитие детского организма и освоение характерных танцевальных движений, шагов, позиций рук, ног, развитие выворотности ног.

Нагрузка и характер упражнений подбираются на основании возраста детей, так как рост и развитие изменяются волнообразными темпами. Это обязательно учитывается при составлении программы занятий.

4—6 лет

Дети этого возраста относятся к младшей возрастной группе. На уроках они осваивают:

  • простые позиции рук и ног;
  • различные виды танцевальных шагов;
  • правильную постановку корпуса;
  • шпагаты и другие виды растяжки;
  • выворотность ног.

Занятия проводятся под соответствующую возрасту музыку с элементами игры. Поэтому дети не скучают и не теряют желания продолжать заниматься классической хореографией. Дополнительно педагог помогает развивать ритмику и музыкальный слух, а в конце занятия часто дает время на танцевальную импровизацию, что позволяет не только сделать занятие интереснее, но и развить артистизм, уверенность в себе.

6—10 лет

Для этой возрастной категории занятия усложняются, поскольку дети уже становятся более осознанными и дисциплинированными. Нередко увеличивается и время тренировки с часа до полутора часов. Постепенно увеличивается количество проводимого времени у станка с выполнением классического балетного экзерсиса, движения усложняются, вводятся новые и осваиваются их связки. Также дети закрепляют уже полученные навыки и направляют усилия на их совершенствование: увеличение гибкости и пластичности, осваивание новых более сложных элементов и т. д. С этого возраста можно уже отрабатывать легкие прыжки, ставить номера.

Возможные негативные последствия

Если речь идет о любительских занятиях балетом, то они не наносят никакого вреда детскому организму, а дают лишь пользу. Конечно, нельзя полностью исключить вероятность получения травмы, в частности растяжения связок, вывиха, крайне редко перелома. Но они становятся скорее исключением из правила, подтверждающим его. Для детей нагрузка всегда подбирается в соответствии с возрастом и физическими возможностями. Хореограф никогда не заставит ребенка выполнять те движения, к которым он не готов или которые не соответствуют уровню психофизического развития. Поэтому детский балет или классическую хореографию считают безопасными и всесторонне развивающими.

Все страсти, которыми пугают родителей маленьких балерин, связаны с пуантами. Справедливости ради действительно стоит отметить, что длительная, а именно профессиональная, работа в пуантах приводит к образованию водянок, мозолей и деформации стоп с вальгусным отклонением большого пальца. Это является так называемой профессиональной вредностью.

Но первые пуанты в жизни маленькой балерины могут появиться только после 10 лет и только при условии, что связки и мышцы стопы уже достаточно натренированы и готовы к такой нагрузке. При этом пуанты являются необязательным элементом в любительском балете. Поэтому если вашей целью не является Мариинский или Большой театр, занимайтесь балетом в удовольствие и не бойтесь никаких отрицательных последствий для здоровья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: