Разборы песен боем
В этой большой категории собраны все песни, которые в оригинале играются при помощи переменного штриха. Здесь можно найти как максимально простые композиции, для которых нужно знать только классическую «Шестерку», так и сложные ритмические вещи, сыграть которые у вас получится только после долгих тренировок и занятий.
Тем не менее, именно с этих композиций стоит начать свое обучение новичку – комбинация песни боем без баррэ вообще будет максимально идеальна в этом отношении. В целом, эта категория подходит как новичкам без опыта игры, так и матерым музыкантам, которые просто хотят разобрать что-то новое.
- Звери — «Дожди-пистолеты»
- Би-2 — «Полковнику никто не пишет»
- Чайф — «17 лет»
- Макс Корж — «Небо поможет нам»
- Леприконсы — «Хали-гали»
- Кино — «Последний герой»
- Звери — «Напитки покрепче»
- Лицей — «Осень»
- Найк Борзов — «Верхом на звезде»
- Ляпис Трубецкой — «Ау»
- 7б — «Молодые ветра» (Нашла коса на камень)
- Монгол Шуудан — «Москва»
- Чиж и Ко — «Вот пуля просвистела»
- Браво — «Этот город»
- Звери — «До скорой встречи»
- В. Бутусов — «Девушка по городу»
- Сплин — «Орбит без сахара»
- Чайф — «Никто не услышит (Ой-йо)»
- Руки Вверх — «Крошка моя»
- Король и шут — «Воспоминания о былой любви»
- Король и Шут — «Северный флот»
- Земфира — «Хочешь»
- Сектор газа — «Колхозный панк»
- IOWA — «Мои стихи, твоя гитара»
- Би-2 — «Компромисс»
- Кино — «Мама Анархия»
- Кино (В.Цой) — «Спокойная ночь»
- Машина Времени — «Поворот»
- Сектор Газа — «30 лет»
- Сплин — «Мое сердце остановилось»
- Звери — «Просто такая сильная любовь» (Бьется сердце)
Что такое аккорд?
В первую очередь нужно понять – чем же вообще является аккорд? Этот термин общий для всей теории музыки – и проще всего его можно объяснить, как нотное трезвучие. По сути, это одновременное звучание трех нот, выстроенных между собой определенным образом
При этом важно, чтобы они играли одновременно и не были последовательностью тонов – именно при этом условии из трех нот образуется аккорд
Конечно, помимо простых аккордов существует еще масса других, которые представляют из себя четыре, пять и больше звуков, однако эта статья не будет их касаться. Аккорды для начинающих – это трезвучие и ничего больше.
Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе.
Схемы аккордов без баррэ
Аккорды До: C, C7
Это классические аккорды от тоники До, для игры которых не требуется баррэ. C7 – это так называемый септаккорд, который образуется путем добавления к стандартному трезвучию дополнительной ноты – в данном случае, B.
Аккорды Ре: D, Dm, D7, Dm7
Еще одни схемы основных аккордов для начинающих –на этот раз от тоники Ре. Вместе с классическими трезвучиями также вставлены септаккорды, которые расширят музыкальное звучание ваших композиций.
Аккорды Ми: E, Em, E7, Em7
Теперь ниже даны схемы аккордов от тоники Ми, которые не требуют навыков взятия баррэ. Как и в прошлых двух разделах, помимо классических трезвучий, здесь показаны и септаккорды для расширения вашего гитарного мелодического запаса.
Аккорды Соль: G, G7
Это схемы мажорных аккордов от тоники Соль. Они приведены потому что, в отличие от минора, не требуют навыков взятия баррэ. Септаккорд также дан вместе с обычным трезвучием.
Аккорды Ля: A, Am, A7, Am7
Ниже указано то, как ставить аккорды от тоники Ля. Как и в прошлых разделах, помимо классических трезвучий, также указаны септаккорды.
Как добиться результата?
Определитесь для чего вы хотите их выучить и какого уровня хотите достичь
Это очень важно, поскольку, таким образом, вы поймете, сколько информации вообще нужно получать. Вы можете желать просто играть на акустической гитаре для друзей – и тогда подойдет только базовая практика и теория
Вам понадобится просто выучить названия аккордов и их аппликатуру.
Другое дело, если вы задумались о карьере профессионального музыканта. Тогда вам потребуется изучить построение аккорда, ноты, входящие в них, способы достройки трезвучий до септаккордов, и так далее.
Определите, какие песни вам нравятся
Это также относится к первому пункту. Если вы любитель бардовской песни, то опять же, вам не понадобится много сложных аккордов и способы их обыгрывать. Обратная ситуация обстоит с любителями рок-музыки и подобных жанров. В этом случае вам понадобится знать большой пласт теоретической информации, чтобы создавать интересные и замысловатые гармонии.
Старайтесь запоминать несколько аккордов за раз
Не стоит посвящать целый день на то, чтобы выучить один аккорд. Это не так сложно, поэтому вы без проблем сможете освоить хотя бы пару-тройку за несколько часов занятий. Это ускорит процесс обучения и позволит проще запомнить аккорды.
Тренируйте перестановку аккордов
Обязательно не только тренируйте зажим, но и саму перестановку аккордов. Сочиняйте простейшие гармонии из только что выученных трезвучий, тем самым обучаясь переставлять их, чтобы пальцы привыкали ко всем позициям.
Начинайте с простых песен
Не стоит сразу бросаться с места в карьер. Учить аккорды лучше начиная с простых, а в этом хорошим подспорьем будут различные песни. Гораздо приятнее не просто двигаться по списку из книги по музыке, но одновременно с этим увеличивать свой репертуар и уже начинать исполнять песни на публике.
Прочитайте наши статьи про аккорды
Для того, чтобы лучше понять, как выучить аккорды, мы также советуем вам воспользоваться практическим статьями на нашем сайте:
Аккорды для начинающих –большой урок, посвященный наиболее элементарным и простым трезвучиям на гитаре.
Аккорды без баре –еще одна статья специально для новичков, где рассказывается про все позиции трезвучий без использования приема баррэ.
Как ставить аккорды –еще одна полезная для новичков статья, где рассказывается про разные позиции, которыми можно ставить трезвучия.
Аккорды F, Fm, B, Bb, Bm, Gm без баррэ
F без баррэ – три простые схемы
Классический аккорд F требует навыка того, как играть баррэ,однако все-таки существует несколько схем, которые позволяют воспроизвести то самое трезвучие без зажатия указательным пальцем всех струн.
1. Зажмите стандартный аккорд E, и просто сдвиньте его на один лад вбок. Это – первая позиция. Конечно, аккорд получится не чисто F, а Фа с кучей поднятых ступеней, однако тоника остается та же, и, соответственно, трезвучие звучит так же. Такая форма аккорда используется в, например, акустической композиции группы Thursday – Time’s Arrow.
2. Теперь возьмите позицию, описанную выше, но зажмите ее при помощи среднего, безымянного и мизинца. Указательный палец при этом зажимаете вторую струну на первом ладу. Это тоже аккорд F, который берется без баррэ.
3. Повторите ту же позицию, что в пункте два, но указательным на этот раз вместо второй зажмите шестую на том же самом первом ладу. Это более низастый вариант аккорда, который подойдет для большей части песен.
Аккорд Fm
На третьем ладу указательным пальцем надо зажать четвертую струну. После этого средним зажмите на четвертом первую. На пятом надо зажать третью струну безымянным пальцем. Мизинец помещается на вторую на шестом. Эта аккордная форма и есть Fm без баррэ. Другое дело, что скакать по грифу не слишком удобно, поэтому гораздо лучше будет просто поставить себе данный прием и играть с комфортом.
Аккорды B и Bb
Аккорд B без баррэ легче всего ставится в такой позиции:
— Указательный палец помещается на седьмой лад шестой струны;— Средний ставится на восьмой третьей;— Безымянный на девятый лад пятой;— Мизинец зажимает девятый лад четвертой.
Для того чтобы поставить аккорд Bb – просто сдвиньте всю эту позицию на шестой лад.
Еще один вариант состоит в том, чтобы поставить аккорд A и передвинуть его на четвертый лад. При этом сделать это надо так, чтобы указательный палец у вас оставался свободным. После этого указательным пальцем зажмите первую струну на втором ладу.
Кроме того, можно заменить аккорд B на аккорд B7. Ставится он таким образом:
— Указательный ставится на первый лад четвертой струны;— Средний поместите на пятую струну на втором ладу;— Безымянный зажимает второй лад третьей;— Мизинец ставится на второй лад первой струны
Зачастую их действительно можно использовать и менять между собой.
Аккорд Bm без баррэ
1. Поставьте трезвучие Am и переместите его на третий лад
Важно сделать это при помощи безымянного, среднего пальца, и мизинца – так, чтобы указательный был свободным. После этого указательный палец поместите на второй лад первой струны
Еще один способ того, как поставить аккорд с этой схемой – зажать вместо второй струны пятую также на втором ладу.
Аккорд Gm без баррэ
Существует только одна схема постановки данного аккорда, и выглядит она следующим образом:
— Указательным пальцем зажмите пятую на первом;— Средним пальцем зажмите шестую на третьем;— Безымянным зажмите вторую на третьем;— Мизинцем зажмите первую на третьем.
Мажорные аккорды
Для формы E
Итак, начнём с формы E на баррэ – аппликатура открытого аккорда ми мажор, но с приёмом баррэ. В стандартном виде он выглядит вот так:
А теперь рассмотрим, как заменить баре в форме E – какие упрощённые аппликатуры можно использовать на основе этой формы.
Вариантов замены довольно много:
1. Не используем 6-ую и 5-ую струну. Можно обойтись и без басовых ради аппликатурного удобства. В итоге – вместо большого баррэ только лишь мини-баррэ.
2. Только без 6-ой басовой. Почти как предыдущий. Только 4-ая струна прижимается мизинцем, а 5-ая – безымянным.
3. Без 1-ой и 2-ой струны. «Нижняя часть» стандартной формы E. Без верхних звуков прижимать все струны в позиции не нужно.
4. 5-ая приглушенная, без 1-ой струны. Указательным прижимаем 6-ую и глушим подушечкой этого же пальца 5-ую. А на 2, 3 и 4 струнах выстраиваем пальцами «лесенку».
5. 5-ая приглушенная, без 1-ой струны, с большим пальцем. Такой же вариант, чтобы заменить аккорд баррэ в виде E, но с другой постановкой пальцев. Басовая струна прижимается большим пальцем.
6. На трёх струнах + бас на 6-ой. И в этом аккорде задействуем большой палец (почему бы и нет, если требуется замена аккордов с баррэ).
Для игры ритмом (боем) такое пальцевое «хитросплетение» не очень-то подходит, а вот перебором аккорд может отлично прозвучать.
7. Без 6-ой и 1-ой. Ещё одно решение – без баррэ. Но главное – не задевать шестую и первую струны, они не используются в этой форме.
8. На трёх струнах – 4-ой, 3-ей и 2-ой. Мажорное трезвучие в основном виде. Трёхструнная аппликатура, конечно, не похвастается полным, сочным звучанием. Тем не менее, может пригодиться для каких-нибудь быстрых переходов, обыгровок.
Для формы A
Ну что ж, а теперь разберёмся, какими аккордами заменить баре в форме A (открытого ля мажора из «нулевой» позиции). Вот так выглядит этот аккорд в полном виде – в сетке и на фото. Не совсем удобный, особенно для высоких позиций – на ладу эдак 8-ом, 10-ом и далее:
И замены для формы A на баре – наиболее распространённые варианты:
1. Три струны безымянным. Без 6-ой и 1-ой – и, соответственно, без большого баррэ. Такая постановка избавляет от проблемы размещения трёх пальцев на высоких (узких) ладах, за пределами VII-ой позиции.
2. Три струны мизинцем. Абсолютная такая же сетка, только 4-ю, 3-ю и 2-ю прижимаем другим пальцем. С одной стороны – мизинец сам по себе довольно слабый палец для нескольких струн, с другой стороны – иногда именно так удобней на гитаре взять мажорный аккорд в позиции.
3. Без басовых – 6-ой и 5-ой. Если отказаться от нижних звуков – такой себе аккорд на четыре пальца. Ну и, конечно, легче. Ведь «изображать» указательным верхний порожек в позиции (давить все струны) не нужно.
4. На три струны – звуки в широком расположении. Красивый, лёгкий. Особенно классно звучит при игре щипком или каким-нибудь хитрым перебором.
5. Только тоника и мажорная терция (без квинты) – на три струны. Указательным не только прижимаем 5-ую струну, но и приглушиваем 4-ую.
6. Трезвучие на 4-ой, 3-ей и 2-ой. Упрощённый вариант, малое баррэ указательным пальцем.
Для формы C
Баррэ в виде «лесенки» C (до мажора из открытой позиции) не так часто используется, как, например, форма E или A. Поскольку его аппликатура расширена и довольно сложная. Вот так он выглядит на грифе:
И, конечно, есть способы упростить форму C на баре. Далее разберём, как можно заменить её на более простые аккорды.
1. Форма С без баррэ. 6-ая и 1-ая не звучит.
2. Без 3-ей и 6-ой. Наверняка вам знаком этот аккорд по открытой позиции – До мажор с добавлением соль на 1-ой струне. Только для закрытой позиции в качестве простой альтернативы баррэ, в этой сетке 3-ая струна не звучит. Если играть ритмом, то её обязательно нужно глушить.
3. Без басовых – малое баррэ. Но в басу звучит терция, а не тоника. Например, если от соль – это G/B (в VII позиции).
4. Трезвучие – три струны – без 6-ой, 3-ей и 1-ой. Больше подходит для игры щипком.
Для формы G
Форма G на баррэ практически не используется. И, как правило, в аккомпанементе применяются простые аппликатуры на её основе.
Сетка и фото формы G в позиции:
Как видите «комбинация для пальцев» не из простых.
Итак, чем заменить баре в форме G – упрощённые его разновидности:
1. С терцией в басу – без 6-ой и 1-ой. Указательным прижать только три струны.
2. Без басовых – малое баррэ.
3. Без 1-ой струны. Мизинец не нужно «тянуть» на первую струну, и аккорд взять уже значительно легче.
Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания
Самые красивые аккорды можно найти в аппликатурах с открытыми струнами. Это особая категория аккордов: часть струн прижимается в какой-либо позиции, а некоторые звучат открытыми. И создаётся переливчатое звучание в разных оттенках – благозвучное и диссонирующее, спокойное и тревожное, напряжённое.
Строить аккорды с открытыми струнами можно на основе стандартных аппликатурных форм – мажорных и минорных аккордов, квинтаккордов. Рассмотрим различные способы построения таких аккордов.
По системе CAGED
Для тех, кто не знает: система CAGED – это 5 аккордовых форм в открытой позиции (С – до мажор, A – ля мажор, G – соль мажор, E – ми мажор, D – ре мажор), которые можно использовать и в закрытой позиции на баррэ.
И некоторые аппликатуры из CAGED отлично звучат в позициях без баре – аккорд просто берётся как в открытой позиции, на 4-ом, 5-ом, на каком угодно ладу, и добавляются открытые струны (не прижатые приёмом баррэ). Получаются редкие и красивые аккорды.
Форма С
Аккордовая форма C (до мажор). По CAGED эта же аппликатура, например, во 2-позиции (или от 2-го лада) на баррэ – это D (обычный ре мажор). Но если баррэ убрать во 2 позиции, а аппликатуру «лесенки» оставить, то у D появятся надстройки 9 и 11 и он зазвучит по-другому, более интересно.
И так перемещая аппликатуру C по грифу, получаем серию интересных аккордов с открытыми струнами.
Разберите и сыграйте ноты и табы последовательности аккордов с открытыми струнами, построенных на основе аппликатуры С:
Обратите внимание, в 11-ой (Gm6) и 12-ой (Em maj7/B) позиции форма приобретает минорное звучание из-за того, что добавляются открытые струны. В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки
Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):
В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки. Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):
И получаем ещё оттенки – ещё аккорды с открытыми струнами – дополнительно к основной аппликатуре.
Сыграйте эту связку и придумайте на основе её свою:A7 – A13 – A7 – A9 – A7:
Форма E
Двигаем форму E по грифу, но 6-ую струну прижимаем в позициях так, как если бы играли на баррэ эти аккорды. Открытые струны в этих аппликатурах – только 1-ая и 2-ая.
И добавляем надстройки. Схема расположения ступеней для В add11:
Например, можно сыграть вот такую мелодическую линию в этом аккорде:
B add11–B –B add9 – B – B add11 – B7 add11 – B6 add11 – B add11:
Сыграйте это упражнение на аккорды A add9, C maj7, D6 add9, E. Импровизируйте, используя надстройки на других аккордах в аппликатуре E с открытыми струнами.
Форма A7
Форма A7 с открытыми струнами тоже даёт серию интересных аккордов. Но сохраняем в басу (на 5-ой струне) основной тон (тонику), чтобы не разрушать структуру аккорда.
Форма Em
Аппликатуры в форме Em (ми минора), но без 6-ой струны, с открытой 1-ой и 2-ой струной.
Сыграйте эти аккорды – перемещайте аппликатуру в позициях:
Добавляйте надстройки, обыгровки. Запоминайте, записывайте (сетками, в табах или просто на аудио) самые интересные.
Например, для F#m (фа-диез минора):
F#m add11/ F#m add 9/11
Связка для последовательности Cm – B – F#:
На основе квинтаккордов
Всё просто. Нужно взять квинтаккорд и добавить открытые струны.
Пауэр-аккорды в виде квинты с добавлением тоники на октаву выше + 1-ая и 2-ая открытые струны, 6-ая не звучит:
Квинта на 6-ой и 5-ой струне + 4-ая и 3-я открытые:
На основе этих аккордов можно придумать вторую партию гитары. Отлично звучит. Например, обыгровка на последовательность – Gm/ Bb/ F/ Gm:
1 гитара – ритм на баррэ, 2 гитара – квинты с открытыми струнами + дополнительные ступени:
Мажорный аккорд: баррэ в форме E
Ну что ж, от сравнительно лёгкого баррэ в форме Em, когда прижимаются струны двумя пальцами, переходим к более сложному. Теперь наша цель, как научиться ставить баррэ одним пальцем и сыграть мажорный аккорд с баррэ в форме E.
На 7-ом ладу это аккорд B (си мажор) – сетка и фото:
Как и на предыдущих этапах обучения, сначала тренируем пальцы посредством подготовительного упражнения.
- Сразу ставим в позиции форму E, а баррэ пока не прижимаем. На 9-ом ладу: мизинцем – 4-ую струну, безымянным – 5-ую струну; и на 8-ом ладу 3-ю струну – средним пальцем (как на фото №1). Правой рукой по струнам не ударяем.
- Потом прижимаем все струны указательным пальцем на 7-ом ладу (фото №2). При этом остальные пальцы не снимаем с ладов.
Не стоит бояться того, что теперь вам предстоит прижимать все струны только лишь одним пальцем, указательным. Конечно, по началу будет не совсем привычно, и нагрузка немного больше, т.е. усилий больше прикладывать нужно.
Но требование к постановке баррэ, описанные в начале статьи, при этом не меняются:
- указательный размещается ближе к порожку лада в позиции, слега набок (струны прижимаются немного и боковой частью пальца); точка опоры большого пальца посередине грифа (по ширине);
- запястье, рука немного вперёд;
- кисть «без перекосов» влево вправо относительно ладов.
Вот и получился B (си мажор). Извлекаем звук – все струны должны звучать: отдельно каждую, потом удары по струнам вверх-вниз в любом ритме.
Поупражняйтесь как следует, но без переутомления руки! Особенно фокусируйте внимание на указательном пальце: отработка правильной постановки, развитие силы, необходимой для уверенного прижатия всех струн. Оптимальный результат по этому упражнению: на 2-ом шаге вы сразу ставите (добавляете) баррэ и все струны звучат, без лишних (дополнительных) движений (изменение положения кисти, пальца и т.д.). Затем стремитесь к тому, чтобы сразу, одновременно, поставить все пальцы в позиции
То есть, как взять баррэ без подготовительных этапов предыдущего упражнения
Затем стремитесь к тому, чтобы сразу, одновременно, поставить все пальцы в позиции. То есть, как взять баррэ без подготовительных этапов предыдущего упражнения.
Таким же образом, как вы осваивали и минорный аккорд. Начинайте формировать аппликатуру уже над грифом, как бы давая пальцам направления на необходимые лады. Указательный – на баррэ, 7-ой лад; мизинец и безымянный – на 9-ый лад, а средний на 8-ой лад.
На фото №1: пальцы ещё над ладами, но уже начинают принимать форму аккорда. И на фото №2: уже каждый палец на своём месте – сразу берём аккорд B.
Справитесь с аккордом B, переходите к отработке аппликатуры в других позициях.
от 7-го лада вниз по грифу:
- на 5-ом ладу – A (ля мажор);
- на 3-ем ладу – G (соль мажор);
- на 1-ом ладу – F (фа мажор).
Поработайте в отдельности над каждым аккордом. Если будут сложности с постановкой в других позициях, снова для разминки применяйте подготовительное упражнение (сначала пальцы без баррэ, потом добавляем баррэ указательным).
И потом играйте аккорды, как последовательность B/ A/ G/ F/. Отрабатывайте переходы на баррэ – из одной позиции в другую.
Примерно, так:
Регулярность, продолжительность занятий, посвящённых приёму баррэ, напрямую влияет на то, как правильно, как быстро вы научитесь играть аккорды с баррэ. Но количество упражнений и время нужно увеличивать постепенно. Главное – левая рука должна без больших нагрузок адаптироваться к приёму прижимания всех струн. Лучше заниматься ежедневно: каждый день прибавляя к навыку техники и при этом контролируя степень утомляемости. И не в коем случае нельзя «штурмовать» баррэ в авральном режиме: неделю не занимался – догоню за два дня. Ничего хорошего из этого не выйдет: переутомление, боль в руке, КПД занятия близок к нулю, и вдобавок отрицательные эмоции.
На этом занятии мы разобрали подробно, как брать аккорды с баррэ на примере двух распространённых аппликатур. Это минорный аккорд в форме Em и мажорный в форме E. Разумеется, это только ваш первый шаг в освоении приёма. Для тех, кто готов продолжить занятия: как научиться брать лёгкие аккорды с баррэ для начинающих (подборка часто используемых аппликатур), песни с баррэ.
Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты
В рамках этой статьи мы, конечно, не будем рассматривать все сложные аккорды или даже их типы. А разберём лишь несколько «рецептов»: как преобразить обычные, простые аккорды, заменить их на сложные, но более красивые по звучанию.
9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора
Точнее речь идёт не просто о добавлении 9-ой ступени в аккорд, а о расположении звуков в аккорде от баса – 1 ступень + 5 ступень + 9 ступень (как основа в нижнем регистре). Именно такое строение даёт красивейший холодный оттенок.
Вот таким образом можно заменить стандартные аппликатуры на аккорды с девяткой.
Мажорный:
с тоникой на 6-ой струне:
на 5-ой струне:
Минорный:
с тоникой на 6-ой струне:
на 5-ой струне:
Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки
Кроме 9-ой ступени в такой расширенной аппликатуре открываются возможности и для других надстроек. Хотя аккорды уже получаются по звучанию более напряжённые, диссонирующие. Но это определённо интересные оттенки: они способны придать аранжировке особый колорит, настроение.
Amaj7 sus2: к 1+5+9 вверху (на второй струне) добавляется ещё большая септима.Amaj7: строение аккорда немного другое, на басовых струнах получается пауэр-аккорд, звучит мощно, но септима прибавляет диссонанс.
Ещё похожий аккорд с тоникой на 5-ой струне – Esus2 add#11.
Примеры последовательностей с использованием выше рассмотренных расширенных аппликатур:
Связка для перехода от G к A:
Диссонирующий оттенок к ре мажору:
Обыгровка для A:
На этом завершаем статью. Развивайте изученные идеи, они помогут вам придумать свои красивые аккорды, их сочетания. Вносите разнообразие в аккомпанемент, экспериментируйте с надстройками. Творческих успехов и побольше аккордового креатива!
Баррэ – пару аппликатур для начала
Продолжая разговор о количестве аккордов, можно ещё и уточнить… А сколько именно аппликатур с баррэ? Подсчитывать, конечно, не будем. Но отметим, что немало.
И вот вопрос, какие нужно выучить аккорды с баррэ в первую очередь? Конечно же те, которые подойдут для песни любой. В смысле, распространённые, часто используемые.
И для начала гитаристу-новичку лучше сконцентрироваться на изучении двух популярных аппликатур мажорного и минорного аккорда на баре. Занятия с максимальным КПД
Внимание не рассеивается на большое количество сеток. И ещё – можно уже играть песни в ля миноре с баррэ F, в разных тональностях с баррэ, а ещё перекладывать песни с простыми аккордами на баррэ (например, в ля миноре, но с баре)
Минимум – но для тех, кто начинает осваивать приём, возможностей в плане исполнительской практики довольно немало.
Итак, как быстро выучить эти аппликатуры и находить на грифе от любого звука:
Мажорный аккорд, на примере С (до мажора):
- Первый в форме открытого A – аппликатура с основным звуком (до) на 5-ой струне.
- Второй в форме E – с основным звуком (до) на 6-ой струне.
И два минорных аккорда, на примере Cm:
- 1 в форме открытого Am – основной звук (до) на 5-ой струне.
- 2 в форме Em – основной звук на 6-ой.
Используя эти аппликатуры, можно сыграть мажорные, минорные аккорды на баррэ от любого звука. Разберёмся, как задействовать эти сетки.
Например, как взять Am на баррэ в форме Em.
Принцип такой: вы просто «двигаете» по грифу необходимую аппликатуру, строите от заданного основного звука на басовой струне.
Пока не освоились с аккордами в позициях, сразу отталкиваемся от изученной сетки. Это баррэ Cm на 8-ом ладу. В аппликатуре основной звук расположен на 6-ой струне. В текущем аккорде это До. Это ориентир для построения аккорда.
У нас задача сыграть в такой же форме Am. Найдём на 6-ой струне его основной звук – ля. Чтобы построить от него аппликатуру. Звук ля через два лада ниже от до – на 5-ом ладу. Запоминайте зрительно его расположение.
Зная, где находится основной звук на 6-ой струне (в данном случае ля), уже не трудно от него взять баррэ в форме Em. И получается уже Am на баррэ, в той же аппликатуре, что и Cm (который изначально изображён в сетке).
Используя этот метод, попробуйте самостоятельно найти аппликатуру от любой ноты. Сразу находите основной звук на 6-ой струне и потом от него строите аккорд.
По аналогии и форма с основным звуком на 5-ой струне. В качестве примера, найдём на грифе баррэ Em (ми минор).
Cm с основным звуком до на 3-ем ладу, 5-ой струне. А нам нужен звук ми. Его расположение – 7-ой лад, 5-ая струна. Находим на грифе и строим от звука ми баррэ Em (в такой же аппликатуре, как и Cm).
Если вы недостаточно хорошо знаете расположение звуков на грифе, во время практических занятий первое время можно использовать шпаргалку (схема 6 струн – на каждом ладу какой звук).
Как видите, используя всего лишь по два аппликатурных шаблона минора и мажора, можно сыграть аккорды на баррэ от любого звука в разных последовательностях, тональностях. Достаточно хорошо запомнить 4 сетки и освоить принцип построения аккорда по основному звуку на басовой струне. Никаких долгих заучиваний.
Набравшись опыта, играйте на баррэ простые последовательности, песни, используя только эти четыре аппликатуры.
Например: Am (на 5 ладу в форме Em) – Dm (5 лад, в форме Am) – E (7-ой лад, в форме A)