История создания
История саксофона неразрывно связана с именем бельгийского мастера Адольфа Сакса. Этот талантливый изобретатель является отцом целой группы инструментов, но именно саксофону решил дать название, созвучное с собственной фамилией. Правда не сразу – изначально изобретатель дал инструменту название “мундштучный офиклеид”.
Адольф Сакс экспериментировал с офиклеидом, кларнетом. Совместив мундштук кларнета с телом офиклеида, он извлек совершенно необычные звуки. Работа по совершенствованию конструкции завершилась в 1842 году – свет увидел принципиально новый музыкальный инструмент. В нем соединились элементы гобоя, кларнета, новшеством была изогнутая в виде буквы S форма корпуса. Патент на изобретение создатель получил, спустя 4 года. В 1987 открылась первая школа, выпускающая саксофонистов.
Необычный тембр саксофона поразил композиторов XIX века. Новинку немедленно включили в состав симфонического оркестра, довольно быстро появились музыкальные произведения, предполагающие партии для саксофонов. Первым композитором, написавшим для него музыку, стал близкий друг А.Сакса, Г. Берлиоз.
Радужные перспективы оказались под угрозой в первой половине ХХ века. Отдельные страны запретили игру на саксофонах, среди них СССР, фашистская Германия. Инструмент распространялся подпольно, стоил непомерно дорого.
Пока в Европе наблюдалось резкое снижение интереса к изобретению А. Сакса, на другом конце Земли, в США, оно процветало. Особенную популярность саксофон обрел с модой на джаз. Он стал называться «королем джаза», игрой на нем стремились овладеть повсеместно.
В середине ХХ века инструмент триумфально вернулся на родину, вернув былые позиции. Советские композиторы (С. Рахманинов, Д. Шостакович, А. Хачатурян) вслед за остальным миром, начали активно выделять партии для саксофона в написанных произведениях.
Последние комментарии
19.06.2014 13:40 | Вэл
Статья ни о чем.
01.12.2016 00:11 | jonny
Продам в Москве!Только новые-Б\У нет…..саксафоны amati buffet cannonball selmer stagg wisemann yamaha — все с офиц. гарантией.
Продам Саксафоны Yamaha-Все Только новое б\у ничего нет- Вышлю в любой город подберем оптимальный вариант Всегда в наличии 8(926)713-62-92
yamaha yas-23 yas-275 yas-475 yas-62 yas-82 yas-87 и др
yamaha ybs-32 ybs-62 ybs-52 и др
yamaha yss-475 yss-675 yss-875 yss-82 и др
yamaha yts-23 yts-275 yts-475 yts-62 yts-82 yts-875 и др
23.10.2017 20:47 | александр
похоже, статьи писались через автопереводчик что ли какой — то? Последняя статья ващще бессмыслица и надо ее расшифровывать. Какие тональности? тем более дополнительные? какие ключи? Сами то читали это? Видимо, имеются в виду дополнительные звуки, находящиеся за пределами общепринятого диапазона. Статья предназначена для начинающих и это вот темный лес для них!
Дополнительные тональности
Большинство современных саксофонов имеют высокую тональность F#, хотя это можно играть без ключа. Все большее число сопрано саксофонов предлагают высокую тональность G, хотя опять, к сведению, можно играть без ключа. Альты Selmer Paris Series III включают C# резонансный ключ для улучшенной четкости среднего С#. Низкая тональность А есть на большинстве современных баритон саксофонов.
Покупка первого инструмента
Альт-саксофон является, несомненно, наиболее распространенным инструментом для начинающих. Его меньшая раскладка клавиатуры и необходимость набора немного меньшего количества воздуха для звукоизвлечения делают его хорошим выбором для молодого студента. Другими факторами, делающими альт самым популярным саксофоном, являются его обычно невысокая стоимость, а также богатство классического репертуара, написанного для этого инструмента. Большинство навыков, приобретенных при обучении на альте, легко потом используются на других саксофонах. В начальных школах и высших учебных заведениях, альты обычно представляют наибольшую долю среди классов игры на саксофоне.
Независимо от того, на каком типе саксофона остановитесь вы или ваши студенты, в итоге вы должны будете выбрать между тремя уровнями качества самого инструмента: ученический, средний и профессиональный.
Промежуточная категория
Как следует из названия, промежуточные модели занимают среднюю позицию между ученическими и профессиональными инструментами. Хотя игра на этих саксофонах, работа клавиш, по ощущениям похожа на игру на профессиональных инструментах, духовые среднего класса, как правило, отличаются качеством звучания и не производят полный тональный диапазон. Они, как правило, производятся с использованием меньшего ручного труда, чем профессиональные инструменты и, как правило, лишены люксовых «косметических» деталей, сделаны более грубо по сравнению с более дорогими собратьями.
Профессиональные саксофоны
Профессиональные саксофоны предлагают значительный тональный диапазон, чувствительность (отклик), и интонацию. Как правило, при их изготовлении используется много ручной работы: ручной забил клапанов и разработка ручной гравировки на раструбе. Металлические сплавы, припои и другие используемые материалы самого высокого качества, что дает в результате особую музыкальность и выразительность инструмента.
Как устроен саксофон
Внешне представляет собой длинную изогнутую трубу, расширяющуюся книзу. Материал изготовления – медные сплавы с добавлением олова, цинка, никеля, бронзы.
Состоит из трех основных частей:
- «Эска». Трубка, находящаяся в верхней части инструмента, изогнутой формой напоминает латинскую букву «S». На конце располагается мундштук.
- Корпус. Бывает прямым или изогнутым. На нем размещено много кнопок, отверстий, трубок, клапанов, необходимых для извлечения звуков нужной высоты. Общее количество данных приспособлений отличается в зависимости от модели саксофона, колеблется от 19 до 25.
- Раструб. Расширяющаяся часть на конце саксофона.
Помимо основных элементов, важными элементами являются:
- Мундштук: деталь изготавливают из эбонита или металла. Имеет разную форму, размер в зависимости от того, какую музыку необходимо будет играть.
- Лигатура: бывает металлическая, кожаная. Используется для зажима трости. При жестком зажиме звук получается точным, при слабом – размытым, вибрирующим. Первый вариант хорош для исполнения классических произведений, второй – джазовых.
- Трость: деревянная или пластиковая деталь, крепящаяся к мундштуку посредством лигатуры. Бывает разных размеров в зависимости от возлагаемых на нее задач. Отвечает за звукоизвлечение. Деревянным саксофон называют, благодаря трости, сделанной из дерева.
10
Откройте ноты Summertime (George Gershwin & DuBose Heyward)
(файл в архиве
001 с учебными материалами —
Antosha Haimovich —
Summertime (for beginner).pdf). Если вы ещё не знакомы с
этой песней, послушайте её в исполнении Ella Fitzgerald &
Louis Armstrong в сети Интернет. Для того чтобы сыграть наше
первое музыкальное произведение нам осталось выучить только
одну ноту. Это нота «До», и обозначается она латинской
буквой «C». В данном произведении используется так
называемая средняя «До», для извлечения которой нам нужно
зажать средним пальцем левой руки второй сверху клапан
саксофона, без октавного клапана. Средняя нота до
обозначается «-C». Первая фраза состоит из трёх нот: +5, -С,
+5, то есть – пять с октавным, До без октавного,
пять с
октавным. Сыграйте их. На обозначения нот пока не смотрите,
нам нужны только цифры подписанные над нотами
Теперь
обратите внимание, что цифры расположены на разной
удалённости друг от друга – это лента течения времени. То
есть если до следующей ноты расстояние небольшое, то она
короткая, если расстояние больше, значит и нота имеет
большую продолжительность
Таким образом получается что
первые две ноты будет короткие, а третья нота очень длинная.
На длинной ноте сделайте «коровушку», но только не слишком
широко — этот приём называется «вибрато». В данных нотах
вибрато обозначено волнистой линией и все длинные ноты мы
будем исполнять немного «покачивая» звук с помощью
жевательных движений нижней челюсти.
Итого
получается что первая музыкальная фраза состоит из двух
коротких нот и одной длинной с вибрато. Все ноты играем с
атакой языком, то есть первая фраза будет выглядеть так:
«Ту, ту, ту-о-у-о-у-о-у-о-у-о-у-о-у-о». Сыграйте первую
фразу несколько раз.
Теперь
пользуясь этим принципом разберите вторую строку. Помните об
октавном клапане! «+» нажать октавный клапан, «-» —
отпустить. Не забудьте, что для нижних нот нужно дать
побольше свободы трости (это образ), то есть приоткрыть
челюсть и дуть несколько сильнее,
чтобы продуть всю длину трубы саксофона (это образ). Длинные ноты с вибрато.
Повторите вторую строку несколько раз.
Разберите третью строку и тоже повторите. Последняя нота с
вибрато.
На
четвёртой строке чередуем две ноты. Длинная нота с вибрато.
Пятая
строка подобна первой, но теперь разобъём языком «+6» на три
отдельные ноты, причём на последней длинной сделаем вибрато.
Шестая
строка точно повторяет вторую.
На
седьмой строке начинается длинная фраза. Дыхание пока можно
брать в любом месте. Для нижних нот открываем челюсть. На
двух последних нотах останавливаемся и делаем вибрато.
Теперь
стоит сыграть песенку с начала до конца, не останавливаясь,
и не позволяя себе делать попытки исполнения нот или фраз.
То есть основная задача – сыграть полностью, просто как
получится, как это позволяет ваш исполнительский уровень, то
есть уровень человека, который первый раз взял саксофон в
руки и за час смог добиться самостоятельного исполнения
своего первого музыкального произведения.
Домашнее задание.
В течение недели ежедневно играть:
I.
ЗВУК
Базовые упражнения по работе над звукоизвлечением
Antosha Haimovich —
Developing Your Saxophone Tone.pdf
1.
Самолётик (The Airplane)
— 2 раза
2. Коровушка (The Cow)
— 2 раза
3. Ступеньки вниз (The Steps Down)
— 2 раза
4. Челнок вниз (The Shuttle Down)
— 2 раза
5. Ступеньки вверх (The Steps Up)
— 2 раза
6. Челнок вверх (The Shuttle Up)
— 2 раза
II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Summertime (George Gershwin & DuBose Heyward)
вариант для начинающих. Играть несколько
раз.
III.
ГРАМОТА
1
Извлечём первый звук. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч,
ступни слегка развёрнуты. Плечи назад, поясницу вперёд,
вдохните полной грудью и оставьте грудную клетку в раскрытом
положении. Голова — прямо, подбородок слегка опущен.
Саксофон — прямо перед вами, при этом слегка наклонён
относительно корпуса — нижняя часть инструмента чуть правее
чем верхняя и упирается в правое бедро. Саксофона всегда
касаемся только подушечками пальцев. Первый звук извлечём не
нажимая никаких клапанов (обозначение аппликатуры — «0»).
Откройте рот и поставьте верхние зубы в одном сантиметре от
кончика мундштука. Слегка закройте рот и обхватите мундштук
губами. «Губы в трубочку». Спокойно дуньте в саксофон. Если
звук не появился, попробуйте ещё раз, но теперь дуньте
немного сильнее. Ещё раз, но теперь постарайтесь протянуть
звук как можно дольше. Повторить 3 раза.
Аппликатура саксофона альт
У всего семейства саксофонов одинаковая аппликатура. Согласитесь, ведь это очень удобно играть на разных саксофонах: поиграл на альте, захотелось поболее низов — взял баритон. Таким образом можно в оркестре играть на альте, в джаз-бенде на баритоне, а в кафешке вечером на теноре. Проблема только в разном строе, ведь альт и баритон в строе (ми-бемоль), а сопрано и тенор в строе (си-бемоль). Так что аппликатура саксофона из этой статьи будет полезна в любом случае.
Начинать играть свои первые ноты лучше не с самых низких или самых высоких, играйте середину 1-ю и 2-ю октаву, когда все будет получаться пытайтесь уйти выше или ниже. Аппликатура саксофона должна идеально закрепиться в памяти и в пальцах саксофониста.
Подробное разъяснение на видео:
WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).
Альт-саксофон является одним из наиболее распространенных саксофонов в современных музыкальных группах и часто является инструментом, который люди представляют, когда они вообще слышат термин «саксофон». Он настроен в ми-бемоль и больше сопрано саксофона, но меньше саксофон тенора. Отличный инструмент для детей и взрослых, чтобы научиться играть, саксофон альт предлагает много возможностей для музыкального обучения и выражения.
Шаги
Соберите саксофон.
Вставьте эску — подмундштучную трубку (короткая, прямая и немного наклоненная вверх часть) — в верхнюю часть корпуса инструмента и закрепите эску винтом. Помните, что ваш октавный клапан (длинный рычаг в верхней части эски) очень чувствителен. Будьте осторожны при сборке. Поместите лигатуру на мундштук и сдвиньте трость под лигатуру, закрепив ее винтами. Прикрепите шейный ремешок к крюку на задней панели инструмента, наденьте его на шею и встаньте.
Убедитесь, что вы правильно держите инструмент.
Ваша левая рука должна быть наверху, а правая рука должна быть внизу. Большой палец правой руки упирается в подставку на задней части саксофона. Ваши правый указательный, средний и безымянный пальцы лежат на основных перламутровых клавишах, которые легко найти. Ваш мизинец может передвигаться на другие клавиши в нижней части саксофона. Ваш большой палец левой руки лежит на круглой клавише в верхней части саксофона. Вы увидите пять перламутровых клавиш на самом верху. Указательный палец стоит на второй сверху вниз, а средний и безымянный пальцы — на четвертой и пятой соответственно.
Сформируйте ваш амбушюр.
Есть много разных вариаций амбушюра. Начинающие иногда учатся навернуть обе губы над зубами (как дедушка). Большинство людей навертывают нижнюю губу слегка над их нижними зубами, а остальные ставят верхние зубы на верхней части мундштука. Некоторые люди даже твердо нажимают губы без наворачивания их на зубы. Каждый метод дает разное качество тона. Поиграйте с тем, что работает на вас
Важно, чтобы твердо укрепить губы вокруг мундштука, чтобы воздух проходил через инструмент, а не из углов рта. Тем не менее, амбушюр не должны быть очень плотным
Без покрытия каких-либо отверстий или нажатия клавиш, подуйте в саксофон.
Если вы сделали это правильно, вы услышите ноту до диез
(концертная ми). Если звук не получается, или вы делаете посторонний шум, настройте амбушюр, пока тон не улучшится. Вы также можете попробовать играть только на мундштуке: иногда легче издать свой первый звук только с мундштуком. Затем просто сделать то же самое с мундштуком и саксофоном!
Перемещение к следующим нотам.
Разновидности саксофонов, их семейство
Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:
Разновидность саксофона | Строй | Транспозиция |
---|---|---|
Саксофон-сопранино | Es (ми-бемоль) | Малая терция вверх |
Саксофон-сопрано | B (си-бемоль) | Большая секунда вниз |
Альтовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста вниз |
Теноровый саксофон | B (си-бемоль) | Большая нона вниз |
Баритоновый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая терцдецима вниз |
Басовый саксофон | B (си-бемоль) | Большая секунда через две октавы вниз |
Контрабасовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста через две октавы вниз |
Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Большая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F, эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.
Виды саксофонов
Разновидности саксофонов отличаются:
- размером;
- тембром;
- строем;
- высотой звучания.
А. Саксу удалось изобрести 14 видов инструмента, сегодня востребованными остаются 8:
- Сопранино, сопраниссимо. Маленькие саксофоны, способные издавать самые высокие звуки. Тембр – яркий, певучий, мягкий. Отлично воспроизводят лирические мелодии. Имеют прямое строение корпуса, без изгибов внизу, вверху.
- Сопрано. Возможны прямая, изогнутая формы корпуса. Вес, размер – небольшие, звуки издает пронзительные, высокие. Сфера применения – исполнение классических, эстрадных музыкальных произведений.
- Альт. Компактен, средних размеров, обладает удобным клавишным механизмом. Богатый тембр дает возможность солировать. Рекомендуется новичкам, жалеющим обучиться игре. Популярен среди профессионалов.
- Тенор. Звучит ниже альта, более сложен для «продувания». Размеры внушительные, вес приличный. Задействован профессионалами: возможно сольное исполнение, аккомпанемент. Применение: академическая, поп-музыка, военные оркестры.
- Баритон. Выглядит внушительно: корпус сильно изогнут, сложен фактически вдвое. Звучание – низкое, мощное, глубокое. Чистые звуки наблюдаются при использовании нижнего, среднего регистра. Верхний регистр воспроизводит ноты с хрипотцой. Относится к категории инструментов, востребованных в военных оркестрах.
- Бас, контрабас. Мощные, тяжелые модели. Используются редко, требуют высокой степени подготовки, хорошо разработанного дыхания. Устройство схоже с баритоном – предельно изогнутый корпус, сложный клавишный механизм. Звук – максимально низкий.
Помимо перечисленных категорий, саксофоны бывают:
- ученические;
- профессиональные.
Строение саксофона
Саксофон представляет собой коническую трубку. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.
Саксофон состоит из трех частей: раструба, собственно корпуса, и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из черного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания. Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.
Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для ее изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.
Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.
Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.
Саксофон снабжен сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.
Саксофоны имеют либо конструкцию с ребрами, либо без, самые современные инструменты – с ребрами. Это относится к тому, каким образом ручки, выступающие над корпусом для удержания клапанов, прикреплены к корпусу. Отдельно ручки прикреплены к пластинам или латунным листам с помощью высокотемпературной пайки. Эти ребра затем прикрепляются к корпусу саксофона с более низкой температурой припоя. Ребра укрепляют связь между клапанами и корпусом, помогая сохранить настройку инструмента как можно дольше. Студенческие саксофоны и старинные духовые американского производства традиционно неребристые. Это тоже имеет свои преимущества: инструмент становится немного легче и удобнее для обучения.
Уход за инструментом
Инструмент прослужит дольше при должном уходе. Некоторые процедуры необходимо проводить до начала занятий, другие – после окончания игры.
Пробку на «эске» обрабатывают смазкой перед началом игры.
После занятий обязательно удалять конденсат, протирая инструмент впитывающими влагу тряпочками (изнутри, снаружи). Также моют, протирают мундштук, трость. Изнутри корпус протирают, используя специальные приспособления, подручные средства (ершик, шнурок с грузом).
Необходима обработка механизмов инструмента специальным синтетическим маслом. Процедуру достаточно проводить 1 раз в полгода.
Квартет саксофонов
Существуют самые популярные модификации, они составляют квартет и могут играть вместе, получается интересный и своеобразный звук.
Отметим, какие саксофоны используются в данном случае:
- сопрановый;
- альтовый;
- теноровый;
- баритоновый.
Если рассмотреть аппликатуру, то станет ясно, что она очень схоже с гобойной. Но это лишь видимость, так как звукоизивлечение происходит все-таки по принципу кларнета. Специалисты отмечают, что на нашем инструменте регистры более однородны, нежели на кларнете. Возможна большая амплитудная вибрация звука при помощи использования клапанов и мундштука. Интересно, что основным достоинством саксофона считают способность сливаться с деревянными духовыми, а также с «медными». Сила звука его очень высока, почти как у валторны.
Перечислим основные приемы игры, которые применяются классиками и современными виртуозами в джазе:
- фруллато (трубное тремоло);
- резонансное звучание;
- многоголосье;
- флажолетная техника;
- игра в сверхвысоком регистре и др.
Выбор саксофона
Инструмент является достаточно дорогим, выбирая модель, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Комплектация. Помимо инструмента, в комплекте идут кейс, мундштук, лигатура, трость, смазка, гайтан, специальная ткань для протирания.
- Звучание. Звук инструмента даст понять, насколько технически качественна данная модель. Рекомендуется проверить звучание каждого регистра, подвижность клапанов, ровность тембра.
- Цель покупки. Начинающим музыкантам нет смысла покупать профессиональный, дорогой инструмент. Ученические модели проще в использовании, дешевле.
Выдающиеся саксофонисты
- Джон Колтрейн — один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
- Бен Уэбстер — американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
- Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
- Орнетт Коулман — американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
- Джерри Маллиген — американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
- Брэнфорд Марсалис — американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
- Федерико Мондельчи — современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
- Марсель Мюль — французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
- Чарли Паркер — американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
- Мэйсио Паркер — американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
- Фаусто Папетти — итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
- Сигурд Рашер — немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
- Дэвид Джексон — выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
- Ховард Джонсон — исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
- Декстер Гордон — один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
- Жан Мари Лонде (Лондейкс) — французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
- Маргарита Шапошникова — профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
- Лев Михайлов — один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
- Игорь Бутман — современный российский джазовый саксофонист;
- Георгий Гаранян — джазовый саксофонист;
- Алексей Козлов — советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
- Давид Голощёкин — выдающийся петербургский джазовый музыкант.
Описание
Теноровый саксофон, как и все саксофоны, состоит из трубки приблизительно конической формы из тонкой латуни, типа металла. Более широкий конец трубки слегка расширяется, образуя раструб , в то время как более узкий конец соединен с одним язычком, похожим на мундштук кларнета. С интервалом вниз по каналу ствола расположены от 20 до 23 тоновых отверстий ; они покрыты прокладками, которые можно надавить на отверстия для образования герметичного уплотнения. Есть также два небольших отверстия динамиков , которые, при открытии, разрушающие нижние гармоники прибора и привести к его раздуть в верхний регистр . Пэды управляются нажатием ряда клавиш пальцами левой и правой руки; левый большой палец управляет октавной клавишей, которая открывает одно или другое отверстие динамика. В оригинальном дизайне тенор-саксофона была отдельная октавная клавиша для каждого отверстия динамика, как у фагота ; Механизм, с помощью которого выбирается правильное отверстие динамика на основе аппликатуры левой руки (в частности, безымянного пальца левой руки ), был разработан вскоре после истечения срока действия патента Сакса в 1866 году.
Хотя несколько новых теноров построены «прямо», как и меньшие члены семейства саксофонов, громоздкая длина прямой конфигурации означает, что почти все теноровые саксофоны имеют «U-образный изгиб» над третьим нижним отверстием для тембра, который характерно для семейства саксофонов. Теноровый саксофон также изогнут вверху, выше самого высокого звукового отверстия, но ниже самого высокого отверстия динамика. В то время как альт обычно изгибается только на 80–90 °, чтобы мундштук легче помещался во рту, тенор обычно изгибается немного больше в этой части, включая небольшой S-образный изгиб.
Мундштук из тенора саксофона очень похож на кларнет, приблизительно клиновидных трубки, открытого вдоль одной поверхности и покрыт при использовании тонкой полоской материала , полученной из ствола гигантского тростника ( арундо тростникового ) широко известный как тростник . Трость обрезается до очень тонкой точки и зажимается на мундштуке с помощью лигатуры . Когда воздух проходит через мундштук, трость вибрирует и создает акустические резонансы, необходимые для воспроизведения звука из инструмента. Мундштук — это область саксофона с наибольшей гибкостью по форме и стилю, поэтому тембр инструмента в первую очередь определяется размерами мундштука. Дизайн мундштука и язычка играют большую роль в звучании саксофона. Классические мундштуки обычно помогают создать более теплый и округлый тон, в то время как джазовые мундштуки обычно помогают создавать более яркий и резкий тон. Материалы, используемые в конструкции мундштука, включают пластик , эбонит и различные металлы, например бронзу , латунь и нержавеющую сталь .
Мундштук тенор-саксофона пропорционально больше, чем у альта, поэтому требуется язычок такого же большего размера . Повышенная жесткость язычка и больший поток воздуха, необходимый для создания резонанса в большом теле, означает, что теноровому саксофону требуется большая сила легких, но более свободная амбуша, чем у саксофонов с более высоким тоном. Трость тенорового саксофона по размеру аналогична языку бас-кларнета , поэтому их можно легко заменить.