Как играть на скрипке

Советы

  • Тренируясь, играйте медленно, затем увеличивайте темп. Как и в случае с печатанием на клавиатуре, руки сами запомнят, необходимые движения.
  • Смычок должен легко скользить по струнам. В противном случае они либо недостаточно натянуты, либо их нужно смазать канифолью.
  • Найдите учителя, и дело пойдет намного быстрее. Поищите преподавателя в местных университетах, консерваториях, оркестрах.
  • Берите уроки по крайней мере раз в неделю. Даже короткие занятия раз в неделю могут быть невероятно полезными.
  • Счищайте налет канифоли со скрипки после каждого занятия. При помощи чистой, сухой и мягкой ткани удалите налет со струн, с поверхности накладки грифа и из-под нее, а также с деки вокруг подставки. Не удаляйте канифоль со смычка.
  • Если испытываете трудности с сохранением ритма при игре на скрипке, используйте метроном.
  • Если у вас нет денег на покупку скрипки, ее всегда можно взять напрокат. Скрипки напрокат всегда идут в комплекте со смычком, футляром и струнами.
  • Не оставляйте смычок натянутым после игры: это чревато повреждением смычка, а новый смычок может стоить недешево.
  • Будьте осторожны, покупая скрипку в интернете: вы почти никогда не найдете качественный инструмент, и цена скрипки может быть ниже цены ее ремонта.
  • На овладение скрипкой в совершенстве могут уйти годы, так что наберитесь терпения.

Трудно ли попасть в оркестр?

Да, трудно. Это требует долгих лет практики в музыкальной школе, частных уроков, прослушиваний, большого опыта выступлений в разных оркестрах. Первая скрипка — самая престижная позиция в оркестре, поэтому тот, кто хочет её занять, должен быть на вершине своего исполнительского мастерства.

Лиз рассказал нам как он стал первой скрипкой: «Моя карьера началась когда я получил место в небольшом оркестре, после окончания Истманской школы музыки со степенью бакалавра. В тот год я играл в четырёх разных коллективах: в ансамбле, в эстрадном оркестре и в двух оперных.

Следующий шаг — должность помощника первой скрипки в Чарльстонском симфоническом оркестре. Два года спустя я стал первой скрипкой в этом же оркестре. За пять лет в Чарльстоне я прошёл восемь прослушиваний (все на главные должности), и на некоторых прошёл в полуфинал, на некоторых — в финал. В последний год моего пребывания в Чарльстоне я был на двух прослушиваниях на первую скрипку с разницей в несколько месяцев: одно было в Симфонический оркестр Нью-Джерси, другое в Симфонический оркестр Цинциннатти. Я стал работать в Цинциннати, и в следующем году буду отмечать с ними свой двадцатый сезон.

Таким образом, на моём пути было несколько прослушиваний, причём именно на руководящие должности (помощник и заместитель первой скрипки, первая скрипка). Ещё с университетских лет я был хорошо знаком с репертуаром оркестровых прослушиваний, а во время учёбы был запасным скрипачом в Рочестерском филармоническом оркестре».

Другие знакомые мне первые скрипки начинали с музыкальных конкурсов, затем решили продолжить карьеру в оркестре. Третьи получили работу сразу в крупных оркестрах, затем решили пройти прослушивания на первую скрипку. Нет единой формулы для карьерного пути первых скрипок, но в нём точно должно быть много упорства и самоотдачи».

Необходимые навыки

Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.

«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое

Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.

Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.

Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.

Поза

Мужчина играет на скрипке

На скрипке можно играть разными способами. Большинство игроков держат нижнюю часть инструмента между левым плечом и челюстью, часто при этом используются полупостоянная опора для подбородка и съемная опора для плеча . Если держать инструмент правильно под подбородком, скрипач может отпустить инструмент руками, и он останется там прочно. Другие распространенные способы удержания инструмента включают сидячую позу Карнатика , когда свиток лежит на ступне, или удерживание « кита » или « сумочки » учителя танцев вдоль предплечья за нижний край грудной клетки, даже если это не очень традиционные приемы. В Марокко скрипку часто держат в вертикальном положении, опираясь на бедро сидящего игрока, при этом левая рука стабилизирует равновесие во время аппликатуры.

Аксессуары для опоры для подбородка и плечевого упора бывают самых разных стилей и форм, поэтому каждый может найти комбинацию, которая наилучшим образом соответствует его телосложению и стилю игры. Поиск идеальной комбинации в некоторых случаях может быть долгим. Каким бы ни было снаряжение, игрок обычно стремится поддерживать сбалансированное, естественное и удобное положение с прямой спиной, особенно шеей. У многих скрипачей на шее есть красноватая отметина, так называемый «засос скрипки» (или «засос скрипача») от длительного давления в этом месте. Пятно может усугубляться аллергической реакцией на никелирование зажимных приспособлений для подбородочного упора или микробными патогенами, присутствующими на инструменте.

Сохранение левого запястья расслабленным и почти «прямым» дает свободу движений пальцев и снижает вероятность травм от повторяющихся деформаций . Сжимать запястье, чтобы «поддержать» скрипку пяткой руки, — неприятная привычка, в которую впадают многие начинающие музыканты, и для ее преодоления могут потребоваться годы постоянной бдительности. Левое предплечье будет довольно сильно , а левый локоть вытянут медиально или вправо. Иногда игрокам можно посоветовать поднести левый локоть так, чтобы он мог его видеть, чтобы легче было дотянуться до нижних струн.

Поднимать любое плечо сверх естественного расслабленного положения — легко приобрести привычку, даже не замечая этого. Как и любое другое неоправданное натяжение, оно ограничивает свободу движений и увеличивает риск дискомфорта, снижая при этом качество звука

Полезно обратить внимание на «квадрат», образованный правой рукой и луком, удерживая его в плоскости и отмечая, какие части «ведут» в движениях, перекрещивающихся с тетивой.

Какие бывают скрипки

Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.

По методу изготовления

Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:

  • мастеровые – редкие экземпляры, которые изготавливаются под определенного скрипача, передается из поколения в поколение;
  • заводские – обычно инструменты для обучения в музыкальной школе, особой ценности не имеют;
  • фабричные – раритетные устройства, обычно имеют гравировку фабрики-производителя.

Родственные инструменты, слева направо: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

По размеру

С момента начала обучения игре и в процессе профессиональной деятельности скрипач может поменять не один инструмент. Это зависит от того, что человек растет, меняется длина руки, кисти. Взрослые музыканты обычно играют на скрипке 4/4 «четыре четверти». Вес и размеры скрипок для взрослых – 300-400 г, 60 см.

Могут существовать и другие виды по размеру. Самые маленькие – это «шестнадцатая», «восьмушка» и «четвертинка». На них учатся музицировать дети в возрасте трех лет. В средних и старших классах используются 1/2 («половинка») и 3/4 (трехчетвертная).

История создания скрипки

На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоев населения.

Так, в 1560 году французский король Чальз IX заказал 24 скрипки у местных мастеров. К слову, один из этих 24 инструментов сохранился до наших дней, и считается одним из самых старых на Земле.

Самыми знаменитыми скрипичными мастерами, о которых помнят сегодня, являются Страдивари и Гварнери.

Антонио Страдивари был учеником Амати, поскольку родился и жил в Кремоне. Поначалу он придерживался стиля Амати, но позже, открыв свою мастерскую, начал экспериментировать. Тщательно изучив модели Гаспаро де Сало и взяв их за основу для изготовления своих изделий, Страдивари в 1691 году произвел на свет собственный тип скрипки, так называемый, удлиненный — «Long Strad». На совершенствование этой выдающейся модели мастер потратил последующие 10 лет жизни. В возрасте 60 лет, в 1704 году, Антонио Страдивари представил миру окончательный вариант скрипки, которую до сих пор не удалось никому превзойти. Сегодня сохранилось около 450 инструментов знаменитого мастера.

Андреа Гварнери также был учеником Амати, и также привнес свои нотки в изготовление скрипки. Он основал целую династию скрипичных мастеров конца 17 — 18 века. Гварнери делал очень качественные, но недорогие скрипки, чем и был знаменит. Его внук, Бартоломео Гварнери (Джузеппе) – итальянский мастер начала 18 века, создавал искусные инструменты, на которых играли выдающиеся скрипачи – Николо Паганини и другие. До наших дней дошло около 250 инструментов семейства Гварнери.

При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.

Тюнинг

Свиток и колышек, правильно натянутые

Скрипки настраиваются , поворачивая колышки в ящике для колышков под свитком, или вращая винты тонкой настройки на хвостовике . У скрипки всегда есть колышки, но тонкие настройки (также называемые точными регуляторами ) необязательны, чтобы иметь только один. Тонкие тюнеры позволяют регулировать натяжение струны в очень небольших количествах намного легче, чем с помощью колышков. Большинство тонких настройщиков работают, поворачивая небольшой металлический винт, который перемещает рычаг, прикрепленный к концу струны. (Иногда встречается другой тип тюнера, использующий винт для обжима короткого отрезка задней длины струны возле насадки, чаще всего на меньших инструментах.) натяжные либо металлические струны, либо новички. Точные тюнеры наиболее полезны для струн из цельного металла; поскольку они не растягиваются так сильно, как синтетика, струны с твердым сердечником могут быть болезненными при настройке с помощью одних колышков. Тонкие тюнеры бесполезны при использовании струн; поскольку эти струны более «эластичны», тюнерам не хватает достаточного диапазона хода, чтобы добиться значительной разницы в высоте тона, а острые углы на зубцах могут привести к разрыву струны там, где струна проходит по ним. Большинство исполнителей используют тонкую настройку E-струны, даже если другие струны не оснащены таким образом.

Струна A настраивается сначала на эталонный источник звука, такой как камертон или, в большинстве оркестров , гобой , обычно на 440 Гц , хотя некоторые оркестры настраиваются на другой стандарт A, такой как 442, или даже на 445 или 446. Гц для получения более . Группы старинной музыки, заинтересованные в аутентичном исполнении, могут использовать более низкий стандарт A. При игре на инструменте с фиксированной высотой звука, таком как фортепиано или аккордеон , скрипач должен настроиться, чтобы приспособиться к этому инструменту. Затем остальные струны настраиваются на ля с интервалом в полные квинты , смыкая их попарно. Это помещает открытые струны в чистую интонацию , а это означает, что нижние струны могут звучать плоско по сравнению с их номинальными эквивалентами с равным темпом . На практике это означает, что необходимо идти на некоторые компромиссы, и струны не всегда настроены на идеальные квинты, особенно на альте и виолончели , где самая нижняя струна — это C, на три пятых от эталонной A, что делает разницу более очевидной.

Небольшие временные корректировки настройки также можно выполнить, натянув струну рукой. Струну можно сплющить, потянув за гриф, или заточить, нажав на часть струны в ящике для колышков. Эти методы могут быть полезны при исполнении, уменьшая вредные последствия расстроенной струны до наступления перерыва или другой возможности для правильной настройки.

Настройка скрипки, особенно с помощью колышков, может привести к наклону бриджа, обычно к грифу. Если оставить так, он будет деформироваться. После настройки опытные игроки обычно проверяют, стоит ли мост прямо и находится по центру между внутренними зазубринами отверстий , так как мосты могут свободно перемещаться, удерживаясь на месте только за счет трения и натяжения струн. Способные скрипачи умеют выпрямлять и центрировать мост; это легко сделать при нормальном натяжении струны без повреждения инструмента.

Настройка GDAE используется для подавляющего большинства скрипичной музыки. Однако иногда используется любое количество других настроек (например, настройка струны G до A), как в классической музыке , где эта техника известна как скордатура , так и в некоторых народных стилях, где она называется «перекрестной настройкой». » Существует множество таких строев, часто названных в честь известной мелодии, сыгранной в этой настройке. Хорошим примером скордатура в классической соло скрипки репертуара Паганини «s Первый скрипичный концерт ми-бемоль мажор , где скрипка часть написана в D-мажорной и скрипач должен настроиться на половину тон выше , чтобы совпадать с ключом оркестра из Ми-бемоль мажор.

FAQ

Почему первой стала именно скрипка?

Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.

Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?

Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.

Предупреждения

  • Всегда обращайтесь с инструментом очень бережно. Не роняйте и не кидайте его, оберегайте от высоких и низких температур, а также от влажности. То же относится и к смычку.
  • Если вы не слишком уверены насчет колков, попросите о помощи кого-нибудь, у кого больше опыта, например, учителя, работника музыкального магазина или друга-скрипача, настроить скрипку за вас. Достаточно легко порвать скрипичную струну (особенно стальную), слишком сильно повернув колок. Натяжка новой струны достаточно утомительна и занимает много времени.
  • Как правило, цена скрипки соответствует ее звучанию, но так бывает не всегда. Не дайте обмануть себя в попытках приобрести скрипку с наилучшим звучанием. Повторимся: дорого — не всегда значит хорошо.

Где сидит первая скрипка

Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.

Тимоти Ли рассказывает: «‎Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.

В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.

На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».

Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».

Немой

Две разные формы скрипичных немов

Прикрепление к мосту скрипки небольшого резинового, деревянного или металлического приспособления, называемого «немой», изменяет тон, смягчая звук инструмента, добавляя массу к мосту и, следовательно, уменьшая его способность свободно вибрировать, уменьшая громкость и давая больше мягкий тон, с меньшим количеством слышимых обертонов . В спектаклях может дать желаемый приглушенный эффект. Приглушения в основном используются в оркестрах, где вся струнная секция играет с приглушениями, что приводит к мягкому, приглушенному звуку. Партии, которые будут воспроизводиться без звука, помечены как согласие. , для итальянского sordino или иногда mit Dämpfer на немецком языке. (Инструкция по отключению немого звука — это senza sord. , Иногда обозначается просто senza или «ohne Dämpfer» на немецком языке.) На французском языке дается инструкция по применению немого звука в начале приглушенных пассажей, « mettez les sourdines » и для удаления в конце » ôtez les sourdines «.

Имея одно и то же название, но с совершенно другой целью, доступны массивные металлические, резиновые или деревянные «тренировочные немы» или «гостиничные немы». Эти приглушения используются для значительного уменьшения громкости во время занятий там, где другие могут беспокоить.

Знаменитые скрипачи

Происхождение скрипки и внедрение ее в академическую музыку произошло в эпоху барокко. В 17 веке известнейшим скрипачом был Антонио Вивальди. Сегодня его «Времена года» входят в большинство концертов на самых разных сценах мира.

В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

Музыкальный инструмент скрипка

Звучание скрипки мелодичное и душевное. Исследование истории скрипки нам показывает, как она превратилась из аккомпанирующего инструмента в солирующий. Скрипка – струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Звук скрипки часто сравнивают с человеческим голосом, такое сильное эмоциональное воздействие она имеет на слушателей.

Первое сольное скрипичное произведение «Romanescaperviolinosolo е basso» написал Бьяджо Марина в 1620 году. Примерно в это время начался расцвет скрипки – она получила всеобщее признание, стала одним из основных инструментов в оркестрах. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли.

Полезные ссылки:

Недорогую скрипку купить можно тут

Как подобрать скрипку по размеру

Устройство скрипки в деталях

скрипкидуховые

Ход урока:

Организационный момент:

Преподаватель начинает урок с рассказа о скрипке.

Проверка знаний:

Вспоминаем название деталей скрипки и смычка, учитель называет их, ученик показывает.

Вспоминаем название струн.

«Вот первая струна, она пищит как комар над ухом — пи-и-и! Ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ЛЯ. У нее всегда хорошее настроение, и она похожа на человеческий голос. А вот третья струна – серьезная, деловая, РЕ. Она строгая и сердитая,рычит: ррре! И наконец четвертая струна, СОЛЬ. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель».

Ученик уже знаком с приемом игры — пиццикато, преподаватель просит сыграть этим приемом и называть каждую нотку вслух.

Усвоение новых знаний:

Преподаватель: Теперь можно приступить к упражнениям.

Работа над постановкой.

В первую очередь ребенок должен знать, что такое свобода рук.

Упражнение:

«Кулачки», «Руки вверх», «Веточка с листочками», «Часики», «Зеркальце», «До свидания»«Иди сюда».

Запоминаем название каждого упражнения.

После небольших занятий, ребенок устал и лучшей разрядкой для него будет пение песен со словами. Песенки берем те, которые будем исполнять на скрипочке. Разбираем характер и содержание, прохлопываем ритмический рисунок.

Песенки: «Наша козочка, «Дождик», «Два кота», «Четыре струны».

Для каждой песенки ученик нарисовал рисунок.

Закрепление новых знаний:

(знакомство с нотной грамотой).

Заранее из цветного картона педагог вырезает цветные нотки, рисует на альбомном листе большой нотный стан – «домик» для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять «жильцов» — нотки. Лучше всего это делать по несколько одинаковых по цвету кружков, складывая их в «волшебную» коробочку. Ребенок находит. Изучаемую ноту или несколько одинаковых и выкладывает их на нужный «этаж» или «окошко» на нотном стане. Затем играем эту ноту на скрипочке (в начале пустые струны, находим на клавиатуре фортепиано и пропеваем эту ноту вместе.

Домашнее задание:

-Нарисовать к выученным ноткам рисунок;

-запомнить название нот и их порядок;

-делать различные упражнения на свободу рук.

Заключение:

В процессе занятий обучения игре на скрипке решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма,музыкальной памяти, музыкально- ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: