Как быстро научиться играть на гитаре. Общие советы.
Планируйте свои занятия каждую неделю
Каждую неделю составляйте подробный план занятий, – какие упражнения вы будете отрабатывать, какие песни учить или повторять. Это внесет в ваше обучение систему, благодаря которой прогресс пойдет очень быстро.
Развивайте музыкальный слух
Музыкальный слух – это основа всех ваших навыков. Подбирайте и учите больше песен, запоминайте, как звучат интервалы, и развивайте навык отличать их
Это очень важно, поскольку без слуха вы не сможете сходу придумать красивое слово, подобрать аккомпанемент, а также банально написать несложную песню
Слушайте больше любимой музыки. Вслушиваясь более детально в каждую композицию.
Хороший музыкант должен уметь не только сочинять музыку, но и по-особому ее слушать. Во время того, как у вас в колонках и наушниках будет любимый трек, попробуйте выделить партию каждого инструмента в нем, проследить ее, как она перекликается с другими линиями инструментов, в какие интервалы раскладывается. Таким образом, вы повысите свои композиторские навыки, поймете, как можно аранжировать инструменты и создать многослойное интересное музыкальное полотно.
Купите хорошую гитару, которая вам будет нравиться
Разумеется, если вы не будете получать удовольствие от своего инструмента – то и обучаться вы будете с большей неохотой. Как выбрать хорошую гитару мы уже писали в другой статье. Воспользуйтесь этими советами, чтобы приобрести хороший и комфортный для вас инструмент.
Соблюдайте стабильность и системность
Время, за сколько можно научиться играть на гитаре, полностью зависит от того, как часто вы будете делать упражнения и развивать свой навык. Самое главное в этом – система, поэтому обязательно составляйте планы на упражнения и обучение.
Как петь не сбиваясь?
Существует два основных способа петь не сбиваясь:
- Довести игру до автоматизма;
- Играть не заученный бой, а чувствовать ритм самому.
Теперь предлагаю подробнее рассмотреть эти обе стороны одной медали.
Что значит «довести игру до автоматизма». Это значит, что при выполнении определенного ритмического рисунка нужно уметь сохранить ритм, при этом не думая о том, как играть. Звучит достаточно банально, но сложнее объяснять это нет никакого смысла. На самом деле это гораздо легче, чем кажется на первый взгляд. Касается это, в первую очередь, стандартных рисунков, типа боя «шестерка» или перебора «восьмерка». Здесь нужно просто набить руку. А сделать это довольно просто. Сначала просто играть не спеша, затем играть быстрее, после играть и, при этом, пытаться петь. Как вариант можно тренировать схему игры и, к примеру, вести какую-либо беседу, смотреть кино, читать книгу и т.п., т.е. выполнять какие-либо действия, которые способствуют вашему отвлечению от инструмента. Когда навык придет, то для его укрепления можно применить одно очень интересное упражнение — играть выученным ритмическим рисунком песню, к которой он вообще не подходит, не сбиваясь, при этом. И когда ваша игра на гитаре приобретет полную автономию, можно смело ставить галочку себе в зачет!
Но данные методики применимы на начальном этапе изучения игры на гитаре. Ведь подстраивать каждую песню под какой-то конкретный бой или перебор — это, как минимум, неудобно. Здесь уже нужно развивать чувство ритма и играть, как говорится, «на слух». Зная уже основные схемы боев и переборов, нужно брать песню с более сложным ритмическим рисунком и не пытаться найти к нему схему игры, пытаться придумать ее самому, т.е. играть так, как слышится песня. И, конечно же, петь ее. Поначалу это будет выглядеть ужасно и нелепо, поскольку постоянные сбивания, корявые извлечения звука и остановки неизбежны. Но в итоге, конечно же, при достаточном уровне тренировок, для вас не составит труда выбрать песню и играть ее, как уже было сказано — чувствуя… Нужно понимать, что этот метод применим к тем гитаристам, кто уже знает азы игры на гитаре.
Постановка правой руки
Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.
Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).
Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):
- Pulgar (большой палец)
- Indice (указательный палец)
- Medio (средний палец)
- Anular безымянный палец
Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы:
- p – шестая струна;
- i – третья;
- m – вторая;
- a – первая.
Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.
Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.
Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.
Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.
Извлекать звук можно одним из двух приемов:
- Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
- Tirando (без опоры).
Извлечение звуков с помощью ногтей
Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.
Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.
По методике знаменитого испанца нужно:
- Захватить струну мягкой стороной фаланги;
- Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
- Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.
Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.
Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.
Практика практика и еще раз практика
Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.
Освоение техники должно проходить в три этапа:
Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки
Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности
Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.
Распространенные проблемы
Я знаю несколько аккордов, но ставить их очень сложно
Сразу оговоримся, что данная проблема – абсолютно нормальна. С этим сталкиваются вообще все без исключения гитаристы, даже опытные – особенно когда они берут в руки гитару после долгого перерыва. Решается она также очень просто – практикой.
Просто больше тренируйтесь, делайте это каждый день. Берите гитару в руки и играйте хотя бы по полчаса, ведь регулярная тренировка на гитаре –залог быстрого роста как в техническом, так и музыкальном плане. Дело в том, что пальцам и мышцам надо привыкнуть к новым ощущениям, новым движениям и позициям. Кроме того, кожа на кончиках очень нежная, и ей требуется загрубеть для того, чтобы струны ее не резали.
Пальцы задевают другие струны
Еще одна распространенная проблема новичков – это то, что подушечки пальцев задевают другие струны, не давая им нормально звучать. Ключ этой проблемы заключается в том, что постановка рук на гитаре далека от правильной
Обратите внимание и отработайте этот вопрос. Кончики пальцев должны находиться четко перпендикулярно грифу, чтобы мякоть не задевала другие струны
Больше тренируйтесь и никуда не торопитесь – старайтесь всегда проверять, звучат ли все трезвучия. Со временем мышцы привыкнут к положению и таких проблем не будет.
Не хватает сил зажать аккорд
Решение этой проблемы, опять же, заключается в часах практики. Старайтесь зажимать лучше и прилагать к этому больше усилий. Да, опять же, пальцы и рука будут болеть, однако это абсолютно нормальная реакция мышц на серьезные нагрузки.
Если же все совсем плохо – то попробуйте поупражнять свою руку на специальном резиновом эспандере – каждый день уделяйте время этому тренажеру, и вы точно увидите результат уже совсем скоро, поскольку гитара сама по себе крайне дружелюбный для новичков инструмент.
Пальцы немеют и не слушаются
В который раз скажем эту фразу – это нормально. Поскольку ваши руки не привыкли выдерживать упор и преодолевать напряжение струн, пока не пройдет какого-то количества времени, все так и будет продолжаться. Самое главное – не забрасывайте инструмент из-за этого. Занимайтесь на нем каждый день, можете даже через боль. Давайте себе отдых и садитесь опять – и буквально через неделю вы сможете забыть о такой проблеме.
Хромает координация правой и левой руки
Такое часто бывает, когда вместо простых аккордов боем вы играете соло и перебор. Выход тут один – делать все медленнее и под метроном. Берите очень низкий темп и играйте так, чтобы левая и правая рука двигались и исполняли ноты одновременно. Постепенно увеличивайте скорость, и вы заметите, что ситуация исправляется. Запомните важнейшую вещь – если вы что-то можете сыграть медленно, то точно сможете сыграть это быстро.
№8 Запись занятия на диктофон
Профессиональные гитаристы, которым не нужны ни зеркала, ни видеокамеры, регулярно анализируют свою игру на аудиозаписи. Для них это просто один из этапов работы над произведением. Таким образом музыкант выявляет недочёты, улучшает нюансы или просто выбирает лучший вариант звучания пьесы.
Что касается новичка, то речь идёт даже не о нюансах, а об общем качестве звука. Среди стандартных проблем любого начинающего гитариста есть этот список.
- Отрывистое звучание каждой ноты.
- Глушение нот раньше времени.
- Дребезг струн.
- Одинаковое звучание сильных и слабых долей.
- Отсутствие разделения на голоса.
Услышать эти проблемы во время игры, да ещё в отсутствие преподавателя, новичку практически не дано. Понимание красивого звука и навык слушать самого себя приходят со временем в результате длительных усилий. Формированию таких навыков как нельзя лучше способствует регулярный анализ аудиозаписей собственного исполнения музыки.
Если вы уже понимаете, на что надо обращать внимание, то можно просто слушать свои записи. Что делать, если такого понимания пока нет? Можно сравнивать свои записи с исполнением этих же произведений другими музыкантами
В современных условиях это не проблема. Проблема, скорее, наоборот, в том, что таких записей очень много. А значит гораздо проще наткнуться на запись исполнения с таким же низким уровнем мастерства. То есть вы рискуете по неопытности ошибочно принять другое плохое исполнение за образец.
Чтобы сократить подобные риски, желательно подобрать учебный репертуар соответствующим образом. То есть включить в него произведения, запись которых можно найти в исполнении, например, самого автора.
Обратите внимание, что я говорю о записи не всего занятия, как на видео. Речь идёт именно о записи какого-то более-менее разученного произведения
Почему не взять для этих целей фрагмент видеозаписи? Потому что даже самый простой диктофон в смартфоне с близкого расстояния даст большее качество, чем встроенный микрофон в видеокамере, снимающей общий план. А нам для анализа качества звука нужна относительно качественная запись этого самого звука.
7 — Нужно ли гитаристу самоучке заниматься сольфеджио?
Здесь часто возникает путаница в терминологии. Начинающие самоучки принимают сольфеджио, которое в буквальном переводе означает «пение по нотам», за нотную грамоту. Такое происходит из-за того, что в детских музыкальных школах эти две дисциплины для простоты смешивают. К пению при этом добавляют изучение тональностей, размеров, интервалов и т.п. А уроки сольфеджио в интернете зачастую носят форму, характерную именно для ДМШ. Потому что за более профессиональным уровнем люди идут уже в специальные учебные заведения.
Сольфеджио в чистом виде, на мой взгляд, нужно тем, кто решил заниматься серьёзно. Эти занятия позволяют развить слух и музыкальную память до уровня, необходимого профессиональному музыканту. Начинающему гитаристу самоучке важен, скорее, прикладной вариант, который превратит слепые блуждания в продуктивные занятия.
Например, новичок не знает ни сами ноты, ни их расположение на грифе гитары. Дёргая с горем пополам каждую следующую ноту, он уверен, что учится играть на гитаре. Однако все его силы уходят на то, чтобы продраться сквозь лес непонятных значков. В действительности, к обучению, собственно, игре на гитаре, он приступит ещё не скоро. Потому что отдельные рваные звуки с гигантскими паузами не имеют ничего общего ни с ритмом, ни с мелодией.
Есть простой и эффективный способ быстро выучить ноты и приступить к настоящим занятиям на гитаре. Играя пьесу, нужно одновременно петь её ноты. Это помогает не только хорошо запомнить сами ноты. Также в голове постепенно и прочно укладывается расположение нот на грифе гитары
Пройдя этот этап, вы начнёте уделять внимание главному, то есть красивой музыке
2 — На-на-на, ля-ля-ля
Применять пение в занятиях на гитаре желательно с самого начала обучения. В этот период обычно идут простые одноголосные мелодии, такие, как «Кузнечик», «Берёзка» или «Андрей-воробей». Учиться петь их гораздо проще по двум причинам. Во-первых, текст и мотив этих песенок крутится в голове с детства у всех. Даже у тех, кто вообще никогда не пел. Во-вторых, в одноголосной пьесе не надо выделять из нескольких голосов саму мелодию. И это сильно облегчает задачу.
Думаю, что второе даже важнее первого. Потому что и эти простые песенки можно петь ещё проще. То есть вообще без слов, напевая «на-на-на» или «ля-ля-ля». Напомню, что наша задача сейчас не научиться петь под гитару. Нам нужно начать попадать голосом в звуки гитары. Точнее — наоборот, попадать звуками гитары в то, что поём. Потому что хорошо знакомую песню мы, скорее всего, поём гораздо ровнее, чем играем её же.
1 — Петь, чтобы красиво играть на гитаре
Речь вовсе не идёт об исполнении песен под гитарный аккомпанемент. Поскольку это самостоятельное направление в гитарной музыке. А вокал — это отдельная дисциплина, которой надо специально учиться. Мы сейчас говорим именно об инструментальной музыке. И никакие вокальные данные нам для этого не требуются.
Что нам действительно нужно, так это не стесняться перед самим собой петь как угодно. Как правило, именно это является самым большим препятствием для тех, кто хочет овладеть этим методом. Если это и ваша проблема, то она решается постепенным освоением. Как и само обучение игре на гитаре.
Начнём с этапа, когда вы мычите что-то себе под нос на одной ноте. Можно напевать вообще без гитары, когда вас никто не видит. Например, в машине по дороге на работу под магнитолу. Или с детства знакомые песенки из мультиков
Важно начать с самого простого и естественного действия. Это позволит сформировать привычку и снять зажимы, если таковые есть
Следующий этап — петь во время урока то произведение, которое играете на гитаре. Он тоже проходит в несколько шагов.
Pick songs that suit your voice and range.
Даже у лучших певцов мира есть диапазон, в котором они могут петь. Если они выйдут за пределы этого диапазона, они будут бороться.
И угадайте, что я друг, ты тоже будешь!
Я вижу, как многие наши ученики и ученики игры на гитаре впадают в уныние и унывают, потому что не могут спеть определенную песню. Но если это за пределами их досягаемости, они не могут этого сделать. Конец истории.
- Единственное решение — изменить тональность песни. Чтобы поместить в ВАШЕМ диапазоне.
- Вы можете использовать каподастр, чтобы изменить тональность и продолжать играть те же формы аккорда. Это очень полезный трюк, о котором большинство людей не знает.
Чтобы узнать, как использовать каподастр, прочтите нашу статью: Как использовать каподастр
To learn about keys read our article: Клавиши гитары — основное руководство
Уметь петь и играть на гитаре одновременно — это такой забавный навык и понимание капо и тональности дадут вам большой импульс.
С какой силой нужно зажимать струны?
Этот вопрос также относится к тому, как ставить аккорды на гитаре, и он также очень важен и требует проработки. Как мы уже писали выше, главное – чтоб ваши пальцы не перенапрягались. Не надо с силой вжимать струны в гриф, поскольку из-за этого пойдет повышение ноты, и, как следствие, «нестрой» всего аккорда. Выполните простое упражнение: положите палец на любой лад любой струны и начните играть по ней, одновременно прижимая. Как только она зазвучит – это сигнал к тому, чтобы прекратить прижимать ее. Немного попрактикуйтесь с этим, и вы сразу поймете, с какой силой нужно нажимать на струны.
2 — На какой гитаре лучше начинать учиться играть?
Этот вопрос обычно содержит в себе сразу два аспекта. Один касается выбора типа гитары. Например, человек хочет учиться играть на электрогитаре или заниматься фингерстайлом на вестерне. Обязательно ли сначала пройти азы на классической гитаре?
Я считаю, что это вовсе не обязательно, но очень полезно и гораздо более правильно. Классическая гитара очень хорошо подходит для закладки фундамента под любое направление. Она позволяет понять, что такое красивый и одновременно разнообразный звук, не прибегая к куче примочек. Опять же на классической технике базируется любая пальцевая техника игры на любой гитаре.
Немаловажно для новичков, что даже бюджетная классика может звучать вполне прилично, причём сразу из магазина. Вестерны того же ценового диапазона не только не могут похвастать таким же приличным звуком
Вам крупно повезёт, если в магазине делают бесплатную предпродажную доводку бюджетных вестернов. Потому что без неё у ваших рук сразу же начнётся «весёлая жизнь».
Если всё же ваша душа однозначно лежит к конкретному стилю и типу гитары? Не вижу препятствий, учитесь сразу на том и тому, что вам нравится.
Другой аспект касается ценового диапазона учебной гитары. Надо ли с самого начала учиться играть на дорогой, качественной, а то и мастеровой гитаре? Здесь есть и свои «за» и свои «против». Главная разница между дешёвой и дорогой гитарой — это, конечно же, звук.
Однако дорогая гитара сама по себе ещё никого не сделала виртуозом. Чем богаче звук гитары, тем больше мастерства требуется, чтобы извлекать его. На более дорогой гитаре без мастерства у вас получится только более шумный шум. Даже на фанере новичок не слышит всех своих огрехов. Причина в том, что он ещё не умеет слушать самого себя. На гитаре, которая выдаёт гораздо больше обертонов, красок и оттенков, начинающий гитарист просто потеряется.
Но в дорогих акустических гитарах для начинающих гитаристов есть и плюсы. Сочный звук возникает из-за резонанса массива дерева, чего не происходит на залитой лаком фанере. И резонанс задней деки передаётся прямо в живот. В первые разы у новичков возникают незабываемые ощущения. Когда в буквальном смысле чувствуешь телом музыку с самого начала занятий, это, безусловно, очень хорошо.
В общем, выбор первой гитары для учёбы зависит от разных обстоятельств и условий.
Главная ошибка начинающих гитаристов
Чтобы никого не путать, определимся с желаниями. Допустим, вы давно хотели научиться петь под гитару конкретный набор песен. Например, советский рок времён вашей молодости, «пачка сигарет», «звезда по имени солнце», или «батарейка», кто помоложе, или вы молоды прямо сейчас и хотите петь «басту» и «коржа». Наверное, через месяц вы освоите весь желаемый репертуар, найдя в интернете разборы этих песен.
Ошибка начинающих гитаристов
Если вы хотите научиться самостоятельно играть на гитаре инструментальную музыку, то это уже песня не быстрая. И у вас тоже может быть пара любимых пьес, которые вы жаждете научиться играть в первую очередь.
А вот и первые грабли. Ибо подавляющее большинство самоучек начинает сразу со сложных произведений. Ни в коем случае так не делайте. Если уже начали — бросьте прямо сейчас. Потому что это попытка построить крышу без стен и фундамента.
Как говорится, охота пуще неволи, поэтому нетрудно догадаться, что сам я совершил эту же ошибку. Ещё в 1986 году в фильме «В поисках капитана Гранта» я услышал «Перуанский вальс». Он же — «Венесуэльский вальс», вальс «Отъезд» и «Кватромано». С него и начал.
Мало того, через пару недель схватился за самостоятельную аранжировку с детства любимой песенки из мультфильма. Для этого поставил на компьютер нотный редактор, за которым в итоге и просидел неделю вместо упражнений на гитаре.
До кучи, третьим номером запланировал разучить переложение для гитары темы из фильма «Ва-банк». Хорошо, что не начал, кстати, до сих пор, а на момент написания статьи уже два года прошло.
В то время объяснение, зачем дети тратят 7 лет на обучение в музыкалке, было для меня очевидным. Потому что в детском возрасте моторика пальцев и мозги ещё не развиты. То есть дети физически не могут играть сложно, поэтому учатся долго и помаленьку. А вот у взрослых с пальцами, моторикой и мозгами уже все в порядке, можно сразу учить сложные формы, так? Ничего подобного.
Игра с помощью медиатора
Пластинку из кости, пластмассы или металла применяют, чтобы извлечь из инструмента более яркий звук. Струну защипывают медиатором в направлении вверх или вниз. Техника тремоло предполагает быстрое повторение одного или нескольких звуков («переменный штрих»).
Медиаторы, или плектры, используют для игры на акустических или электрических гитарах. Размеры, форма, углы скоса могут быть разными. Популярны среди музыкантов «тяжелого» рока надевающиеся на большой палец мизрабы, медиаторы-когти
При выборе обращайте внимание на удобство устройства, иначе игра превратится в мучение
Практика практика и еще раз практика
Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.
Освоение техники должно проходить в три этапа:
Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки
Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности
Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.
Синхронизация правой и левой рук
Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка
Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты
Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно
Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам
Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе.
При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца.
Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I».
Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I.
3. Не надо гнаться за скоростью
Даже не пытайтесь научиться играть быстро)) Серьёзно, не делайте этого. Хорошая техника заключается в точной аппликатуре и попадании в правильные ноты каждый раз, особенно когда дело доходит до гамм и сложных аккордов.
Сосредоточьтесь на точной аппликатуре. Правда в том, что при таком подходе к обучению играть правильно и быстро вы станете сами собой.
Самым большим препятствием для быстрой игры является плохая техника. Никогда не торопитесь и играйте медленно. Используйте специальный софт, существует много бесплатных приложений, которые слушают как вы играете на гитаре и поправляют вас, если вы играете неправильно.
Настройка гитары
Существует несколько способов настройки шестиструнной гитары. Предлагаю рассмотреть самый простой из них.
Для начала вам нужно настроить первую струну на ноту Ми. Сделать это можно с помощью камертона или тюнера. Когда первая струна настроена, зажимайте вторую струну на 5 ладу и настраивайте в унисон с открытой первой струной.
По такому же принципу настраиваются остальные струны, за исключением третьей. Она зажимается на 4 ладу и настраивается в унисон со второй струной. Если при настройке на слух возникают трудности — проверяйте себя по тюнеру.
Для большей наглядности приведу схему настройки:
- 2 на 5 ладу звучит в унисон с 1 открытой;
- 3 на 4 ладу звучит в унисон со 2 открытой;
- 4 на 5 ладу звучит в унисон с 3 открытой;
- 5 на 5 ладу звучит в унисон с 4 открытой;
- 6 на 5 ладу звучит в унисон с 5 открытой.
Как играть аккорды
Сыграть любимую песню одновременно с соло-партией и аккордами непросто. Чаще исполнитель поет мелодию и аккомпанирует себе на гитаре. Для этого не обязательно изучить в совершенстве музыкальную науку, достаточно грамотно подобрать аккорды. Они размещены на сайтах в интернете, где гитаристы делятся своими находками. Ноты публикуют также в печатных изданиях, посвященных музыке.
Аккорд — несколько звуков, связанных между собой гармонией. Его обозначают латинскими буквами:
- А — ля;
- В — си бемоль;
- Н — си чистая;
- С — до;
- D — ре;
- Е — ми;
- F — фа;
- G — соль.
В зависимости от лада различают мажорные или минорные аккорды. Одни звучат весело, другие – грустно. Минор обозначается буквой m, мажор договорились не указывать. Пониженные или повышенные на половину лада аккорды выделяют диезом ♯ или бемолем ♭.
Принципы построения гармонии в разных тональностях одинаковы. Для удобства пользователей разработаны специальные табулатуры. Наиболее часто используемые аккорды представлены там в схематичном виде — струны с крестиками в месте зажима лада.
6 — Нужно ли сразу учить все аккорды на гитаре?
Многие новички вообще опускают вопрос целесообразности и сразу спрашивают, как выучить все аккорды на гитаре. Найти в интернете полную сводную таблицу всех аккордов сейчас не проблема. Однако её объём таков, что чаще всего она вызывает тоску в глазах начинающего гитариста. На том обучение и заканчивается.
Чтобы избежать этой распространённой ошибки, нужно понять две вещи. Во-первых, выучить все аккорды, не зная, куда и как их применять, занятие изначально бессмысленное. Ну, купили вы отвёртки со всеми возможными головками любых размеров. А чего крутить ими у вас есть? Так и с аккордами. У вас уже имеется репертуар, для которого необходимо знание вообще всех аккордов на гитаре? Гораздо продуктивнее постепенно и последовательно разучивать подходящие по уровню произведения.
Во-вторых, все аккорды строятся по определённым правилам. Если вы знаете эти правила, то у вас в принципе отпадает нужда запоминать все аккорды. Вы можете в любой момент сами построить на любом ладу тот аккорд, который вам нужен.
В этом деле сильно помогает нотная грамота, о которой мы говорили чуть выше. И это снова вопрос регулярной практики, а вовсе не нудной зубрёжки.