Упражнения для игры медиатором на гитаре
Хорошая игра требует практики, концентрации
Следует уделить внимание всем элементам, влияющим на звук
Игра медиатором на акустической гитаре требовательна к постановке рук. Следует держать так, чтобы звучание было ровным, четким. Каждая рука гитариста выполняет определенные действия.
Доминирующая правая отвечает за:
- извлечение звука;
- качество;
- регулировку силы звука;
- изменение звучащих нот.
Левая рука:
- прижимает гитару на грифе;
- меняет частоту, высоту нот.
Руки должны одновременно входить в контакт с музыкальным инструментом.
Предлагаем небольшое упражнение. Перед каждым ударом помещайте кончик медиатора между 4-ой и 5-ой струной, затем сразу производите удар.
Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.
Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.
Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.
Упражнение первое.
Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.
Записано:
Исполняется:
Упражнение второе.
На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.
Записано:
Исполняется:
Упражнение третье.
Достичь тембровых оттенков в аккордах можно ударяя медиатором в разных точках струны. Для более быстрого исполнения некоторых партий необходимо чередование медиатора по струнам. Все аккорды на первой доле такта исполняются не отрывисто, в отличие от аккордов на второй доле такта.
Движение кисти вниз обозначаем П, вверх – V.
Также рекомендуем исполнение гаммовых нотных последовательностей медиатором, но чередуя удары. Например:
Очень эффективно упражнение, когда гитарист ударяет вверх-вниз медиатором сначала по первой струне, затем по второй, затем комбинации, увеличивая темп игры.
Помните главное правило: чтобы научиться быстро играть медиатором на гитаре, не следует спешить, а постепенно размеренно разучивать каждое движение, ведь данная техника впоследствии влияет на мелодичность и качество извлечения звука.
Переменный штрих
Это не совсем упражнение – скорее, основной способ игры плектром, и именно поэтому его надо отрабатывать в первую очередь.
Возьмите в руку медиатор. Даже не зажимая струну – ударьте по ней несколько раз, вниз и вверх поочередно, начиная с движения вниз. При этом старайтесь совершать движения только кистью, используя как можно меньшую амплитуду, и максимально свободно. Рука должна быть расслаблена – в идеале нужно опереть ее на бриджевую часть гитары. Нужно добиться как можно более четкого и ровного звука, без сбивания и пауз. Постепенно увеличивайте темп, с которым вы играете, в идеале упражнение должно совершаться под метроном.
Игра боем
Игра боем при помощи медиатора хоть и схожа практически во всем с игрой пальцами – но имеет техническое различие – это движение от кисти, а не от плеча. Задача этого упражнения – сделать так, чтобы вы совершали при музицировании как можно меньше ненужных движений и били по струнам с адекватной силой. В идеале ваше предплечье вообще практически не должно двигаться – и уж тем более совершать поступательные действия.
Для отработки этих навыков отлично подойдет изучение песен – например, «Спокойная Ночь», аккорды к которой можно найти на нашем сайте.
Как правильно играть медиатором
Игра медиатором – основной навык, который должен освоить каждый без исключения гитарист, независимо от желаемого уровня навыка. Главная причина этого в том, что никакая игра пальцами не даст такого четкого, звонкого, ясного и читаемого звука, как эта небольшая пластина. Вместе с ней звучание боя станет более ярким и насыщенным, а переборы – разборчивее. Если же вы помимо акустической гитары хотите вскоре перейти на электроинструмент – то тогда освоить штрихи медиатором просто необходимо, поскольку именно им играют на них играют.
Способы игры:
- Игра боем – ничем не отличается от такого же способа пальцами, однако есть несколько нюансов, о которых можно прочесть ниже;
- Игра перебором – почти ничем не отличается от такого же способа пальцами, однако также имеет частные моменты;
- Даунстроук – штрих вниз – более характерен при игре не электрогитаре, но применяется в некоторых композициях и на акустическом инструменте. Этот способ игры заключается в движении медиатором исключительно вниз, для получения более ровного и однообразного звука.
https://youtube.com/watch?v=NEc9MmGrCFg
Игра боем
Игра боем на медиаторе делает звук сочнее и звонче. Если у вас нейлоновые струны, то плектр даст более жёсткий и резкий звук. На металлических струнах увеличится громкость и чёткость акцентных ударов.
Метод состоит в последовательных ударах вверх, вниз. Он происходит с приглушением и без, повторяющейся комбинацией нескольких ударов. Простой прием освоить несложно и быстро.
Движения кистью при игре боем не отличаются от таковых при игре пальцами. Правда, ладонь чуть больше напряжена. Пока вы осваиваете игру с медиатором, не держите его строго параллельно струнам. От этого он начинает цепляться и «вязнуть», даже если очень тонкий, исчезнет скорость. Ведя руку вниз, слегка приподнимайте кончик, чтобы он проходил по странам под углом, поднимая кисть вверх, меняйте положение кончика на противоположное. В итоге получаются волнообразные движения и гармоничное звучание.
Бой состоит из стандартных элементов:
- удар вниз;
- удар вверх;
- пауза;
- прием глушения.
Таким стилем играют бардовские, эстрадные, армейские, дворовые песни.
Игра перебором
Сыграть медиатором на отдельных струнах намного сложнее, чем бой. Ведь если при пальцевом методе в распоряжении музыканта несколько пальцев, каждый из которых находится ближе к той или иной струне, то кончик медиатора всего один, поэтому стоит тщательно поработать над координацией.
Для повышения скорости перебора применяют следующую технику: первая струна играется движением снизу вверх, вторая – сверху вниз, и так далее по очереди. Это экономит движения, позволяя достичь высокой скорости.
Методом пользуются исполнители фолк и кантри. Правая рука расслабленно располагается над инструментом, запястье неподвижно. Каждый удар осуществляется в обратную сторону. Начинать с удара вниз. Стиль позволяет создавать сложные, красивые комбинации звуков, используя простые аккорды.
Недостаток — невозможность воспроизвести скоростное извлечение нот некоторых пассажей.
Даунстроук
Стиль подразумевает движения только вниз. Звук получается ровный, однообразный. Удары сильнее, чем обычно. Прием подчеркивает мелодию, не позволяет вылететь из ритма. Преимущество — при исполнении любой сложной партии гитарист заранее не продумывает последовательность движений плектром. Концентрация внимания идет на ноту, какую нужно взять, а не на движение.
Начинайте играть медленно, чисто. Затем, добившись идеального звучания, скорость увеличивайте. Держите кисть ближе к грифу. Качественные переборы требуют скорости, координации.
Медленно и печально
Любой источник, будь то книга или веб-сайт настаивают на том, чтобы вы обучались игре медленно и постепенно, вдумчиво и скурпулёзно отрабатывая каждое упражнение, фокусировались на основах игры на гитаре и нарабатывали базу, база это наше всё!
Однако, не смотря на это, всем начинающим гитаристам хочется поскорее начать рубить соляки и качать зал «пауэр-чордами» в окружении стены маршалов. Их можно понять, я и сам был такой). Если вы посмотрите на лучших гитаристов в мире, независимо от того, играют ли они классическую музыку или тяжелый рок, у всех у них вы обнаружите одну и ту же черту, которая их объединяет, у всех у них отличная техника игры на гитаре.
Постановка рук на гитаре
Постановка правой руки
Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь
А вот на правую обращают внимание реже – играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно
Итак, правая рука обязательно должна быть расслаблена. Она должна как бы висеть либо прямо напротив розетки, либо немного сбоку от нее. В этом случае предплечье опирается на внешнюю сторону деки – это создает необходимую опору для движения. При этом при игре боем или гитарным перебором в идеале двигаться должна только кисть руки – игра «от плеча» в корне неверная и требует больше сил, чем надо.
Положение руки над розеткой актуальна для потенциальных бас-гитаристов – и если вы собираетесь освоить этот инструмент, то потренируйтесь игре пальцами в таком положении. Начинать стоит со среднего и потом указательного – именно в такой последовательности дергаются струны.
Постановка левой руки
С левой рукой все попроще. Гриф должен опираться на большой палец, а остальные находятся напротив ладов. При этом они всегда должны находиться в полусогнутом состоянии – струны зажимаются подушечками пальцев, за исключением моментов, когда требуется зажать баррэ на гитаре.Старайтесь, чтобы положение левой руки не менялось на протяжении всей игры, и средний палец условно всегда находился напротив большого.
В некоторых ситуациях можно немного обхватить гриф рукой и большим пальцем заглушить одну из басовых струн – чтобы она не звучала и не мешала аккорду. Также можно сделать при игре соло-партии, особенно на верхних струнах – это даст больше контроля при игре.
Правильно:
Не правильно:
Постановка левой руки
Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.
Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.
Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.
- Исходное положение: правильная посадка с гитарой, пальцы правой руки — на струнах (смотрим на описание расположения правой руки на гитаре выше по тексту).
- Левая рука, согнутая в локте под прямым углом и направленная предплечьем вперёд, находится под грифом.
- Ладонь расправляется пальцами вперёд, а её внутренняя часть поворачивается вниз – к полу.
- Нужно представить, что в ладонь берётся теннисный мяч или яблоко средней величины. Их нужно удержать. (Всё это для понимания можно проделать с настоящим яблоком или мячом).
- Сохраняя полученную форму пальцев и кисти, развернуть руку, вращая предплечье вместе с кистью по оси против часовой стрелки, внутренней частью ладони вверх.
- Поднести кисть к грифу инструмента. Гриф своей нижней боковиной надо будет вложить в промежуток, образовавшийся между большим пальцем левой руки и остальными её пальцами.
Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.
При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).
Особенности и назначение
Хаммером в народе называют силовой рычажный тренажер, популярный у культуристов-профессионалов и новичков. Устройство способствует снижению нагрузки на суставы, выполнению безопасного и правильного жима сидя. Для проработки мышц необходимо взяться на ручки тренажера, а затем медленно вытягивать руки вперед. Стоит отметить, что к рычагу прикреплен вес: гири, гантели, блины и так далее.
Наиболее популярные упражнения среди спортсменов — базовые. Как считают профессионалы, без жима штанги лежа и приседа прогресс будет незначительным. Но базовые комплексы подразумевают работу с партнером. При подъемах больших весов велик риск получить травму. Жим в Хаммере позволяет проработать мышцы должным образом без помощи партнера.
Стереотип о том, что тренажеры уступают работе со свободными весами, давно развеян. Теперь даже опытные культуристы предпочитают варьировать нагрузку, прибегая к изоляционным движениям. Упражнения, выполненные в Хаммере, разнообразят тренировочный сплит и способствуют прогрессу.
Хаммер развивает:
- грудь;
- плечи;
- ноги.
Позицию спинки можно ставить как горизонтально, так и под наклоном. Таким образом, жим в тренажере поможет комплексно проработать большие мышечные группы. Также поворотная ось установленных силовых рычагов позволяет производить движения по дуге, что исключает нагрузку на суставы.
Хаммером называют силовой рычажный тренажер, предназначенный для выполнения правильного жимаУпражнения в Хаммере позволяют комплексно проработать большие мышечные группы, исключая нагрузку на суставы
Для чего нужен медиатор
Медиатор – это пластинка небольшого размера удобной формы, которую удерживают пальцами правой руки (для правшей), в то время как левая струна зажимает струны на грифе, меняя их тональность.
В более древние времена медиатор называли «плектром», а представлял он собой костяную пластинку. Ее использовали для игры на лире, цитре, кифаре. Позднее стали использовать плектр для извлечения звуков из лютни, виуэлы (прародительницы современной гитары) и мандолины. К концу XVIII века на многих струнных инструментах, в том числе и гитаре, основной стала игра пальцами. Надо сказать, что название «плектр» сохранилось до сих пор. В среде рок-гитаристов прижилось название медиатора словом «пик».
Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на электрогитаре. Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.
Медиатором играют на гитарах практических всех видов и типов, то есть медиатор подходит для игры, как на электрических, так и на акустических гитарах.
Игра медиатором даёт определённые преимущества:
- Бережёт пальцы. При долгой и активной игре ногти и подушечки испытывают серьёзное воздействие даже со стороны нейлоновых струн. Не говоря уже о металлических.
- Увеличение громкости и звонкости щипка и удара по струнам. В отличие от мягкой подушечки пальца и даже более твёрдого ногтя, медиатор позволяет получать более резкий, звонкий, чёткий звук. Сустейн в этом случае не такой полный, за то увеличивается так называемая «атака».
- Возможность сыграть быстрое чередование нот одинаковой тональности: тремоло, шестнадцатые, тридцатьвторые. Сделать это с помощью пальца или ногтя очень сложно даже профессионалу.
- Получить особый звук при игре на электрогитаре. Специфические приёмы игры со специальными гитарными эффектами (например, дисторшном) возможны только с помощью медиатора.
6. Используйте метроном
Поначалу играть под метроном действительно сложно, но вскоре вы убедитесь насколько это полезная вещь. Хорошее чувство ритма это залог профессионализма любого музыканта. Не включайте метроном на слишком высокий темп.
Идея обучения состоит в том, чтобы отточить правильное исполнение гаммы или произведения на медленном ритме и только после этого постепенно наращивать темп.
Не увеличивайте темп до тех пор пока не добьетесь идеально техничного исполнения нужного музыкального фрагмента.
Вот здесь можно скачать метроном на компьютер, а здесь вы можете использовать онлайн-метроном.
Тренажёр «Хаммер» (hammer)
Все из вас наверняка знакомы с таким упражнением, как жим штанги лёжа. Тренажёр «Хаммер» (hammer) позволяет выполнять это упражнение изолированно. Что это значит?
Жим лёжа в виду своих особенностей включает в работу несколько групп мышц и несколько суставов. Когда вы работаете со свободным весом, вам нужно не только выжать его, но и сбалансировать и стабилизировать, что требует слаженной работы всей верхней части тела. Такое упражнение называется «базовым».
Когда мы выполняем жим в «Хаммере», то ручки, которые заменяют гриф штанги, двигаются не свободно, а по определённой траектории. Это исключает необходимость излишней концентрации и стабилизации снаряда — его точно не поведёт влево, и он точно не упадёт на вас. Такое упражнение считается условно изолирующим, так как значительно уменьшает нагрузку на все группы мышц, кроме целевых, хотя и не исключает полностью.
На сегодняшний день представлено несколько вариантов тренажёров «Хаммер», и принцип действия у них может отличаться.
Есть довольно простые тренажёры, в которых можно выполнять только жим сидя, а вес регулируется при помощи добавления блинов.
Цена данного тренажёр будет в полтора-два раза ниже, чем грузоблочного аналога
Существуют такие же простые тренажёры для жима исключительно лёжа. Вес на них регулируется также блинами.
Тренажёр позволит вам освоить технику жима и преодолеть страх, что вас придавит штангой
Имеются более функциональные и удобные варианты тренажёра, в которых кроме жима можно делать сведение, как на тренажёре «бабочка». А вес на них изменяется при помощи блоков.
Вес в таком тренажёре уже регулируется не при помощи накидывания блинов от штанги, а перемещения ручки между блоками
Кроме того, есть тренажёры, которыми можно также условно изолированно прорабатывать плечи, спину, ноги и выполнять целые комплексы, в которых совмещаются упражнения на разные группы мышц.
Можно встретить разные варианты тренажёра хаммер. Этот, например, позволяет прорабатывать плечи
Но нас в рамках сегодняшней темы интересуют именно пекторальные мышцы (то есть грудные) и говорить мы будем о варианте тренажёра для жима от груди.
Штрихи
Переменный штрих-это основной штрих игры на гитаре
Принцип его заключается в последовательных ударах медиатором по струне “вниз вверх,вниз вверх”.Очень важно соблюдать очередность ударов. А именно,если пропускается звук, не пропускать движение медиатора, чтобы не получилось 2 удара “вниз вниз” или “вверх вверх”
Это важно,особенно в быстрых темпах. Соблюдение штриха позволит вам играть пассажи не задумываясь,”на автомате”,принесет порядок в игру и избавит от хаоса в движениях.В очень быстрых темпах переменный штрих называют тремоло.
П – удар вверх.V – удар вниз.
Длительность звука (счет)
Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.
– Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длине, нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и.– половинная нота. В два раза короче целой ноты. Считается: раз и два и.– четвертная нота. В два раза короче половинной ноты. Считается: раз и .– восьмая нота. В два раза короче четвертной ноты. Считается: раз.– шестнадцатая нота. В два раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара.– тридцать вторая нота. В два раза короче шестнадцатой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.
Что бы было понятней изучите этот пример.