Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
- Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
- Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
Строим на просвет
Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
Разбираем по тону тени
Разбираем света
Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.
Обобщение рисунка
Обобщение очень важная штука. Она как раз помогает усиливать акценты на главном. Обобщением очень многие начинающие пренебрегают и вообще не понимают смысл обобщения. Самая главная ошибка новичков – копание в мелочах, перерисовывание всего подряд, и там, где надо, и там, где не надо.
Как понять, где обобщать – во-первых логически – задний план, лишние детали, отвлекающие от главного детали. Плюс еще можно прищуриться и посмотреть на натуру таким расплывчатыми пятнами. Где мы видим контраст и какой-то всплеск тона, а где мы видим все серо и однородно? Вот и понятно, где требуется обобщить.
https://youtube.com/watch?v=IUjpA1vlwys
Упрощённое изображение книги
Нарисуем книгу без лишних деталей, оставив только основные линии. Изобразим приоткрытую книгу в твёрдом переплёте:
- Зададим высоту книги. Для этого рисуем вертикальную линию.
- Нарисуем верхние страницы книги. От верхнего и нижнего края отводим изогнутые линии в правую и левую сторону.
- Изобразим корешок книги. Внизу вертикальной линии рисуем капельку.
- Делаем страничную стопку. От корешка отводим изогнутые линии, повторяющие верхние. Соединяем вершины.
- Рисуем края листов. Их будут обозначать боковые вертикальные линии. Слегка наклоняем их в сторону корешка.
- Рисуем обложку. Снизу изогнутых линий рисуем прямые, затем обводим их.
Книга нарисована.
Книга в мягкой обложке
Изобразим ещё одну открытую книгу, но в мягкой обложке:
- Рисуем вертикальную линию, обозначающую корешок. От обеих вершин отводим дуги в ту и другую сторону. Соединяем точки вертикальными линиями, чтобы получилось два развёрнутых листа бумаги. Под ними изображаем ещё два листа.
- Рисуем листы бумаги, расположенные под верхними.
Рисунок завершён.
Книга в закрытом виде
Теперь изобразим книгу в закрытом виде.
- Рисуем прямоугольник под наклоном по отношению к границам листа.
- От каждого угла отводим вниз вертикальные линии равной длины – это высота книги.
- Проводим параллельные прямые между тремя концами вертикалей.
- На внутренней части обложки по краям рисуем ободок.
- Из верхнего правого угла выводим прямую линию и создаём контур страниц. Не доводя до конца, поднимаем её наверх.
- Закрашиваем ободок.
Изображение готово.
Как правильно рисовать акрилом: советы начинающим
Акриловые краски сочетают свойства масла и акварели, они не выгорают, им не страшна вода. Накладывать слои можно прямо на предыдущие, не дожидаясь их высыхания. Для начала лучше купить набор из 6 цветов, после расширить до 18. Рисовать акрилом стоит на бумаге, холсте, ткани, стекле, пластике, камнях. Разводят краску водой, растворителями. Применяются такие техники:
- сухая – по бумаге, холсту,
- влажная – на смоченном холсте,
- лессировка – нанесение густого слоя и последующая его растушевка,
- импасто – рисование с четко различимыми мазками.
Для придания рисунку завершенного вида можно наносить отдельные штрихи фломастерами, маркерами, карандашами, пастелью. Вначале выполняют простые картинки, потом переходят к натюрмортам, видам из окна, портретам. Для обучения полезно будет применять технику абстракции – делать пятна и добавлять детали, придавая им образ.
Советы по работе с акрилом таковы:
- рядом надо иметь спрей с водой, чтобы смачивать быстросохнущие краски,
- при добавлении воды можно сделать из акриловой краски более прозрачный материал,
- вводить слишком много воды нельзя, после сушки краска может осыпаться,
- перед смачиванием кисти в краске нужно подсушивать ее,
- замедлить высыхание материала поможет добавление не воды, а растворителя,
- для сохранности рисунка его покрывают лаком.
Рисунки на ткани
Тканевые рисунки делать довольно сложно, потренироваться лучше на иной основе. При наличии опыта вполне можно рисовать по шелку, синтетике, натуральным тканям. Вначале ткань нужно постирать, погладить, натянуть на раму или расположить на ровном основании. Под ткань подложить клеенку, сделать рисунок специальным фломастером для материи. После выполнить художественную роспись. Проще всего работать по готовым трафаретам, но можно сделать рисунок и самостоятельно. Спустя сутки сушки нужно прогладить изделие утюгом, через 2 суток его можно постирать.
Картины на холсте
Для акрила холст является идеальной основой. Краски нужно заранее подготовить, развести водой. Если планируется смешивание, лучше применять специальный растворитель, иначе материал быстро засохнет. Палитру надо периодически сбрызгивать водой. Начинают рисовать самые крупные детали, по мере проведения более мелких линий меняют кисти на тоненькие. Норма разведения красок водой для создания более прозрачных тонов составляет менее 20%.
Рисунки на бумаге
Впервые стоит попробовать рисование именно на бумаге. Поскольку структура красок плотная (это, по сути, жидкий пластик), обычная тонкая бумага не подойдет. Лучше взять картон или особую толстую бумагу. Также рисунки можно выполнять на бумажных обоях, которые уже наклеены на стены. Это популярный дизайнерский прием, позволяющий украсить однотонный материал и придать комнате оригинальный вид.
Роспись по стеклу
Картинки на стекле выглядят очень красиво, напоминают готовый витраж. Контуры будущего рисунка делают тонким маркером по эскизу, который подложен под стекло. После послойно наносят краски, формируя нужные сочетания цветов, акценты, более светлые и темные зоны. В окончание работы на картину наносят акриловый лак.
Краски дают бесконечный простор для фантазии. Научиться рисовать несложно. Даже не имея таланта, можно выполнять красивые рисунки при достаточной старательности и упорстве.
Тональная шкала
Давайте начнем с упражнения, которое учит замечать тональные нюансы, а также передавать их в рисунке. Это определяет, насколько объемными будут получаться наши работы. Например, если тени нарисованы недостаточно темно, а свет – недостаточно светло, если затененные области проработаны без тональных нюансов (равномерно), то изображение будет выглядеть более плоским.
Давайте нарисуем тональную шкалу от белого к темно-серому.
Начнем с прямоугольника, состоящего из 7-8 сегментов.
А теперь начнем заполнять его тоном. Первый сегмент оставим белым, последний будет наиболее насыщенный по тону. Слева направо тон постепенно нарастает (каждый последующий сегмент должен быть чуть-чуть темнее предыдущего). Сначала заполняем тоном крайние сегменты, а потом постепенно двигаемся к центру. Для первых сегментов удобно использовать твердый карандаш (например, 2Н или Н), для средних – НВ, а для последних – 2В и мягче. Регулируем степень нажима на карандаш. Для светлых используем более легкий и наоборот. Сложно сразу угадать тон. Поэтому по мере появления новых сегментов придется корректировать тональную насыщенность ранее заштрихованных
Высветлять тон сложнее, поэтому важно не штриховать сразу в полную силу, а затемнять тон постепенно (слоями), по мере появления новых сегментов и возможности сравнивать.
Старайтесь тонировать сегменты равномерно, чтобы они были одного тона на всем своем протяжении. Периодически смотрите на шкалу с расстояния – так проще видеть разницу в тоне.
Это очень непростое упражнение, но ценное
Важно не спешить с ним. Его можно начать и с более простой шкалы, состоящей из 5-6 сегментов
А потом перейти к 8 и далее. Кстати, эту шкалу можно использовать, чтобы сравнивать друг с другом разные участки в рисунке. Например, чтобы проверить, не слишком ли светел рефлекс, сравнив его с полутенью.
Наиболее распространенные методы применения
Штриховка — линии, выполненные в одном направлении. Сближая линии вместе, создаются более темные участки. Устранение большего количества пробелов между линиями приводит к более светлым зарисовкам. Для закругленных объектов линии могут слегка вращаться вокруг формы — по контурам объекта.
Перекрестная штриховка — линии пересекаются друг с другом. Плотность, при которой линии пересекаются друг с другом, и определяет зарисовку, которая получится в итоге.
Смешивание – плавные переходы у рисунка регулируются либо разным давлением на карандаш, либо использование специального инструмента для смешивания, такого как растушевка.
Визуализация — использование ластика для удаления карандаша и получения более светлых оттенков. Этот метод обычно используется в сочетании со смешиванием.
Случайные линии — свободные применения пересекающихся линий. Частота, с которой пересекаются линии, определяет, какой получится рисунок.
Рисование пунктиром – применение бесчисленное множество мелких точек для создания более темных зон на изображении. Плотность точек формирует полученный нарисовок.
Шаг 3. Перспектива
Прежде чем идти дальше, позвольте мне сказать пару слов о перспективе.
Основной закон перспективы гласит: когда объект находится ближе, он выглядит больше и если его нужно показать дальше, его нужно будет нарисовать меньше. Если вы это понимаете, вы понимаете основной закон перспективы.
Теперь давайте разберемся с так называемой точкой схода.
Я объясню это понятие на примере куба.
Когда мы рисуем куб, почему длина и ширина этого куба сужаются к его концу или наклонены внутрь бумаги? Посмотрите на эту картинку ниже для справки и спросите себя, почему это происходит?
Как вы можете видеть, ребра сужаются как вправо, так и влево, как будто они идут во внутрь листа бумаги. Именно это создает кубу иллюзию «3D» на двумерной бумаге. И это возможно, исходя из основ построения перспективы и такого понятия, как точка схода.
Теперь рассмотрим тот же самый куб еще раз.
В кубе мы взяли точку схода где-то далеко от наших глаз справа и слева от куба. Вот почему стороны сузились к внутренней стороне бумаги справа и слева. На рисунке ниже наглядно показано, как ребра куба, если их продлить, сойдутся в одной точке с обеих сторон. Эти две точки называются точками схода:
Теперь посмотрите на зеленую точку на следующем рисунке куба:
Эта зеленая точка также является точкой схода.
Представьте себе, как будет выглядеть куб без этой концепции точки схода. Он будет больше похоже на квадрат в 2-D. Когда мы рисуем куб, то всегда следует помнить о точке схода, поскольку именно она дает нам возможность изобразить объемную фигуру.
Итак, я надеюсь, что концепция точки схода стала вам более понятна, так как для любого хорошего рисунка, который рисуется с учетом пространства и расстояния между каждым объектом, концепция точки схода должна соблюдаться по умолчанию.
Вот еще несколько примеров концепции точки схода, для вашего понимания.
Вид сверху (или вид с высоты птичьего полета):
Линейная перспектива (пейзаж):
Вид со множеством точек схода (любой реальный сюжет):
Таким образом, как изображено на третьем примере, в реальных сценах обычно существует несколько точек схода, и эти точки придают рисунку желаемую глубину или 3-D эффект, и ощущение пространства, которое отделяет его от 2-D .
Слишком сложно? Просто не паникуй сейчас, хорошо? На этой стадии достаточно только понимать концепцию точки схода. Просто постарайтесь показать точку схода на своих рисунках без всяких чертежей и измерений.
Этот «шаг 3» был лишь предпосылкой изучения законов перспективы, просто чтобы вы знали о ее важности в рисовании. В курсе Марка Кистлера «Научиться рисовать за 30 дней» есть несколько пошаговых уроков по построению перспективы, вы можете начать с них
Подробное описание поэтапного рисования карандашом открытой книги
В этом разделе мы рассмотрим еще один способ нарисовать открытую книгу, который является достаточно простым. Книга выглядит следующим образом (вернее готовый рисунок).
Начинаем с того, что в центре листа рисуем квадрат. Это будет основа книги. Размеры квадрата зависят от того, каких размеров вам нужен рисунок книги.
Затем, отступив от нижней стороны квадрата два сантиметра, вы рисуете параллельную этой стороне линию. Между нижней и нарисованной линией находите середину и рисуете здесь маленький прямоугольник.
Этот маленький прямоугольник является корешком книги, а потому в его нижней части скругляем, рисуя дугу. От концов верхней линии до нижней части прямоугольника проводим диагональные линии.
Поскольку книга у нас не квадратная, а немного трапециевидная, то необходимо эту трапецию и прорисовать. На верхней стороне квадрата от боков отступаем по сантиметру с каждой стороны и проводим линии до нижней части квадрата.
Затем надо убрать все внешние линии и, в результате, получится вот такая фигура:
Теперь делим получившуюся фигуру пополам и сверху на серединной линии отступаем на два сантиметра. От этого места к верхним краям рисуем две линии. В результате у нас получится перевернутый треугольник.
Стираем длинную сторону треугольника (верхнюю на общем рисунке) и линию по середине. Получим уже картинку несколько похожую на книгу. Это ее обложка.
Теперь, параллельно краям обложки проводим прямые линии, отступив от обложки примерно на полсантиметра. Это будут страницы. Но верхнюю часть страницы делаем не прямой, а округлой.
Затем приступаем к прорисовке страниц книги, делая их объемными. Начинаем в начале с левой стороны книги. Параллельно боковой стороне рисуем линию на расстоянии двух сантиметров, а по нижнему краю рисуем округлую линию.
Штриховкой прорисовываем страницы книги, а сверху делаем несколько страниц в виде слегка открывшихся.
То же самое делаем с другой стороны книги. После этого затемняем корочку и корешок и получаем рисунок книги.
Я думаю этот простой, но интересный способ нарисовать книгу вам понравится и вы его попробуете.
Как нарисовать книгу в открытом виде поэтапно для начинающих
На следующем этапе будем пробовать рисовать книгу уже в раскрытом виде. Вариант, который хочу предложить, так же достаточно простой. Впрочем, начинать всегда лучше с чего-то простенького, что бы затем перейти уже к более сложным вещам.
Если сравнивать книгу, которую будем рисовать опять таки с геометрическими фигурами, то здесь мы будем рисовать два прямоугольника. Это две половинки раскрытой книги. Одна сторона у них будет общая. Что же касается других сторон, то они будут не прямые, а немного волнистые. Так выглядят листы открытой книги.
Таким образом делаем следующий рисунок:
С нижнего края рисуем еще несколько таких же волнистых линий параллельно первым (на рисунке они показаны более светлыми линиями). Это листы книги со стороны ее видимой части. Таких линий можно нарисовать несколько, что бы показать многостраничность книги.
В центре книги между изогнутыми линиями рисуем что-то вроде треугольника с округлой нижней стороной. Это корешок книги.
Теперь осталось нарисовать обложку. В начале под изогнутыми линиями проводим две прямые. Они как бы отделят листья книги от обложки.
Затем, отступив немного от края нарисованных листьев книги, проводим прямые линии, которые создадут уже непосредственно саму обложку. Там где корешок книги, скругляем.
Тень в иллюстрации
Если иллюстрация векторная и плоская, тень обычно не нужна. На многих современных сайтах, например на промостранице Notion, иллюстрации простые, и тени на них смотрелись бы странно.
Здесь иллюстрации без теней выглядят хорошо. Скриншот: сайт Notion
С реалистичными изображениями сложнее. Часто тень на них нужна, чтобы предмет был визуально устойчив.
Реалистичные тени — сложная и не всегда нужная вещь, особенно сейчас, когда дизайнеры стремятся упростить графику. Но полезно отличать плохо нарисованные тени от хороших и уметь рисовать их правильно, чтобы быть готовым к любой задаче.
Книги и видео, которые помогут узнать больше о тенях
Книги:
- «Игра света и тени для художников», Бёрн Хогарт.
- «Искусство цвета», Иоханнес Иттен.
- «Основы учебного академического рисунка», Николай Ли, — об основах перспективы, построения объектов, падающих теней, композиции.
- Статья Lights and Shadows Бартоша Цехановского — о свете, тенях и их природе. На английском.
Видеоуроки:
- на английском,
- с русскими субтитрами.
Больше о Figma
- Выравнивание в Figma: Auto Layout
- Как создать тёмную тему в Figma
- Как работать с модульной сеткой в Figma
Шаг 6. Пробуем разные инструменты и материалы
Очень хорошо, если вы умеете рисовать карандашом, но будет намного интереснее и полезнее, если вы также научитесь использовать чернила, краски, маркеры, пастель и т.д. Вам стоит попробовать разные материалы, хотя бы потому что вы можете столкнуться с тем, что вам особенно понравится. Добавьте цвета вашим эскизам!
Конечно, художественные товары сейчас стоят недешево, поэтому не стоит брать сразу профессиональные материалы, вдруг они вам придутся не по душе и захочется чего-то другого? Для начала будет достаточно инструментов из средней ценовой категории. Сейчас очень большой выбор недорогих художественных материалов можно найти на AliExpress.
Посмотреть товары для рисования на Али
Не используйте модные художественные доски или молескины. Купите большой блокнот или альбом с белыми листами. Ваша цель — сделать как можно больше и быстрее набросков, не беспокоясь о том, чтобы тратить дорогостоящую бумагу.
Также если вы решили попробовать себя в digital-art, не обязательно сразу браться за лицензированный фотошоп, когда можно начать с бесплатных редакторов, например MyPaint, SAI, GIMP.
Недостатки – ключ к оригинальности объекта
Объекты рисунка должны быть оригинальными, а не просто узнаваемыми
«Кроме того, что объект должен легко читаться он должен быть уникальным в своем роде», – считает фон Рюден. Странности и несовершенства добавляют рисунку оригинальности. На нем возникает некая история, которую зритель может для себя открыть.
На рисунке выше вы видите три разные моркови. Первая морковь – это то, что нам сразу же приходит на ум при мысли о предмете. Второй пример – реалистичное изображение моркови с детализированными бугорками и складками, которые вызывают интерес. В третьем примере фон Рюден пошел дальше и изобразил непривычный нам образ моркови. «Используйте особенности объектов и превращайте обычные предметы в нечто фантастическое», – говорит Тим.
Наделяйте текстуры характерными свойствами
Учитывайте такие свойства материала как, шероховатость/гладкость и отражение/поглощение света
Чтобы изображать различные текстуры, нужно приловчится и понять какую технику уместнее использовать. «Нельзя штриховать кожу таким же образом как вы штрихуете метал или шерсть. Каждая из поверхностей имеет уникальные свойства, подчеркивание которых значительно улучшит ваш скетч и сделает его реалистичным», – говорит фон Рюден.
Сперва нужно понять, материал имеет шероховатую или гладкую поверхность? Далее определите, отражает он или поглощает свет. «Гладкие и отражающие текстуры, такие как хром, обычно обладают высоким контрастом и ярко выраженными бликами. В то время как поглощающие свет, шероховатые поверхности, например, хлопок, менее контрастны и почти не бликуют», – добавил он.
Понятие светотени
Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.
Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:
- блика;
- света;
- падающей и собственной тени;
- полутона;
- рефлекса.
Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.
На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности см. в видео. |
Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения
Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.
Контрасты
Рисование контрастов — темнота или свет цвета. Различают светлые тона и темные тона. Контрасты наносятся по-разному. Контрастность возникает между различными элементами например, такими как текстура, цвет, размер. Он может быть неуловимым или наоборот более глубоким.
Когда дело доходит до затенения, мы в основном озабочены контрастом, который возникает из-за изменения в рисунке. Когда свет попадает на объект, он производит ряд контрастов на изображении. Интенсивность света определяет контраст рисунка. Как правило, чем сильнее свет — тем выше контраст.
Рисование простым карандашом – это интенсивность источника света, расположенного по объекту. Чтобы упростить способ, которым свет ведет себя к предмету и окружающим объектам, мы рассмотрим, что происходит с одним источником света на гладкой поверхности.
Расположение каждой области по предмету сообщает наблюдателю о местоположении света и о том, как свет ведет себя по объекту. Поведение света (или его отражение) информирует нас о фактуре и форме предмета.
Тень в интерфейсах
Тени помогают выделить элемент интерфейса, показать его интерактивность или состояние: тень под кнопкой показывает, что на неё можно нажать. Использовать тени необязательно — также элемент можно выделить с помощью цвета, размера, формы.
Источник света
Значения X и Y зависят от источника света. Например, если источник стоит в левом нижнем углу, тень будет падать от предмета в левый правый угол.
Обычно в интерфейсах на все элементы «светит» один источник света. Часто он располагается в верхнем левом углу или просто сверху.
Если источник в верхнем левом углу, X и Y должны быть больше нуля. Если просто сверху — X равен нулю, а Y больше нуля:
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Высота элементов
Тени показывают, на какой высоте находится элемент интерфейса относительно других. Это помогает разобраться в их иерархии. Чем больше непрозрачность и меньше Blur, тем элемент ближе к поверхности:
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Жёсткая и очень плотная тень обычно обращает на себя слишком много внимания. Если у вас нет задачи сделать тени вычурными, советуем избегать такого эффекта.
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Правило рисования тени простое. Она должна быть или темнее того, что её отбрасывает, или светлее. Иначе получается не тень, а размазня.
Илья Бирман, арт-директор «Бюро Горбунова»
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Оттенок объекта в тени
В реальном мире тени не бывают чёрными — они всегда содержат оттенки окружающих предметов. Поэтому чтобы тень была более мягкой и естественной, добавляйте в неё оттенок своего элемента:
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Простых формул по подбору оттенка тени не существует: ориентируйтесь на глаз — следите, чтобы её цвет не был грязным и не создавал ощущения неряшливости:
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Если элемент жёлтого цвета, в тень стоит добавить оттенок оранжевого. Иначе она будет выглядеть грязно:
Изображение: Мария Булина / Skillbox Media
Объём
С помощью внутренней тени можно показать объём элемента
Например, можно сделать вдавленное поле ввода или дополнительно привлечь внимание к важной кнопке
Факторы, влияющие на светотень
Фактор 1. Расположение источника света относительно объекта:
а) Если источник света расположен за предметом (это называется контровым светом), мы видим его теневую сторону. Фронтальное освещение (перед предметом) несколько уплощает форму. А боковое – больше подчеркивает объем и рельеф.
б) Чем ниже расположен источник света, тем длиннее тени. Это можно наблюдать в природе: по мере того как солнце из зенита опускается к горизонту, тени вытягиваются.
в) Чем ближе и ярче источник освещения, тем более жесткий свет, в нем темнее тени и ярче свет, переходы между ними более выразительные. Такие тени можно видеть в ясный солнечный день. Если источник света расположен дальше, свет менее интенсивный, тогда тональная разница между светом и тенью убывает. Тени не такие темные, свет не столь яркий, а границы теней более размыты. Такую светотень можно наблюдать при облачной погоде, когда свет рассеян.
Фактор 2. Количество источников света и их взаимное расположение. Мы рассматриваем здесь наиболее распространенную и естественную ситуацию с одним источником света. Такое освещение помогает научиться видеть, понимать и передавать на плоскости объемную форму предмета. Практикуясь таким образом, потом вы сумеете справиться с более нестандартными условиями освещения в рисунке.
Фактор 3. Поверхность предмета. Матовая или глянцевая, гладкая или фактурная – свойства поверхности определяют, как она отражает лучи света, и, соответственно, как выглядит на ней светотень. Чем более гладкая поверхность, тем более яркие блики и рефлексы, границы между светом и тенью более заметны. На матовых поверхностях блики могут быть не видны, а переходы светотени плавнее.
Делайте контрастные скетчи¹
Контраст может проявляться в цвете, форме, текстуре и не только
Контраст помогает управлять вниманием человека. Когда люди говорят о контрасте зачатую они имеют в виду яркость, которая видна в сопоставлении светлых и темных участков
Однако, контраст может проявляться в цвете, насыщенности, форме, текстуре, пропорциях, контуре и так далее.
«Сильный контраст точно привлечет внимание», – отмечает фон Рюден. «Я рекомендую применять наиболее высокие значения контраста только в точке фокуса
Менее сильный контраст может использоваться для разделения форм и обозначения других второстепенных объектов».
Как нарисовать куб со светотенью
Самая простая и понятная глазу светотень на кубе.
На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.
Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.
Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот – светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.
На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.
Рисуем грушу
Давайте разберем, как выглядит светотень на предметах, в основе которых заключено несколько форм. Например, для груши это усеченный конус (ее верх) и шар (основание). От верха груши часть тени падает на ее основание. А в остальном здесь действует вышеописанный принцип распределения светотени по линиям разрезов.
Приступим к рисованию:
Шаг 1. Начнем с общих параметров: соотношение ширины к высоте для груши и ее падающей тени. После того как отметили габариты, найдем оси для груши и направляющую для тени. Методом визирования найдем наклоны отрезков, образующих линию контура.
Шаг 2. Уточним контур, сделаем его более плавным и смягчим линии построения.
Шаг 3. Наметим контур собственной тени. Затем заполним ее штриховкой по форме, то есть ориентируясь на очертания груши и контур собственной тени. Пока набираем тон не в полную силу. Поработаем также с падающей тенью. Сделаем ее немного темнее собственной.
Шаг 4. Слегка заштрихуем полутень и свет на груше, а потом усилим собственную тень, при этом рефлексы слева оставляем немного светлее.
Шаг 5. Сделаем темнее полутень. От собственной тени создадим плавный переход к более освещенным участкам. При этом граница падающей тени от верхней части груши на ее основание будет более жесткой.
Шаг 6. Поработаем с плодоножкой и сделаем ее темнее слева. Нарисуем фрагмент ее падающей тени сверху на груше. Выделим тоном основание плодоножки. Усилим собственную и падающую тени груши. Ластиком можно высветлить блики.
Шаг 7
Теперь переходим к очень важному этапу – будем уточнять светотень. Смотрите на свою грушу и натуру (или фотографию) с расстояния, прищурив глаза
Сравнивайте расположение и темноту/светлоту тональных пятен, их форму. По необходимости уточняйте рисунок. Здесь рефлексы выглядят слишком светлыми на контрасте с тенями, поэтому сделаем их темнее. Затемним еще самые темные участки груши и падающую тень рядом с ней. Почему только рядом с ней, а не целиком, как на фото? Чтобы выделить грушу сильнее, для нее и рядом с ней используем наиболее контрастные пятна, а остальное делаем менее выразительным.
Шаг 8. Финальные штрихи: давайте сделаем намек на фактуру. Мягким карандашом с легким нажимом поставим немного точек в полутени, и несколько на свету. Не делаем их слишком выраженными – так они будут смотреться живее.