Как научиться играть на губной гармошке при помощи смартфона

Полезные советы и общие рекомендации для начинающих

В начале своего пути все новички совершают одинаковые ошибки, которые тормозят и мешают прогрессу. Вы можете избежать их, если ознакомитесь со списком и будете следить за собой.

Начинать необходимо от простого, а затем постепенно переходить к сложному.
Игра должна доставлять радость

Нельзя переутомляться и заниматься через силу.
Важно бережно относится к музыкальному инструменту.
Нельзя гнаться за количеством взамен качеству.. За счет терпения и регулярных занятий можно достичь высокого профессионализма в игре на губной гармошке

Поспешность только заведет в тупик и отобьет всякое желание продолжать

За счет терпения и регулярных занятий можно достичь высокого профессионализма в игре на губной гармошке. Поспешность только заведет в тупик и отобьет всякое желание продолжать.

Губная гармоника – это один из немногих музыкальных инструментов, которым вполне реально овладеть без специального обучения. Для этого нужно обладать достаточно хорошим слухом, и чаще тренироваться и играть. Изучайте разные методики игры, экспериментируйте со звуком, и разучивайте новые мелодии. Носить гармошку можно даже в кармане, так что в любую свободную минутку можно тренироваться.

Одиночные ноты на выдохе

Первое, с чего начинается обучение, это исполнение отдельных нот. Различные методики придерживаются отличных друг от друга объяснений, но самое простое – нужно попробовать посвистеть или задуть свечку. Для этого губы складываем трубочкой и выдыхаем воздух. После того, как этот способ опробован без инструмента, можно потренироваться с гармошкой. 

Старайтесь попадать каждый раз в одно отверстие, а не сразу в несколько. Первое время вы можете помогать себе пальцами. Задача на этом этапе – научиться последовательно играть отдельные звуки.

Важный нюанс: гармонику подносите к губам и перемещайте руками, голова при этом остается неподвижной. Руки и губы не должны пережиматься, это создает дополнительные сложности для игры. 

Рекомендуем: Знаменитые музыкальные инструменты

Табы для губной гармошки. Behind Blue Eyes

·

  1. Behind Blue Eyes аудиопример (губная гармоника до мажор)
  2. Behind Blue Eyes. Минус для губной гармошки до мажор

Табы для губной гармошки

«Никому неизвестно, что значит быть плохим, быть печальным, скрываясь за голубыми глазами», — поёт Пит Таунсенд (Pete Townshend) — лидер группы «The Who» и автор композиции «Behind Blue Eyes», табы для губной гармошки к которой мы предлагаем разобрать.

Изначально песня была написана для рок-оперы «Lifehouse», но позже Таунсенд отказался от реализации проекта, занявшись альбомом “Who’s Next”. Именно на этом, пятом по счету альбоме, как сингл и была выпущена в 1971 году композиция “Behind Blue Eyes”, которая стала одной из самых известных песен в репертуаре английской рок-группы.

Несмотря на то, что у обоих фронтменов «The Who» — Пита Таунсенда и Роджера Долтри (Roger Daltrey) — голубые глаза, нельзя утверждать, что эта композиция является автобиографической. Ведь выражение “Behind Blue Eyes” («за голубыми глазами») в переводе означает также «прятать свои истинные чувства за маской довольства, говорить, что у тебя все хорошо, будучи переполненным боли».

Существует история о том, что после одного из концертов Таунсенда пыталась соблазнить фанатка, но он не поддался искушению, а полон раздумий вернулся один в свою комнату, где и родились строчки «Behind Blue Eyes».

Есть очень много интерпретаций лирики данной композиции, но основными её посылами остается то, что очень сложно противостоять окружающим соблазнам и что никто не знает, что на самом деле творится у тебя внутри.

Сам Пит однажды заявил, что это песня о том, «как одиноко быть влиятельным». Чувствуя большую ответственность и постоянное давление от высоких ожиданий окружающих людей, поклонников, ты не всегда можешь показывать истинные эмоции, и должен «скрываться за голубыми глазами».

Хотя не стоит забывать, что песня была написана для персонажа рок-оперы, и толковать её, отождествляя с состоянием исполнителя, будет не правильно.

Кавер-версию на композицию сделало множество исполнителей, но самую большую популярность, впрочем и по количеству критики, получила кавер-версия Behind Blue Eyes в исполнении группы Limp Bizkit.

Кстати, табы для губной гармошки и аудио пример, представленные в данном видео, как раз таки положены на аудио минус группы Limp Bizkit.

Оригинал композиции Behind Blue Eyes, а также известные кавер-версии вы можете прослушать здесь.

Для того чтобы представленные в видео табы для губной гармошки подходили под основную кавер-версию, исполненную группой Limp Bizkit, необходимо исполнять эту композицию на губной гармошке в тональности ре мажор.

Но для удобства обучения, в данном видео мы предлагаем аудио пример и табы для губной гармошки, исполненные на губной гармонике в ключе до мажор.

А также предлагаем аудио минус (прямо под видео) в нужной тональности, под который вы сможете разучивать эту композицию на гармошке до мажор, используя предложенные табы для губной гармошки.

Еще одним интересным фактом является то, что эта песня должна была стать главным саундтреком-заставкой сериала «Место преступления: Нью-Йорк» (CSI: NY), но взамен выбрали другую композицию группы «The Who» — «Baba O’Riley».

Если вы не знаете, как читать табы для губной гармошки, тогда рекомендуем вам нашу статью Как читать табулатуру для губной гармошки.

Изучаем основы

При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.

 Как устроена гармошка

Строение гармошки

Гармошка имеет такие основные элементы:

Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;

  • Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
  • Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
  • Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.

Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!

Правильная посадка

Правильная посадка с гармонью

Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:

  • Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
  • Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.

Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье

Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа

Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать

Звукоизвлечение

Звукоизвлечение на гармони

На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами

Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:

  • Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
  • Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
  • При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.

Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.

 Учимся играть по цифрам

Схема правой клавиатуры

Схема левой клавиатуры

Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.

Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:

  • Вместо сети классических нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си используются цифры от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше звук: 4 выше 2, 7 выше 3, 1 ниже 2 и т.п.;
  • Правая клавиатура: ряды 1-2 – диезы, 2-5 – набор самых низких звуков (басов), 5-8 – средняя семерка нот, 9-12 – наиболее высокие ноты. Ряды – это условные линии на клавиатуре, в каждый ряд, кроме крайних, попадает по 2 ноты;
  • Левая клавиатура: вверху находятся басы (цифры 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), аккорды – на втором (7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2) и третьем рядах (2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4).

Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.

Что такое кастомизация губной гармоники?

·

Здравствуйте, друзья!

В рамках ликбеза по губной гармошке хочу рассказать вам о кастомизации инструментов. Что это такое, зачем это нужно и нужно ли оно вам.

По общему определению, кастомизация (от англ. customer — клиент, потребитель) — это индивидуализация некоей продукции массового производства под заказ конкретного потребителя путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений. Таким образом, практически любому изделию можно придать своего рода уникальность и изменить к лучшему его пользовательские характеристики.

В отношении губных гармоник кастомизация в первую очередь означает улучшение качества инструмента. Путем кастомизации в моделях массового производства уменьшают потери воздуха, делая гармонику более отзывчивой и более легкой для использования в сложных техниках игры.

Часто «гармошка из коробки», то есть купленная в магазине, требует настройки гэпов под себя. Гэп (от англ. gap — зазор) — это зазор между кончиком язычка и платой. При помощи этой нехитрой операции, уменьшая или увеличивая гэпы, любой пользователь может подстроить гармонику под своё звукоизвлечение и атаку для более комфортной и легкой игры.

Кастомизация может быль легкой, средней и максимальной.

На легких стадиях возможна настройка гэпов, замена гребёнки и более точная, по сравнению с заводской, подстройка язычков по высоте нот и интервалов. Модель Hohner Marine Band 1896 обычно «пересаживают» в сборке с гвоздей на болты.

В среднем варианте обычно ко всем предыдущим улучшениям добавляется выравнивание и герметизация крышек инструмента (возможно даже их замена), шлифовка гребёнки и углубленная обработка плат с язычками. На этом этапе мастер делает так называемый эмбоссинг — сужение слотов с язычками с целью уменьшения зазоров по бокам язычка и слота. Это дополнительно уменьшает потери воздуха, делая гармонику еще более герметичной и отзывчивой.

При максимальной кастомизации инструмент дорабатывается мастером до идеального состояния применением эмбоссинга под микроскопом. Также в этом варианте возможны скупинг (обработка углов слота с язычком), аркинг (придание язычку определенного изгиба),  ваксинг (капелька воска, помещаемая на заклепку, которая держит язычок для улучшения игры овербендов на высоких отверстиях), профилирование язычков (уменьшение их толщины), шлифовка язычков и плат.

После максимальной кастомизации губная гармоника не только становится великолепным по качеству инструментом, но и выглядит, как произведение искусства)

А теперь главный вопрос — нужна ли вам кастомизация, и если да, то в каком случае?

Здесь мнения как преподавателей и профессиональных исполнителей, так и тех, кто учится играть, расходятся.

Могу сказать сразу, что я не сторонник, когда студенты с нуля начинают обучение на кастомизированных инструментах. Обосную это тем, что кастомизация не позволяет изначально правильно почувствовать гармонику, выработать правильное звукоизвлечение, научиться правильно получать бенды и овербенды и, соответственно, поставить хороший звук.

На мой взгляд начинать учиться надо на качественном, но обычном инструменте, постепенно добавляя кастомизацию к своим возрастающим навыкам. То есть, при первоначальном привыкании к гармонике и выработке определенного алгоритма звукоизвлечения и переходе к технике бендов, можно отрегулировать гэпы. Этого будет достаточно, чтобы уже почувствовать разницу и получить лучшие результаты с меньшими усилиями.

Затем, с набором большего опыта, необходимость кастомизированной гармоники стоит рассматривать в контексте вопроса «успевает ли мой инструмент за моей техникой?». Это означает, что если ваша техника развита не достаточно, вы, при помощи кастомизированного инструмента, рискуете её ухудшить или, как минимум, застрять на одном уровне.

Конечно же, моё мнение не означает, что кастомные губные гармоники это плохо. Это моя точка зрения, обоснованная опытом преподавания и пониманием процессов, происходящих при обучении и игре на гармонике. Я лишь хочу сказать, что не стоит искать «волшебную» и идеальную гармошку. Когда вы обладаете техникой, у вас волшебно зазвучит даже самый неказистый инструмент. Но никакая самая дорогая и крутая кастомизация не спасёт вас от плохой техники и плохого звука.

Автор статьи Сергей Пузанов.

Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.

Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.

Эффекты вау-вау и тремоло на губной гармошке

·

Три способа создания резонаторной камеры руками:

  • Лодочка.
  • Чаша.
  • Профессиональный.

Раз вы уже научились, как правильно держать губную гармошку, а также играете одиночными нотами на гармонике, пора научиться играть основные эффекты на губной гармошке, которые делаются при помощи рук.

Эффект «вау-вау» (англ. wah-wah).

Название говорит само за себя. При помощи этого эффекта вы сможете издавать звуки на губной гармошке, похожие на произношение звуков «уау», «вау». Гитаристы для этого используют специальную примочку, которая тоже называется эффект «вау-вау» или просто — «квакушка».

1) Для того чтобы научиться воспроизводить этот эффект, необходимо создать ладонями резонаторную камеру. Постарайтесь минимизировать количество щелей между ладонями, чтобы эта камера была герметичной, на сколько это возможно сделать. Теперь вам надо приловчиться открывать вашу камеру, причем так, чтобы это была не маленькая щель, а полноценное отверстие, через которое будет выходить звук.

2) Важно, чтобы ладони открывались не во все стороны, а только в одном направлении – в сторону слушателя. Следите за тем, чтобы поверхность вашей резонаторной камеры, которая повернута к вам – ни капельки не открывалась, иначе звук будет рассеиваться в разные стороны, а ведь вы его четко должны направить в сторону слушателя

3) Еще один важный пункт: сначала надо начать воспроизводить какую-то ноту на губной гармошке, а уже потом открывать руки, то есть сначала наполняем звуком нашу резонаторную камеру, а затем быстро приоткрываем ладони и позволяем звуку выйти наружу. Если начинать играть ноту и одновременно открывать резонаторную камеру, то эффект будет минимальный, либо его вообще не будет.

Лучше всего поначалу тренировать эффект «вау-вау», стоя в углу (почти впритык) так, чтобы лучше слышать себя, ведь вы направляете звук наружу от себя, а многим людям сложно бывает услышать, получается ли у них данный эффект, когда звук направленный наружу. Стоя в углу, звук, который будет отбиваться от стен, будет вам хорошо слышен.

 Эффект тремоло.

По сути, эффект тремоло – это быстрый эффект «вау-вау»

Но здесь уже не так важно плотно закрывать вашу резонаторную камеру. Более того, вы можете правой рукой даже не прикасаться к левой, а просто быстро очень близко подносить и забирать правую ладонь – эффект все равно будет слышен

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по два эффекта вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект тремоло непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4 с  эффектом тремоло.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть музыкальную фразу: -3+4-3-4 _ _ _+4-3-2, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.

Нижнее подчеркивание — это повторяющийся эффект вау-вау на той же ноте.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть музыкальную фразу -3_+4-3-4_ _ _ _+4-3-2, делая эффект вау-вау в указанных местах. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.

Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно в контексте игры музыкальных фраз.

Сыграть музыкальную фразу -2-3-4+5+6_ _ _ _ _ _ _, делая эффект вау-вау в конце музыкальной фразы. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.

Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.

Цель:

Использовать эффект вау-вау и тремоло во время игры одной из выученных Вами мелодий, причём вставляя эффекты руками именно там, где Вам хочется, чтобы они прозвучали.

Простые табы для губной гармоники

Начинать обучение лучше всего с простых мелодий, с которыми справятся даже дети. Но даже эти песни можно сыграть так виртуозно, что публика будет в восторге. Ниже представлено видео с подобным выступлением.

Музыкант в видео играет на хроматической губной гармошке, с дополнительной кнопкой (S), так что на простой диатонической модели добиться подобного уровня исполнения не выйдет. Но вам и не стоит спешить. Для начала попробуйте просто исполнить данную композицию так, чтобы слушатели узнали ее.

В траве сидел кузнечик:

4 3 4 3 4 -3 -3

В траве сидел кузнечик

-3 3 -3 3 -3 4 4

Совсем как огуречик

4 3 4 3 4 -3 -3

В траве сидел кузнечик

-3 3 -3 3 -3 4

Зелененький он был

4 -4 -4 -4 -4

Представьте себе,

-4 5 5 5 5

представьте себе

5 -4 4 -3 4 4

Совсем как огуречик

4 -4 -4 -4 -4

Представьте себе

-4 5 5 5 5

представьте себе

5 -4 4 -3 4

Зелененький он был.

Распространенные ошибки и сложности

Основные ошибки начинающих:

  • нерегулярные занятия: лучше немного и часто играть на инструменте, чем долго и редко;
  • ожидание быстрого результата, что в принципе невозможно при развитии в новой сфере;
  • выбор дешевой гармошки: обычно при покупке гармошки низкого качества, начинающие разочаровываются в этом инструменте;
  • перескакивание этапов обучения. Некоторые, как только научились игре на гармошке, начинают играть бенды. А это один из самых сложных приемов игры. К нему стоит приступить, после того, как идеально освоена игра отдельными нотами.

Научитесь получать удовольствие от процесса, от постепенного изучения инструмента и его возможностей. Результат рано или поздно будет, вопрос лишь в том пути, который вас к нему приведет.

Как играть на губной гармошке минорный блюз

·

Эту статью мы хотим посвятить одной из самых красивых позиций игры на губной гармошке. Ее называют третьей позицией. Играя на гармошке «до мажор» вы сможете играть в тональности «ре минор».

Третья позиция, на самом деле, намного богаче и красивее, чем популярная и привычная всем «вторая позиция» на губной гармошке. Многие начинающие гармонисты, которые более-менее научились играть во второй позиции, на этом останавливаются и ленятся осваивать новые горизонты, а очень зря. К тому же, здесь нет ничего сложного.

В третьей позиции на губной гармошке очень хорошо играются все минорные блюзы, джаз, в этой позиции приятно слушается качественная популярная музыка, к примеру «Sting».

А начнем мы освоение этой позиции на губной гармошке тоже с блюзовой гаммы. В третьей позиции нам доступны полноценные две октавы, что и делает её богаче, чем игра во второй позиции.

Блюзовая гамма в третьей позиции на губной гармошке (т.е. в тональности «ре минор) выглядит так:

Гамма в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8.

Блюзовая гамма в третьей позиции в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4.

Как и для второй позиции, мы распишем основные паттерны, которые чаще всего используются при импровизации в третьей позиции.

Первый паттерн:

Основным звуком в этой позиции является нота «ре», то есть первое и четвертое отверстие на вдох. А это значит, что как четверка на вдох, так и единица будут звучать очень хорошо, при игре в этой позиции. Также можно побендить эти ноты.

Итак: -4 и -4’, а также -1 и -1’.

Второй паттерн:

Добавим еще очень красивые ноты, которые всегда хорошо звучат, когда мы играем, например, минорный блюз в третьей позиции в тональности «ре минор»: -6 и -6’

Третий паттерн:

Заметьте, что в этой блюзовой гамме, как и во второй позиции, присутствуют четвертое и пятое отверстие на вдох, а это значит, что трель на этих отверстиях тоже будет очень выигрышно звучать в вашей игре.

Четвертый паттерн:

И еще один очень красивый паттерн, который всегда будет отлично звучать при игре минорных композиций, в том числе и минорного блюза. Для этого вам необходимо «потоптаться», покрутиться в нижнем регистре на следующих нотах: +1-1-2”-2.

А теперь предлагаем аудио пример с последующим описанием, какие паттерны мы здесь использовали.

 Комментарий к аудио примеру:

 Первый квадрат:

Единица (первый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Шестерка (второй паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Потоптались внизу (четвертый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Шестерка (второй паттерн)

Второй квадрат:

Пример того, как можно отрабатывать блюзовую гамму в третьей позиции на губной гармошке под минус. Сначала мы сыграли гамму в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8 и обратно, а затем блюзовую гамму в в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4 и сверху вниз.
Небольшая импровизация нотами блюзовой гаммы.

Третий квадрат минорного блюза:

Пример импровизации с использованием исключительно нот блюзовой гаммы, а также вышеописанных паттернов игры в третьей позиции.

А для того, чтобы вам легче было осваивать игру на губной гармошке в третьей позиции, предлагаем вам два минуса. Один медленный, а второй в среднем темпе.

  1. Медленный минус
  2. В среднем темпе

 Успехов вам в этом!

Урок 2-2

Тема урока: Обучение интонированию звукоряда диатонической гармоники.

Задание урока

  • Внимательно посмотрите урок.
  • Скачайте десять файлов приложения к уроку
  • Отработайте и запишите упражнения, сыгранные на  каждой дырке вашей гармоники под предоставленные файлы (играя одновременно со звучанием этих файлов), предварительно запустив соответствующий номеру дырки файл, пропевая и проигрывая звучащие ноты, попадая в унисон со звучанием нот файла
    • Пропеть и проиграть ноты для каждого приведенного файла на соответствующих дырках губной гармошки.
    • Записать 10 файлов. На записи в каждом файле:
      • 1 пустой такт для привыкания исполнителя к темпу
      • 4 такта (1 такт = 4 удара метронома) слушаем ноты, готовимся их петь
      • 8 тактов пропеваем ноты (произносим слог “Ма” на каждую ноту, в унисон)
      • 2 такта готовимся играть на гармошке – берем гармонику, проверяем постановку рук и амбушур
      • 8 тактов играем ноты на гармошке вместе с фортепьяно (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)
      • 8 тактов играем ноты без сопровождения фортепьяно, ориентируясь и попадая в метроном (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: