Основные сведения
Кларнет — духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью.
Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.
Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Названия кларнета на разных языках:
- clarinetto (итальянский);
- clarinette (французский);
- klarinette (немецкий);
- clarinet или clarionet (английский).
В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета, при этом музыкант, играющий на последнем по номеру кларнете, может также (в соответствии с партитурой) исполнять партию малого кларнета или бас-кларнета. В оркестровой партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, над партиями фаготов.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые – музыкальные инструменты, звук в которых генерируется вибрирующей внутри корпуса воздушной струей, а высота звучания регулируется посредством открытия и закрытия специальных клапанов.
Исторически сложилось так, что эти инструменты изготавливали из дерева. Яркий тому пример – флейта. Изготовленная из деревянной трубки, корпус флейты имеет отверстия, закрывая и открывая которые музыкант может регулировать высоту звучания.
Тем не менее, многие духовые, технически являющиеся деревянными, производятся из других материалов. Современные оркестровые флейты изготавливаются из пластика, алюминия и даже стекла, а саксофон, принцип работы которого относит его к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Группа деревянных духовых инструментов
Гобой – деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой полую прямую трубку с множеством клапанов, звук которого генерируется в специальной дойной трости – деревянном язычке, вибрирующем в воздушном потоке. Этот певучий, слегка гнусавый и громкий инструмент внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент. Гобой получил свой современный вид во второй половине XVIII века, в настоящее время широко используется в камерной и симфонической музыке.
Гобой традиционно изготавливают из твердых сортов дерева, чаще всего используя черное дерево, палисандр, бук, самшит или дикую вишню. Однако, есть свидетельства о создании гобоя из слоновой кости.
Этот инструмент имеет разновидности, самые известные из которых гобой д’амур, английский рожок и геккельфон.
Кларнет – духовой деревянный музыкальный инструмент в виде полой трубки с клапанами. Внешне похож на гобой, однако обладает одинарной тростью. Он был изобретен примерно в 1700 году в Нюрнберге, активно используется в камерной и оркестровой музыке, а также широко распространен среди джаз коллективов.
Конструкция кларнета постоянно дорабатывается, добавляется и оптимизируется достаточно сложный механизм клапанов.
Кларнет обладает широким диапазоном, имеет мягкое, теплое звучание и открывает для музыканта широкие границы для выразительной игры.
Фагот – Интересный на вид деревянный духовой инструмент, представляющий собой полую трубку с клапанами, чем-то напоминающую таковую у гобоя. Звук фагота зарождается в сдвоенной трости, которая крепится к основному корпусу при помощи металлической S-образной трубки.
Фагот имеет сдавленное, басовитое звучание, раскрывающееся на нижних и средних регистрах. Обогащенное обертонами звучание этого инструмента используется в симфонических и духовых оркестрах, а также сольно и в ансамблях.
Саксофон – один из самых известных деревянных духовых инструментов, придуманный в1842 году бельгийским конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом. Широко применяемый как в оркестровой, так и в популярной музыке, его внешний вид и звучание стали ассоциироваться со всеми духовыми инструментами в принципе.
Технически являясь деревянным духовым, саксофон никогда не изготавливался из дерева. Обычно этот инструмент изготавливают из сплавов меди и цинка, латуни и пакфонга. Звук саксофона генерируется в трости, похожей на трость кларнета.
Старинные деревянные инструменты
Помимо основных деревянных инструментов, существуют старинные деревянные духовые, такие как блок-флейта, бомбарда, вистл, шалмей. Деревянный духовой инструмент у народов кавказа Баламан (либо балабан) является ярким примером старинных духовых. Балабан представляет собой полую прямую деревянную трубку с отверстиями, на одном конце которой установлен мундштук из камыша. По конструкции балабан очень похож на грузинский дудук, и имеет сходный кричащий тембр.
Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент – конечно же флейта. Её чистое, тонкое, пронзительное звучание знакомо каждому человеку. Сегодня флейта является очень популярным инструментом для обучения детей в музыкальных школах.
Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов – фагот. Его густое, богатое обертонами звучание используют в различных оркестрах.
Высокий регистр аппликатуры
За пределами C (5) аппликатуры больше не следуют той же логике и могут казаться случайными. В любом случае это высшие гармоники. В зависимости от факторов или поколений инструментов аппликатуры различаются: иногда они включают поправку на точность.
В таблице ниже указаны возможные исправленные аппликатуры (зеленая клавиша).
Для последних нот откровенно устоявшейся аппликатуры нет. Полученная оценка иногда больше зависит от владения мундштуком, чем от простого применения аппликатуры. Совершенство достигается, когда вы можете исполнять эти ноты на слабых нюансах ( p , pp ) или даже на струнных звуках (это замечание также относится к верхней части регистра горна).
Примечание | Образец аппликатуры | Комментарии |
---|---|---|
C # (5) | Эта аппликатура не требует исправления. | |
D (5) | Возможное исправление. | |
E ♭ или D # (5) | Возможное исправление. | |
Средний (5) | Возможное исправление. | |
Ж (5) | Вторая аппликатура — гармоника A (4) | |
F # (5) | Вторая аппликатура выходит легко, но его аппликатура слабо связана. | |
Этаж (5) | Это последняя легкодоступная заметка. Иногда появляется в нотах военных | |
Соль # (5) | ||
(5) | Это гармоника, следующая за E (6) . | |
Если ♭ (5) | Очень сложно. | |
Если (5) | Очень сложно. | |
Делать (6) | Очень сложно. |
Вещи, которые вам понадобятся
- лигатура
- Протрите или протрите ткань
- Масло для пробки
- Масло для дырок (для деревянного кларнета)
- Музыкальные книги, которые помогут вам начать заниматься
- Учитель или друг (по желанию, но учитель лучше всех знает техники)
- Сумка для кларнета
- Карандаши для написания ритмов, нот и т. Д. это сложно в твоей музыке
- Красный штамп (для деревянного кларнета)
- Трость (для начинающих — размер 2,5 или 3)
- Вода в бутылке или банке
- Камертон, чтобы убедиться, что высота звука вашего кларнета выровнена
- Метроном для поддержания ритма песни
- Карандаш (вам понадобится карандаш, чтобы напомнить вам, как играть на заметке)
- Сумка для тростника
Устройство кларнетов высокого строя
Низкие разновидности кларнета (бассетгорн, басовый и контрабасовый кларнеты) отличаются по своей конструкции от обычных «прямых» кларнетов высокого строя.
Кроме того, что эти инструменты имеют большую длину (обеспечивающую им более низкие звуки), у них есть дополнительные части, которые для компактности делаются из металла (используются те же материалы, что и для саксофона и медных духовых инструментов) и изгибаются: «бокал» (небольшая изогнутая трубка, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента) и металлический раструб.
У самых низких разновидностей кларнета из металла может также быть сделан и весь корпус.
Басовые модели кларнета снабжены особым небольшим костылём, располагающимся под изгибом раструба. Костыль поддерживает массивный инструмент, не давая ему соскользнуть или упасть. Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.
Новейшие модели басовых кларнетов также бывают снабжены дополнительными клапанами, расширяющими их диапазон вниз, вплоть до низкого до.
Что такое кларнет
Элегантный представитель семейства духовых занимает особое место в симфоническом оркестре. Обширный диапазон звучания и мягкий, благородный тембр позволяет музыкантам применять его для создания различной музыки. Специально для кларнета писали музыку Моцарт, Гершвин, Гендель. Композитор Сергей Прокофьев отвел ему самостоятельную роль кошки в симфонической сказке «Петя и волк». А Н. Римский-Корсаков применил в пастушеских наигрышах Леля в опере «Снегурочка».
Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Главная отличительная черта от других представителей семейства – широкие выразительные возможности, позволяющие использовать его сольно, в составе симфонических оркестров, для исполнения различной жанровой музыки: джаза, фолк, этно, классики.
Акустиеские свойста кларнета
Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:
- нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала — флейты и гобоя;
- в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;
- при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.
Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними.
Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.
Использование
Благодаря своей беглости, подвижности, красоте звучания, корнетам посвящались сольные линии в крупных музыкальных сочинениях. В русской музыке инструмент нашел применение в Неаполитанском танце в известном балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского и танце балерины в спектакле «Петрушка» Игоря Стравинского.
Корнет-а-пистон покорил и музыкантов джазовых ансамблей. Одними из всемирно известных виртуозов джаза, играющих на корнете, были Луи Армстронг и Кинг Оливер.
В 20 веке, когда были труба была усовершенствована, корнеты потеряли уникальное значение и практически полностью ушли из состава оркестров и джазовых трупп.
В современных реалиях корнеты можно изредка услышать на концертах, иногда в духовых оркестрах. А еще корнет-а-пистон применяется как учебное пособие для студентов.
дальнейшее чтение
- Карс, Адам. 1939. Музыкальные духовые инструменты . Лондон: Macmillan and Co., Limited.
- Hoeprich, Эрик. 2008. Кларнет . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10282-6 .
- Шеклтон, Николас . 2001. «Альтовый кларнет». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Macmillan Publishers.
- Стоун, Уильям. Х. 1890. «Кларнет». Словарь музыки и музыкантов (1450–1889 гг. Н. Э.), Составленный выдающимся писателем, английским и иностранным, с иллюстрациями и гравюрами на дереве , в 4-х томах, под редакцией сэра Джорджа Гроува, с приложением Дж. А. Фуллера Мейтленда. Лондон и Нью-Йорк: Macmillan and Co.
История
Изобретение альт-кларнета приписывают Ивану Мюллеру и Генриху Грензеру , а также их совместной работе. К 1809 году Мюллер играл на альт-кларнете фа-фа, на одном с шестнадцатью клавишами в то время, когда кларнеты сопрано обычно имели не более 10–12 клавиш; Вскоре после этого был разработан революционный тринадцатиклавишный кларнет-сопрано Мюллера. Альтовый кларнет, возможно, был изобретен независимо в Америке; В Метрополитен-музее есть альтовый кларнет в форме фагота в E ♭ , внесенный в каталог как «альт-кларнет», приписываемый анонимному американскому мастеру около 1820 года. Этот инструмент очень похож на «патентные кларнеты» (бас-кларнеты), сделанные примерно с 1810 года Джорджем Кэтлином из Хартфорда, штат Коннектикут, и его учениками. Позже, в Европе, Адольф Сакс внес заметные улучшения в альт-кларнет.
Альберт Райс определяет кларнеты в G с расклешенными колокольчиками, которые были произведены еще в 1740 году, как альтовые кларнеты, но такое использование термина необычно.
Заразные микрокапли
Российские эксперты подтвердили, что логика в исследовании есть, но заражение конкретного человека зависит еще от множества факторов, среди которых — количество вирусов у распространителя инфекции, время пребывания с ним в одной комнате.
— разъяснил руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.
Но нужно учитывать: чтобы заразиться, человек должен получить большое количество вирусных частиц, отметил эксперт.
Для этого стоит обращать внимание на время, которое он провел в комнате. Чем дольше находишься в одном помещении с зараженным коронавирусом человеком, тем больше вероятность инфицирования
— отметил Павел Волчков.
Среди профессиональных музыкантов нередки заболевания, которые могут ухудшить течение COVID-19, считает и. о. заведующего лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов.
— сообщил эксперт.
Эксперт отметил, что в статье поднята тема создания нормальных условий труда для музыкантов, играющих на духовых инструментах. И она шире, чем исследования одного патогена SARS-CoV-2 по отношению к этой группе специалистов.
Проветривать помещения надо в любом случае, и это стоило делать и до появления COVID-19, напомнил Станислав Отставнов. Это существенно снизит вероятность попадания вируса извне.
При игре на духовых инструментах музыканты нуждаются в большем объеме свежего воздуха и его очистке, также отметила профессор кафедры фундаментальной медицины ДВФУ (вуза — участника проекта повышения конкурентоспособности «5-100») Галина Рева.
Анна Урманцева, “Известия“
Электронные духовые инструменты
В последнее время электронные музыкальные инструменты получили множество новых вариаций. Среди них появились электронные духовые инструменты, представляющие собой контроллер, который чутко реагирует на силу и характер поступающего воздуха, а также на нажатие кнопок.
Такие электронные духовые контроллеры могут управлять цифровыми синтезаторами, звуковыми генераторами, содержащие семплы духовых инструментов. Таким образом, при помощи одного такого устройства, музыкант получает возможность играть любым тембром духового инструмента, используя все привычные методы артикуляции и экспрессии. Примерами таких инструментов являются Roland Aerophone AE-10 и AKAI PRO EWI4000S.
духовыеобучение
Медные духовые инструменты
По принципу работы медные духовые относятся к амбушюрным инструментам – в которых для создания и изменения звука активную роль играет положение губ музыканта и сила воздушного потока.
Медные духовые инструменты называются таковыми, потому что их первые представители изготавливались из меди, однако сегодня в производстве используют и латунь, и серебро, и дюраль.
Первые медные духовые представляли собой простые раструбы, без дополнительных механизмов для изменения тона инструмента. Такие медные назывались натуральными музыкальными инструментами, то есть издающие несколько звуков натурального звукоряда. К таким инструментам относятся горны, охотничьи рожки, фанфары, сигнальные рожки. В нашей стране самым известным представителем является пионерский горн.
С развитием технологий конструкция медных духовых все более усложнялась, и теперь, помимо натурального звукоряда, такие инструменты могут издавать широкий диапазон звуков.
Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:
Натуральные инструменты – простые медные трубы и горны, способные воспроизводить лишь натуральный звукоряд. Являются самыми примитивными духовыми в семействе. К ним относят рожки, горны, фанфары и тд.
Кулисные инструменты – медные духовые, звуковой диапазон которых расширяется путем удлинения воздушного потока с помощью выдвижной кулисы. Классический духовой инструмент с кулисой – тромбон.
Вентильные инструменты – разновидность медных духовых, в которых высота звука регулируется специальными вентилями, управляемыми музыкантом. Вентили открывают и закрывают путь воздуха к дополнительным патрубкам инструмента, тем самым повышая и понижая его тон. В настоящее время такой системой снабжены почти все современные медные духовые: саксгорны, валторны, трубы и тубы.
Клапанные инструменты – редкий подтип медных духовых, система понижения и повышения тона в которых работает по принципу деревянных инструментов – посредством отверстий в корпусе, открываемых и закрываемых музыкантом. Примером таких духовых являются корнет, серпент, офиклеид и клапанная труба.
Еще одним известным представителем медных духовых является инструмент труба. Труба состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. В зависимости от сложности, может как обладать вентильным механизмом, так и не иметь его. Этот знаменитый инструмент имеет яркий, громкий тембр, и является самым высоким по звучанию медным инструментом.
Самый низкий по звучанию медный духовой инструмент – геликон. Этот огромный инструмент представляет собой большую цикличную трубу с вентильным механизмом, имеющую низкое, рокочущее звучание. Геликон применяется в военных оркестрах, отлично раскрывая свои акустические возможности на открытом воздухе.
В консерватории что-то не то
Ученые из Фрайбургского университета имени Альберта Людвига в содружестве с сотрудниками Фрайбургского института музыкальной медицины решили понять, подвергаются ли большему риску заражения коронавирусом музыканты, которые репетируют в закрытых помещениях. Они привлекли к исследованию 141 человека: профессиональных музыкантов и вокалистов. Специалисты поместили в каждое из репетиционных помещений датчики СО2. Таким образом измерялись «выдохи» музыкантов.
Считается, что критический уровень концентрации аэрозоля для заражения SARS-CoV-2 в комнате достигается примерно через час присутствия одного инфицированного, выполняющего легкую работу. Это утверждение справедливо для помещения с низкой скоростью воздухообмена площадью 25 кв. м и высотой потолка 3 м (то есть объем комнаты равен 75 куб. м).
Основной источник SARS-CoV-2, как и измеряемого учеными CO2 — дыхание человека. Скорость выброса частиц зависит от активности людей в помещении. Чем интенсивнее нагрузка, тем больше концентрация и CO2, и вируса в воздухе комнаты. Ученые измерили скорость нагнетания СО2 у разных инструменталистов. У них отличалось и число выдохов, и количество энергии, требуемой для исполнения.
Перед замерами СО2 ученые проветривали репетиционные помещения, чтобы получить концентрацию углекислого газа на уровне 400–500 ppm (считается нормой; ppm — parts per million — частей на миллион).
В результате стало ясно, что больше всего углекислого газа во время исполнения выдыхают духовики, а не вокалисты, как считалось раньше. Более того, певцы по возможностям нагнетания СО2 оказались наравне с людьми, просто разговаривающими в комнатах.
Самыми высокоинтенсивными концентраторами СО2 оказались музыканты, играющие на кларнете, гобое и саксофоне.
— отметили авторы статьи.
Также исследователи пишут, что опасаться SARS-CoV-2 стоит трубачам и тромбонистам. А вот вокалисты выделяют много СО2 только при очень высокой интенсивности голоса (90–100 дБ).
Уроки игры на кларнете для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения
Кларнет — сложный инструмент, поэтому учиться играть самостоятельно может быть проблематично. Тем более количество учебных материалов, доступных в Интернете, ограничено. Люди, уже имеющие опыт игры, признаются: начало обучения было непростым. Обучаться намного проще в профессиональной музыкальной школе или с помощью опытного преподавателя. Однако самостоятельные занятия тоже возможны. Какие темы нужно изучить вначале, чтобы ускорить обучение и обрести уверенность? Сначала стоит научиться правильно дышать, держать вещь в руках и аккуратно ухаживать.
Как научиться играть на кларнете с нуля? Смотрите в подборке лучших бесплатных видео уроков для новичков на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.
Современный вариант
Кларнет-сопрано — один из самых универсальных духовых в современном музыкальном исполнении. Партии входят в классические оркестровые произведения и джазовые пьесы, иногда даже в рок-музыке (Sly and the Family Stone, The Beatles, Pink Floyd, Aerosmith, Tom Waits и Radiohead — лишь некоторые из исполнителей). Исполняет в нескольких разных тональностях, включая си-бемоль, ми-бемоль и ля.
Современный образец вошел в самый известный период эпохи джазового биг-бэнда в 1940-х годах. В конце концов, более мягкий звук и легкая аппликатура саксофона пришли на смену во многих композициях. Но даже сегодня во многих великих джазовых коллективах есть хотя бы один кларнетист. Кстати, инструмент вдохновил на изобретение других собратьев, например, флютофона.
Акустиеские свойста кларнета
Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:
- нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала — флейты и гобоя;
- в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;
- при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.
Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними.
Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.
История бас-кларнета
Первоначально был создан обычный кларнет – событие произошло во второй половине XVIII века. Далее понадобился практически век для того, чтобы усовершенствовать его в бас-кларнет. Автором разработки является бельгиец Адольф Сакс, которому принадлежит еще одно значительное изобретение – саксофон.
А.Сакс кропотливо изучил имеющиеся в XIX веке модели, долгое время работал над усовершенствованием клапанов, улучшением интонаций, расширением диапазона. Из-под руки специалиста вышел совершенный академический инструмент, занявший достойное место в симфоническом оркестре.
Густой, несколько мрачный тембр инструмента незаменим в отдельных сольных эпизодах музыкального произведения. Услышать его звучание можно в операх Вагнера, Верди, симфониях Чайковского, Шостаковича.
Устройство кларнетов высокого строя
Низкие разновидности кларнета (бассетгорн, басовый и контрабасовый кларнеты) отличаются по своей конструкции от обычных «прямых» кларнетов высокого строя.
Кроме того, что эти инструменты имеют большую длину (обеспечивающую им более низкие звуки), у них есть дополнительные части, которые для компактности делаются из металла (используются те же материалы, что и для саксофона и медных духовых инструментов) и изгибаются: «бокал» (небольшая изогнутая трубка, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента) и металлический раструб.
У самых низких разновидностей кларнета из металла может также быть сделан и весь корпус.
Басовые модели кларнета снабжены особым небольшим костылём, располагающимся под изгибом раструба. Костыль поддерживает массивный инструмент, не давая ему соскользнуть или упасть. Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.
Новейшие модели басовых кларнетов также бывают снабжены дополнительными клапанами, расширяющими их диапазон вниз, вплоть до низкого до.
Частный случай больших кларнетов
Для высоких и высоких регистров (кроме C 5 во французской нотации, написанной над нотным станом в скрипичном ключе) современных басовых и альтовых кларнетов, музыкант просверливает половину отверстия в верхней части l указательного пальца левой руки (отверстие E 3 / B 4 ), который должен освоить каждый басист; следовательно, аппликатуры в верхнем и верхнем регистрах бас-кларнета (или альта) отличаются от аппликатуры кларнета- сопрано и должны быть адаптированы в соответствии с моделями производителей.
У больших кларнетов, в том числе у бассет-кларнета , есть дополнительные клавиши, позволяющие безымянным и большим пальцами правой руки достигать низких E или даже низких
C.
Устройство инструмента
Говоря о конструкции и строении инструмента, надо сказать, что внешне он очень схож с трубой, но имеет более широкую и не такую длинную мензуру, благодаря чему обладает более мягким звуком.
На корнете может применяться как вентильный механизм, так и пистоны. Инструменты с вентильным механизмом получили большую распространенность из-за простоты использования и надежности устойчивости строя.
Система поршней выполнена в виде клавиш-кнопок, расположенных сверху, в одной линии с мундштуком. Длина корпуса без учета мундштука составляет 295-320 мм. На некоторых образцах установлен специальный крон для перестройки инструмента на пол тона ниже, т.е. из строя B в строй A, что позволяет музыканту быстрее и легче исполнять партии в диезных тональностях.
Аппликатура регистров певчих и горна
Соответствие регистров по quintoy
Табулатура, приведенная здесь, относится к кларнету сопрано в системе Бёма. У других кларнетов ( бас-кларнет , малый кларнет …) написано такое же звучание, но транспонировано в тональности инструмента; Кроме того, для этих транспонированных инструментов нота, сыгранная на партитуре, всегда будет соответствовать указанной здесь аппликатуре. Ключ используется на счет (обычно G ключа для кларнета), возможно , отличаются: Ut или F 4- е , немецкое письмо для бас-кларнета.
Для нот в регистре горна предлагаемая аппликатура должна завершаться действием большого пальца левой руки на двенадцатый ключ (квинтой) (красная точка).
Горизонтальное расположение соответствует тому, что видит ученик-инструменталист, когда он поворачивает кларнет в руке, чтобы проверить положение своих пальцев. На многих досках инструмент показан в вертикальном положении, что дает точку зрения постороннего человека.
Факел | Горн | Образец аппликатуры | Комментарии |
---|---|---|---|
Середина | да | На эти две аппликатуры мы можем наложить, чтобы предвосхитить рост, дополнительную аппликатуру F / C (ниже)
В это аккорде нота ( в С ) в симфоническом оркестре . |
|
Fa | Делать | Это С является аккорд нота выполняется в гармонии оркестра (для кларнета в B ). | |
Fa # | Делать# | Эту аппликатуру можно добавить к Фа / До (см. Выше), что позволяет переходить без чередования пальцев. | |
Земля | Re | ||
Земля# | Ми | Вторая аппликатура возможна только на кларнете с этой тональностью. | |
В | Середина | ||
Если ♭ | Fa | ||
да | Fa # | Вилка аппликатура рекомендуется для верхового цвета , так как это позволяет избежать переменной аппликатуры. | |
Делать | Земля | ||
Делать# | Земля# | ||
Re | В | ||
Ми | Если ♭ | Между этими решениями существует разрыв в точности, первое из которых является лучшим. Их использование сильно зависит от связанных нот. Аппликатура вилкой хорошо вписывается в арпеджио. Боковая клавиша полезна для исполнения трелей . Его также обучают новичкам, потому что им легче пользоваться, чем другим ключом. | |
Середина | да | ||
Fa | Делать (5) | ||
Fa # | — | Инструмент больше не поддерживается левой рукой.
В регистре горна больше нет совпадения аппликатуры. Теперь мы должны взглянуть на специфические особенности высоких частот. Вторая аппликатура используется в основном в хроматических пассажах. |
|
Земля | — | Все пальцы свободны. | |
Земля# | — | Инструмент балансируется на руках. Удерживается только мундштуком. | |
В | — | Эта нота может быть особенно неправильной (часто слишком высокой). На удерживаемых нотах рекомендуется немного расслабить мундштук для исправления или закрыть некоторые из основных отверстий нижней части тела. | |
Если ♭ | — | Эти два решения не звучат одинаково и немного отличаются по точности. Вторая аппликатура в основном используется для трелей. |
История возникновения
Большинство музыкальных инструментов эволюционировали в нынешнюю форму постепенно за многие столетия, поэтому обычно трудно определить точную дату изобретения. Иначе обстоит дело с кларнетом, одноручным трубчатым духовым с колоколообразным наконечником. Предмет претерпел ряд улучшений за последние несколько сотен лет и был изобретен около 1690 года Иоганном Кристофом Деннером из Нюрнберга (Германия). Образец был очень похож на современный.
Хотя Деннер основал изобретение по принципу более раннего аналога под названием chalumeau , новый вариант внес такие важные изменения. Поэтому новинку нельзя назвать эволюцией. Деннер добавил два ключа к замку, который тогда выглядел, как современный рекордер, хотя и с одним тростниковым мундштуком. Добавление двух клавиш может показаться небольшим улучшением, но преобразование имело огромное значение, увеличив музыкальный диапазон более чем на две октавы. Деннер также улучшил мундштук и форму раструба на конце.
подсказки
- Всегда разминайтесь перед тем, как играть любую песню. Это подготовит ваш рот и пальцы, а также поможет убедиться, что трость работает правильно.
- Если вы не знаете, как сыграть ноту, поищите указания в таблице расположения пальцев.
- Если вы не уверены, стоит ли покупать кларнет, аренда — отличный вариант, особенно если в вашем местном магазине музыкальных инструментов есть предложения по аренде.
- Вы должны часто чистить камыши. В противном случае тростник будет поврежден.
- Как и в случае с любым другим инструментом, вам следует регулярно проверять свой кларнет в магазине инструментов, чтобы убедиться, что с ним нет проблем.
- Обязательно прочно держите нору — челюсть должна быть плоской, а рот вздернут.
- Слушайте профессиональных кларнетистов и старайтесь звучать и «течь», как они. Начните с имитации, и постепенно ваш собственный уникальный голос разовьется.
- Если вы более продвинуты, вы можете заменить свой кларнет более качественным деревянным кларнетом. Buffet и Selmer — очень популярные бренды кларнетов, которые продают много классных кларнетов.
- Храните кларнет в комнате при комнатной температуре. Если температура слишком низкая, кларнет может издавать непочтительный звук.
- Не дуйте слишком сильно и не тяните слишком много мундштук в рот; из-за этого на кларнете будет сложнее играть и звучать плохо, не говоря уже о скрипучем звуке, который он будет издавать.
Техника игры
Техника игры схожа с навыками владения обычным кларнетом. Инструмент является чрезвычайно подвижным, не требует передувания, больших запасов кислорода, звуки извлекаются легко.
Если сравнивать два кларнета, басовый вариант менее подвижен, отдельные произведения потребуют от музыканта большого мастерства. Есть обратная тенденция: музыка, написанная в низкой тональности, с трудом поддается игре на обычном кларнете, зато его «басовый брат» справится с подобной задачей без труда.
Игра предполагает использование двух регистров – нижнего, среднего. Бас-кларнету идеально удаются эпизоды трагического, тревожного зловещего характера.
Бас-кларнет не является «первой скрипкой» в оркестре, но и думать о нем, как о чем-то несущественном, было бы неверно. Без сочных, певучих нот, которые неподвластны прочим музыкальным инструментам, многие гениальные произведения звучали бы совершенно иначе, если бы оркестры исключили басовую модель кларнета из состава.
Какое оборудование нужно
Начнем с аксессуаров. Необходимое оборудование включает трость, лигатуру и мундштук. Чехол также окажется полезным аксессуаром, особенно если уроки проходят вне дома. Что касается мундштука, элемент часто входит в комплект, хотя качество не всегда поддерживается на хорошем уровне. Если почувствовали, что деталь неправильно установлена, лучше сразу купить новую. Лигатуры — кольца с винтами, которые удерживают трость. Лигатуры могут быть металлическими или кожаными. Последние обеспечивают больший контроль, хотя часто рекомендуется использование металлических моделей, более сложных.
Основные сведения
Кларнет — духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью.
Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.
Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Названия кларнета на разных языках:
- clarinetto (итальянский);
- clarinette (французский);
- klarinette (немецкий);
- clarinet или clarionet (английский).
В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета, при этом музыкант, играющий на последнем по номеру кларнете, может также (в соответствии с партитурой) исполнять партию малого кларнета или бас-кларнета. В оркестровой партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, над партиями фаготов.
Разновидности кларнетов
Классификация инструмента очень обширна. Она определяется тональностью и тембром. Малый кларнет (пикколо) почти не применяется. В ансамбле чаще всего используется «бассет» со специфическим «жалобным» тембром. В оркестрах применяются и другие разновидности:
- бас – редко используется сольно, чаще применяется для усиления басовых голосов;
- контральтовый – включается в состав духовых оркестров;
- контрабас – позволяет извлекать самые низкие ноты, самый большой из всех видов.
В военных духовых коллективах США широкое применение получили альтовые. Они имеют мощное звучание, полнозвучны, выразительны.