Как играть на окарине

Многокамерные окарины

Многокамерная окарина представляет собой однокамерную окарину заданной высоты звука (басовая, альтовая или сопрано) с дополнительными камерами, что позволяет расширить диапазон окарины в сторону повышения тона. В связи с тем, что у каждой камеры должен быть свой набор звуковых отверстий, между которыми исполнитель будет перемещать свои пальцы, окарина может иметь до 4 камер. Хотя двух- и трёхкамерные окарины более распространены. Многокамерные окарины доступны в различных диапазонах, от баса до сопрано, что влияет на высоту всех камер инструмента. Двухкамерная басовая окарина будет звучать на октаву ниже, чем альтовая той же тональности, и высокие ноты басовой окарины также будут звучать на октаву ниже, чем высокие ноты альтовой окарины.

Как и с однокамерными окаринами, в многокамерных больше не значит лучше. Бóльшее количество камер приводит к тому, что инструмент становится тяжелее. Следовательно, лучше иметь несколько многокамерных окарин в разных диапазонах и/или тональностях. Также окарины в различных тональностях могут облегчить аппликатуру или орнаментацию.

Существуют две основных системы строя многокамерных окарин: азиатская система и система Паккиони. Азиатская система направлена на увеличение диапазона инструмента. Система Паккиони направлена на то, чтобы исполнителю было удобно играть на инструменте. Диапазоны этих двух систем изображены внизу. Точные диапазоны многокамерных окарин могут отличаться у разных производителей, поэтому лучше сверяться с таблицей аппликатур каждого конкретного инструмента. Не у всех многокамерных окарин есть дополнительные отверстия, поэтому они не учитываются на этой диаграмме. Наличие дополнительных отверстий добавит один или два полутона в нижней части диапазона.

Диапазоны изображены относительно альтовой окарины в тональности До. Вы можете транспонировать их выше или ниже, чтобы получить диапазон басовой или сопрано окарины, или окарины в другом диапазоне. Сопрано окарины могут иметь могут иметь меньшее количество камер в связи с тем, что для того, чтобы получить более высокий тон нужно уменьшить размер камеры окарины и в определённый момент камера становится слишком маленькой, чтобы быть полезной. Звук окарины в четвёртой октаве и выше звучит очень громко и пронзительно.

Больше о многокамерных окаринах и их системах можно прочитать в статье «Многокамерные окарины и их системы строя».

Азиатская система

Азиатская система добавляет камеры в линейной прогрессии. На окарине в тональности До самая высокая нота первой камеры обычно Ре, вторая начинается с Ми и остальные камеры добавляются по тому же шаблону. Благодаря этому, азиатская система позволяет добиться максимального диапазона.

Двухкамерная альтовая окарина в тональности До (double alto C) имеет диапазон около двух октав:
Трёхкамернаяокарина имеет диапазон в две октавы и сексту:
Четырёхкамерная окарина имеет диапазон примерно в три октавы и кварту:

Система Паккиони

Система Паккиони больше сфокусирована на удобстве исполнителя. Вместо линейной прогрессии азиатской системы, система Паккиони дублирует несколько нот в соседних камерах так, чтобы их диапазон частично накладывался друг на друга. Это похоже на систему, которая используется на струнных инструментах. На окаринах подобная система позволяет уменьшить количество переходов между камерами во время исполнения, а также позволяет исполнителю выбрать, когда конкретно переключаться между ними, чтобы облегчить орнаментацию и фразировку в местах, которые иначе лежали бы стыке двух камер.

Двухкамерная окарина имеет диапазон в октаву и квинту или сексту. Дополнительная нота может быть достигнута, если такая окарина имеет отверстие для большого пальца на второй камере:
Трёхкамерная окарина имеет диапазон в 2 октавы:
Четырёхкамерная окарина имеет диапазон в 2 и кварту:

The Legend of Zelda: Ocarina of Time

Этот музыкальный инструмент — точная копия окарины из знаменитой игры The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Это приключенческая видеоигра, разработанная и изданная Nintendo как очередная часть популярной серии The Legend of Zelda. Признана лучшей видеоигрой за всю историю игровой индустрии.

Действие игры разворачивается в королевстве Хайрул. Главный герой игры Линк отправляется в путешествие, чтобы остановить Гэнондорфа (главного врага принцессы). Гэнондорф стремится заполучить артефакт, известный как Трифорс, который способен исполнять желания того, кто им владеет. Чтобы остановить его, Линк путешествует во времени с помощью музыкального инструмента, Окарины Времени (The Ocarina of Time).

Окарина — важнейшая часть игры, Линк использует её постоянно, и для тех, кто любит игру Легенда Зельды, взять в свои руки точно такой же инструмент — потрясающее событие. Статья о данной окарине уже была на сайте, здесь мы добавляем обзор.Линк играет на окарине.

Этот инструмент, как мы уже сказали, действительно в точности повторяет образ окарины из игры: она тоже синяя, с тем же кольцом, узором на кольце. Купить такую можно в Китае, и цена невысока, меньше 10 долларов (ru.gearbest.com/home-decors/pp_202354.html).

Это полноценный музыкальный инструмент, ноты прилагаются, но играть будет непросто: это окарина с 12 отверстиями, так что придётся развивать ловкость рук. С ходу сыграть что-то путное сможет только музыкант, но даже новичку удастся извлечь из неё красивые звуки. Потренировавшись, можнл научиться играть так, как это делает Линк.

Смотрим на видео:

Качество отличное, по почте доезжает без проблем, она надёжно упакована. Шнурок прилагается (окарину удобнее всего носить на шее).

Ocarina of Time — это пятая по счёту игра серии, однако по хронологии описываемых событий она является приквелом к четырём играм, вышедшим ранее.

В начале игры Линк получает окарину, музыкальный духовой инструмент, который позже меняет на Окарину Времени (The Ocarina of Time). На протяжении всей игры Линк разучивает 12 мелодий, которые позволяют ему решать музыкальные головоломки и перемещаться в пространстве и времени. Окарина Времени также нужна для того, чтобы добраться до Главного меча в Храме времени.

Как держать окарину с 12 отверстиями.

Ноты прилагаются в буклете.

Учимся играть на окарине, как Линк.

Музыка к игре Ocarina of Time была написана Кодзи Кондо, композитором, известным своей работой над музыкальным оформлением ключевых игр Nintendo. Музыка в игре навеяна разнообразными музыкальными стилями: от игривой мелодии в лесу Кокири до испанского фламенко в долине Герудо.

В некоторых локациях музыкальное оформление является вариацией мелодии окарины, используемой в данной локации.

Музыка из Ocarina of Time получила множество похвал, а сайт видеоигр GameSpot начиная с 2001 года считает этот саундтрек одним из десяти лучших саундтреков к видеоиграм.

Как научиться играть на окарине

Научиться играть на окарине совсем не трудно. Но если вам в руки попала окарина и вы не знаете, что с ней делать, попробуйте следующее:

Слегка зажмите самый кончик мундштука окарины губами. Все игровые отверстия плотно закройте подушечками пальцев. Держать окарину нужно легко, не напрягая ни рук, ни пальцев. Чтобы начало ноты получилось чистое, выделите её, как бы произнося «туу» или «дуу». Теперь учитесь правильно дуть — нужно найти оптимальный напор воздуха. Если перестараться, окарина будет свистеть. Если слишком слабо — пришепётывать. При всех закрытых отверстиях окарина звучит на самой низкой ноте, на которую она способна.

Потом открывайте по одному отверстию — сначала пальцам будет трудновато их находить, но со временем привыкнут. Старайтесь, чтобы поток воздуха оставался равномерным, а звук — чистым. Потренируйтесь открывать отверстия сначала медленно, потом быстрее, сначала по одному, потом сразу по несколько. Когда открыты все отверстия — окарина звучит на самой высокой ноте.

На некоторых инструментах есть разница, в каком направлении вдувается воздух. Вроде на первый взгляд и незаметно — но попробуйте наклонить голову, когда играете, и поймёте.

Если окарина настроена, все отверстия у неё разного размера. Самая низкая нота, как мы уже знаем, при всех закрытых, а повышение идёт снизу вверх, сначала справа, затем слева, вот в этой последовательности сначала и стоит потренироваться поиграть гаммы. Для этих окарин можно найти раскладки мелодий, их ещё называют аппликатурами, по-английски tabulatures или просто tabs.

Если окарина не настроена, все дырочки будут одинаковые, на такой окарине можно импровизировать, как душе угодно.

Обычный диапазон окарины — одна октава. Чем крупнее окарина, тем больше её камера, тем ниже звук. Маленькие окарины всегда звучат выше больших.

Чтобы разнообразить мелодии, есть разные хитрости. Чтобы добыть полутона, нужно закрыть отверстие не полностью, а наполовину, попробуйте оставлять щёлочки разной ширины. Если нужно тремоло — похлопайте подушечкой пальца по отверстию, то открывая, то закрывая его. Ещё можно бесшумно произносить по время игры разные звуки, вплоть до рычания или горлового пения. Может, вы и сами изобретёте новые приёмы и пополните копилку окаринных знаний!

Окарина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Окари́на (итал. ocarina — гусёнок), свисту́лька — духовой музыкальный инструмент, род свистковой сосудообразной флейты. Существуют глиняные, фарфоровые и деревянные окарины. Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой в Италии Джузеппе Донати в 1860 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина». Народные окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной Европе и других местах. Во многих культурах свистулька считается детской игрушкой, в Европе она распространилась в этом качестве в середине XIX века.

Большинство окарин имеют околосферическую форму, классическая окарина — яйцеобразную, однако известны окарины самых разных форм и с разным количеством отверстий для пальцев. У окарин часто встречается мундштукообразный выступ, завершающийся отверстием для вдувания воздуха. При игре на окарине поток воздуха направляют на относительно острый край отверстия, благодаря чему воздух начинает вибрировать и издаёт звук.

Особенностью окарины является зависимость высоты звука исключительно от площади отверстий: ввиду конструкции инструмента при игре не важен порядок их открывания, если они одинакового диаметра. Два отверстия равного размера могут производить три ноты (оба закрыты, одно открыто, оба открыты), если они имеют разный размер, то количество нот увеличивается до четырёх. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий и издают сразу несколько звуков. Обычно окарина не может играть один и тот же звук через несколько октав на той же комбинации пальцев, как другие музыкальные инструменты. Окарины без отверстий или с одним отверстием, использующиеся только в утилитарных целях (охота, сигнализирование) обычно называют свистками. Благодаря небольшому размеру свистульки часто подвешивают на шнурках как медальоны.

Простейшие свистковые флейты изготавливали из крупных семян, орехов, раковин моллюсков, костей и овощей, например, тыкв. Самая древняя разновидность окарины — китайский керамический инструмент сюнь, самые ранние известные сюни относятся к IV тысячелетию до нашей эры (однако очень вероятно, что более ранние экземпляры просто не сохранились), к XVIII веку нашей эры количество отверстий в ней достигло шести. В Африке распространены деревянные, тыквенные и другие растительные ромбообразные окарины с 2—3 отверстиями, на них, в частности, играют пастухи; в Новой Гвинее их обычно изготавливают из глины, в доколумбовой Центральной Америке количество отверстий в окаринах сильнее варьировалось, от 1 до 4 и более. В густой тропической сельве с помощью окарины, которую подвязывают на верёвку и раскручивают рядом с собой, путешественники дают знать о себе окружающим.

  • Джузеппе Донати и окарины

  • Южноамериканская окарина с 3 отверстиями (в торце и краях)

  • Украинская свистулька на марке

Современную окарину изобрёл итальянский мастер, изготавливавший музыкальные инструменты, Джузеппе Донати. Его керамическая окарина с 10 отверстиями настраивалась под европейскую нотную шкалу. Инструмент Донати назвал «гусёнком» по сходству формы с гусиным клювом. Донати гастролировал по Италии с ансамблем из родного Будрио, игравшим на окаринах. Некоторые исполнители впоследствии вернулись в Будрио и заложили существующую и в XXI веке традицию изготовления там окарин.

Позднее в Германии появились фарфоровые свистковые флейты, также для производства окарин в Европе употреблялся металл. С появлением пластмассы её тоже начали использовать при изготовлении этого инструмента. Окарина Донати имела два ряда по 4 отверстия одинакового размера и два больших боковых отверстия для больших пальцев.

Кроме этой («итальянской») разновидности имеется также «английская» («Окарина Джона Тейлора»), у которой отверстий всего 4, но они имеют разный размер. Тейлор изобрёл свою систему с четырьмя пальцевыми отверстиями в 1960-х годах; сами по себе отверстия в окарине Тейлора производят пентатонические ноты, но их комбинации позволяют играть полноценный диатонический звукояд.

В 1980-х годах была создана учебная пластиковая окарина «полиок» (англ. Poly-oc)

  • Современная окарина со множеством отверстий

  • Английская сувенирная окарина-медальон китайского производства

Виды флейт

Различные виды флейт встречаются практически на всех континентах и во всех странах – в Китае, Германии, России, странах Ближнего Востока. Изначально существовали две разновидности флейты — продольная и поперечная. Все инструменты типа флейт можно поделить именно по способу вдувания воздуха.

Поперечную флейту располагают перпендикулярно ко рту музыканта, поскольку отверстие для вдувания воздуха или мундштук расположены сбоку, а продольную, соответственно, держат параллельно.

Чем отличается поперечная и продольная флейта

  • Основное отличие в способе игры – в продольную флейту воздух вдувают сзади, а в поперечную – сбоку.

  • Поперечные флейты чаще всего изготавливаются из металла – серебра, нейзильбера, либо никеля, а продольные флейты – из дерева, пластика, либо стекла.

  • Поперечные флейты имеют систему клапанов для регулировки высоты звука. Продольные флейты чаще всего имеют обычные отверстия.

  • По сути, продольная и поперечная флейты – разные музыкальные инструменты и обучение на каждом из них имеет свои особенности. Однако, детей чаще всего начинают обучать на продольной блокфлейте, и только потом переходят к поперечной.

  • Поперечная флейта – это профессиональный инструмент, более сложный в освоении, чем инструменты народной музыки.

Ещё есть так называемые этнические флейты. В музыкальной культуре почти любого народа обязательно есть инструмент, который называют флейтой. Свирель, пыжатка, вистл, окарина, бансури и многие другие инструменты, просто схожие по извлечению звука – струей воздуха.

Ещё можно выделить такие виды флейт: одноствольные, двуствольные и многоствольные.

Первыми появились продольные флейты — свистки и дудочки. Постепенно они стали вытесняться поперечными флейтами, которые имели более громкий и богатый звук. Хотите узнать подробную историю флейты?

Флейта бутылки

Возьмем бутылку и подуем на край горлышка узкой и быстрой струей воздуха. При определенной тренировке удастся извлечь звук. За счет чего это происходит?
Первоначально давление в бутылке равно атмосферному. Мы начинаем дуть. При этом часть воздуха попадает в бутылку, а часть уходит мимо. Та часть воздуха, что попала в бутылку нагнетает давление. Избыточное давление заставляет воздух выйти. Потом наше дыхание опять приводит к увеличению внутреннего давления нашего прибора. Процесс повторяется, так создаются колебания воздуха и порождается звук.
Нальем в бутылку немного воды. Тон изменится. Т.е. частота генерируемых колебаний воздуха зависит от рабочего объема. Чтобы лучше понять закономерность, перейдем к более сложным исследованиям.

История

Простейшие свистковые флейты изготавливали из крупных семян, орехов, раковин моллюсков, костей и овощей, например, тыкв. Самая древняя разновидность окарины — китайский керамический инструмент сюнь, самые ранние известные сюни относятся к IV тысячелетию до нашей эры (однако очень вероятно, что более ранние экземпляры просто не сохранились), к XVIII веку нашей эры количество отверстий в ней достигло шести. В Африке распространены деревянные, тыквенные и другие растительные ромбообразные окарины с 2—3 отверстиями, на них, в частности, играют пастухи; в Новой Гвинее их обычно изготавливают из глины, в доколумбовой Центральной Америке количество отверстий в окаринах сильнее варьировалось, от 1 до 4 и более. В густой тропической сельве с помощью окарины, которую подвязывают на верёвку и раскручивают рядом с собой, путешественники дают знать о себе окружающим.

  • Джузеппе Донати и окарины

  • Южноамериканская окарина с 3 отверстиями (в торце и краях)

  • Украинская свистулька на марке

Современную окарину изобрёл итальянский мастер, изготавливавший музыкальные инструменты, Джузеппе Донати. Его керамическая окарина с 10 отверстиями настраивалась под европейскую нотную шкалу. Инструмент Донати назвал «гусёнком» по сходству формы с гусиным клювом. Донати гастролировал по Италии с ансамблем из родного Будрио, игравшим на окаринах. Некоторые исполнители впоследствии вернулись в Будрио и заложили существующую и в XXI веке традицию изготовления там окарин.

Позднее в Германии появились фарфоровые свистковые флейты, также для производства окарин в Европе употреблялся металл. С появлением пластмассы её тоже начали использовать при изготовлении этого инструмента. Окарина Донати имела два ряда по 4 отверстия одинакового размера и два больших боковых отверстия для больших пальцев.

Кроме этой («итальянской») разновидности имеется также «английская» («Окарина Джона Тейлора»), у которой отверстий всего 4, но они имеют разный размер. Тейлор изобрёл свою систему с четырьмя пальцевыми отверстиями в 1960-х годах; сами по себе отверстия в окарине Тейлора производят пентатонические ноты, но их комбинации позволяют играть полноценный диатонический звукоряд.

В 1980-х годах была создана учебная пластиковая окарина «полиок» (англ. Poly-oc)

  • Современная окарина со множеством отверстий

  • Английская сувенирная окарина-медальон китайского производства

Как окарина работает

В детстве многие баловались свистом при помощи бутылки. Окарина генерирует звук очень похожим способом. Когда вы дуете на край бутылки вот что происходит:

  • Часть воздуха отклоняется в бутылку, а часть проходит мимо.
  • Отклоненный воздух увеличивает давление в бутылке.
  • Поскольку давление в бутылке становится больше, чем в окружающей атмосфере — воздух выходит и давление выравнивается.
  • Снова нарастать давление начинает после того, как давление в бутылке не превышает окружающее.
  • Предыдущие два шага быстро повторяются, в результате генерируются колебания воздуха.
  • Эти вибрации порождают свистящий звук, который и дает тон инструменту.

Если налить в бутылку немного воды, ее тон изменится. Внутренний объем бутылки станет меньше, изменится давление. И соответственно — частота тоже станет другой. Упрощенно это можно представить следующей схемой: уменьшается объем — повышается давление — повышается частота.

Современная окарина работает подобным образом. Отличие в том, что окарина имеет отверстия и острый край (fipple), который помогает разбивать воздушный поток.

Подача воздуха на острый край аналогично применяется в блокфлейтах, вистлах и подобных инструментах.

Открывая и закрывая отверстия на окарине мы изменяем внутреннее давление в камере. При этом меняется частота колебаний на клине свистка (fipple).

 
Из других источников есть такое описание отличий акустики окарины от других флейтовых инструментов. Во флейте звуковая волна «бежит» вдоль канала, поэтому частота звука зависит в первую очередь от длины трубки. В окарине колебания воздуха происходят объемно в воздухе, находящемся внутри корпуса. И частота зависит от отношения общей площади открытых отверстий к внутреннему объему. (Это позволяет более свободно разместить отверстия, удобнее для пальцев. Но следует избегать делать отверстия близко к свистку — это ослабляет звук.) Например окарина в 2 раза меньшего размера (Mountain окарина C) чем блокфлейта сопрано берет такие же низкие ноты.
Физическую модель окарины называют резонатором Гельмгольца. Известна формула расчета частоты, где: v — скорость звука, A — общая площадь открытых отверстий, V — внутренний объем. (подробнее здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Helmholtz_resonance)

Влияние акустики на тембр. В большинстве флейт трубка открыта с двух сторон (с одной стороны расположено окно свистка, с другой — «честно» открытая трубка). Волна «бегает» вдоль трубки и на открытых концах излучает звук в атмосферу. У таких инструментов тембр содержит полный набор гармоник (обертонов) — и четные и нечетные. Есть инструменты, где открыт только один конец трубки — кларнет, гобой. Добегая до «тупика» звук не излучается, а отражается и/или гасится. У таких инструментов тембр состоит только из половины гармоник (нечетные).
У окарины своеобразная акустика, которая зависит от формы. Если форма близка к яйцеобразной, то обертоны будут на несколько октав выше основного тона. (Легко сравнить окарину строя C, с аналогичной блокфлейтой сопрано. Окарина будет звучать мягче и субъективно менее пронзительно, чем богатая обертонами блокфлейта) Некоторые модели с узкой конической формой дают более заметные обертоны. На окарине не используется техника передувания (либо она вообще не возможна, либо затруднена). При игре тоном управляют открывая/закрывая отверстия и силой дыхания (изгиб подачи).

Типы

Есть много разных стилей окарин, различающихся по форме и количеству отверстий:

  • Поперечный (сладкий картофель) — это самый известный вид окарины. Он имеет округлую форму и держится двумя руками горизонтально. В зависимости от количества лунок, игрок открывает на одну лунку больше, чем предыдущая нота, чтобы подняться по высоте. Две наиболее распространенные поперечные окарины — это 10-луночные (изобретены Джузеппе Донати в Италии) и 12-луночные. У них есть диапазон от октавы плюс четвертая до октавы плюс минорная шестая.
  • Подвески:
    • Английский кулон — они обычно очень маленькие и портативные, в них используется английская система аппликатуры, разработанная Джоном Тейлором (4–6 отверстий). Эта система аппликатуры позволяет им достигать диапазона от октавы до октавы плюс мажорная секунда.
    • Перуанский кулон — датируется временами инков, использовался в качестве инструментов для фестивалей, ритуалов и церемоний. Их часто можно увидеть с изображениями животных. Обычно в них 8–9 отверстий.
  • Встроенные — эти окарины обычно имеют прямоугольную или овальную форму и сконструированы таким образом, что инструмент направлен в сторону от музыканта при игре. У большинства линейных окарин система аппликатуры аналогична или идентична поперечным окаринам.
  • (более известные как «двойные» и «тройные» окарины). Эти окарины по сути представляют собой две окарины, сформованные в одно тело, с двумя отдельными мундштуками и двумя отдельными наборами отверстий для пальцев. Эта конструкция обычно либо расширяет диапазон инструмента, либо позволяет играть сразу несколько нот. Хотя многокамерные окарины могут быть выполнены в поперечном, линейном или подвесном стиле, поперечный стиль является наиболее распространенным. Типичная поперечная двойная окарина играет две октавы плюс второстепенная треть , а поперечная тройная окарина обычно играет с диапазоном около двух октав плюс второстепенная седьмая .
  • Клавиши и слайды. Начиная с конца 19 века, несколько производителей также производили окарины с ключами и слайдами. Эти механизмы либо расширяют диапазон инструмента, помогают пальцам достигать широко расположенных отверстий, либо упрощают воспроизведение нот, которых нет в исходной тональности инструмента.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер по всему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: